Лирика Петербургского периода
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Зороастрова Галина Дмитриевна

Презентация может быть использована на уроках литературы в 9 кл. при изучении творчества А.С. Пушкина, Петербургского периода жизни поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lirika_peterburgskogo_perioda.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.

Слайд 3

Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март—апрель 1819 до осени 1820).

Слайд 4

В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка“, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (“27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).

Слайд 5

Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово, рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».

Слайд 6

Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества ( «Деревня»).

Слайд 7

Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» и духовенства. Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.

Слайд 8

Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа». Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.

Слайд 9

Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» .

Слайд 10

Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность» — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация.

Слайд 11

В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.

Слайд 12

«Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной». При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.

Слайд 13

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Презентация. "Евгений Онегин". Онегин. Петербургский период. Часть I

Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает  ученика  мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения  Онегина, понять ег...

Презентация. "Евгений Онегин". Петербургский период. Часть II

Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает  ученика  мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения  Онегина, понять ег...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

с тестом понимания твopчeских мотивoв петербургского периода жизни А.С.Пушкина

Каждый yчитeль пo-свoeмy пoнимаeт мoтивы твopчeства А.С.Пyшкина и oжидаeт этoгo oт свoиx yчeникoв....

Разработка урока по теме "Лирика периода 1941-1945 годов"

Урок литературы для 11 класса. Тема урока:  «Литература периода 1941-1945 годов. Конспект урока, проведенного в 11 классе,   с использованием   технологии творческих...

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Анализ стихотворений: «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания ...