Главные вкладки

    И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

    скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

    одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь

    в душу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл turgenev_6klass.rar35.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русской литературе в 6 классе

    И.С.Тургенев (1818 – 1883)                                                        

     «Стихотворения в прозе»: «Русский язык» (1882),  «Два богача», «Воробей».

    Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

    скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

    одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь

    в душу.

    Душа моя, все мысли о России.

                                                                                                                 И.С.Тургенев

           Тип урока: урок усвоения новых знаний

           Форма урока: урок-беседа

           Цель урока: познакомиться с новым жанром в литературе -  стихотворениями в прозе и его особенностями

           Задачи:

             Дидактические:

             - продолжить формирование умений анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственное суждение.

             

            Развивающие:

             - совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

             - развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;

             - творческие возможности в написании стихотворения.

             Воспитательные:

             - способствовать формированию любви к слову, русскому языку.

          Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к произведениям писателя, выставка книг, слайды

          Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика), размеры стиха (ямб, хорей), рифма, ритмика, монолог, диалог, изобразительно-   выразительные средства, антитеза

                          Ход урока

    Слово учителя.

    Ребята, на прошлом уроке мы приоткрыли страницы творчества великого русского писателя И.С.Тургенева. Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни и творчества писателя.

    Слайд

    В каком году родился И.С.Тургенев?

    Как называется родовое имение  Тургеневых?

    Бывал ли Тургенев за границей?

    В каких жанрах работал писатель?

    Назовите известные вам произведения  Тургенева?

    О чём рассказ «Певцы»? Его основная мысль?

    Как называется цикл рассказов, в который  вошли рассказы «Бежин луг», «Певцы»?

    Слово учителя.

    Правильно. Это рассказ о певцах, о манерах пения соревнующихся певцов. О характерной черте русской песни, о характере русского человека. Тургенев показал его одарённость. Его душевную красоту, душевный мир русского крестья/нина.

    Эту тему в творчестве Тургенева продолжим и на сегодняшнем уроке.  А начнём мы урок с озвучения одного из шедевров И.С.Тургенева. Называется он  «Русский язык»

    Слайд.

       Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    Какое это по объёму пр-е? Как оно написано? Звучит как?

    Ответ: небольшое  пр-е в форме прозы. Звучит  красиво, напевно, как стихотворение. Автор  размышляет, пишет о своих чувствах, переживаниях, - всё это свойственно лирике, поэзии.

    Слово учителя.

    Это стихотворение в прозе – особый жанр в лит-ре, созданный Тургеневым. Тургенев написал пр-я этого жанра в конце жизненного пути – в 1878-1882гг. Их, таких небольших произведений, несколько – 82 (51 и 31). И все они объединены в  цикл под названием «Стихотворения в прозе». И задача нашего урока – познакомиться с некоторыми из этих ст-й в прозе и выявить их особенности. Напишите тему урока и эпиграф к ней. С этого обращения к читателям начинал автор свою книгу.

    В них писатель раскрывает самые разнообразные темы: о природе, дружбе, любви к своей родине, к своему народу, к родному языку о характере и душе русского человека, о себе, о творчестве, о прошлом, о жизни и смерти и др.

    Слово уч-я. Последние годы жизни, будучи тяжело больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. Он понимает, что Россию, Спасское он больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления. Мысли о России его не отпускают. Он не перестаёт думать о ней.

    Прочитаем ещё раз  «Русский язык»

    Словарная работа

    Тягостный – трудный, мучительный

    Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

    Анализ текста. Работаем с  текстом. Вспомним , что означают следующие слова: рифма, ритмика, лирика, стихотворение….

     Рифма – созвучие концов стихотворных строк

     Ритм – равномерное чередование каких-то элементов (в стихотворении это чередование ударных и безударных слогов)

     Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания человека

    Лирическое – такое, при котором  на первом месте стоят чувства, душевные переживания

     Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами

    Эпитет – художественное определение, выражающее чувства автора

    Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о родине?

    (тягостные раздумья) А вам хочется узнать их причину? Сам автор об этом не говорит.Так вот , помочь в этом может дата написания пр-я – 1882 г.

    80-ые годы 19 века. Тяжёлые и тёмные времена переживала Россия. Политически неспокойные годы, годы террористов –революционеров, смуты . путаницы в  умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убий ство царя Александра11. Он сомневался в правильности действий интеллигенции и народнической молодёжи А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражено в ст-ии. И эти его мысли и чувства , переживания изложены в прозе

    - Ещё раз обратимся к ст-ю в прозе «Р.я.». О чём оно? (о р.я.)

    - Какая мысль заключена в нём? (мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события)

    - Какие мысли и чувства стремится передать здесь автор и с какой интонацией? (с помощью торжественной, несколько приподнятой интонацией автор выражает надежду на то, что русский народ – великий народ)

    - Какие Эпитеты исп-т автор, характеризуя РЯ? ( «великий», «могучий», «правдивый», «свободный» - они дают высокую оценку не только РЯ, но и носителю этого языка – русскому народу – народ, говорящий на таком языке, он и сам «великий» и «могучий». Не может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть великим. А если народ велик, то и будущее у народа д.б. великим.

    - Сколько предложений в ст-ии и каких? ( всего 3: 2 восклицательных, 1 вопрос-ое).

    - О чём это нам говорит? (об эмоциональности, взволнованности автора0

    - Какой человек мог так вдохновенно сказать о Родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую  силу и высоко ценит неповторимый его язык, верит в будущее великого народа, который талантлив, вольнолюбив, способен к подвигу, стремится к правде. Недаром цикл «Стихотворений в прозе» завершается  именно этим пр-ем. От трагических и грустных  размышлений к восхищению языком и народом, от отчаяния к надежде на лучшее будущее России, на воплощение в жизни тех сил, которые сокрыты в русской душе. Тогда-то он писал: «Душа моя, все мысли мои о России».

    Тургенев много говорил о красоте русского языка. Уже в «Записках охотника» он сам дал прекрасные образцы русского слова. У него есть и другие высказывания о русском языке:

           «Пишите просто, искренно…»

           «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

           «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

    В наше время язык утрачивает красоту: речь становится упрощённой, грубой,теряет индивидуальность, мы бездумно употребляем много иностранных слов, штампов, молодёжным сленгом. Пусть слова великого русского писателя послужат нам сигналом неким быть внимательными к своей речи.

    Обратимся к другому ст-ю в прозе «Два богача»

       Когда при мне произносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых,- я хвалю и умиляюсь.

       Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

       - Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут – не на что будет соли добыть, похлёбку посолить.

       - А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

       Далеко Ротшильду до этого мужика!

       Призреть – устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание

       Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство

       Убогий – крайне бедный, нищенский

       Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России  

       Диалог – разговор двух лиц

    Беседа по тексту.

    - Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?

    - По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)

    - В каком смысле можно назвать «богатой» семью  нищего крестьянина? О каком богатстве идее речь? ( о красоте, которая внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей)

    - Какой приём использует автор в ст-ии и с какой целью? (Приём противопоставления героев. Это ст-е в прозе, как и «Записки охотника», с которых начинал творческий путь писатель, утверждает нравственное превосходство простых людей над господами)

    - Почему в реплике мужика, и без того достаточно краткой, стоит многоточие? Что оно означает? Почему мужик не смог  произнести свою короткую реплику, не запинаясь? ( волновался, испытывал жалость к девочке)

    - Из какой фразы ст-я следует,что Тургенев преклонялся перед широтой души и нравственным богатством простого русского человека? (Далеко Ротшильду до этого мужика!)

    Слово учителя

    Тенерь, ребята, проанализировав  2 ст-я в прозе, давайте попробуем определить специфические черты этого жанра

    Ст-е в прозе… Почему ст-е? Что такое ст-е? ( Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами)

    Что такое лирика, лирическое пр-е? (Лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта. Лирическое – такое, при котором  на первом месте стоят чувства, душевные переживания.

     Значит. Стихотворение в прозе – лирическое произведение, написанное в прозаической форме.

    Характерные черты:

    - лирическое начало, ярко выраженные чувства автора

    - эмоциональность повествования

    - красивый, точный язык; эмоционально окрашенные слова, яркие эпитеты, восклицательные, вопросительные интонации

    - ритмичность ( равномерность, налаженность), музыкальность

    - членение на мелкие абзацы, подобные строфам

    - обычно бессюжетная композиция

    - небольшой объём

    - отсутствие описательных картин, подробной характеристики персонажей

    Рефлексия.

    Итак, вам понравились ст-я в прозе И.С.Тургенева? Какое впечатления вы от них получили? Что нового вы узнали на уроке?

    Обращение к эпиграфу урока.

                                                                                                  Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

                                                                                                  скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня  

                                                                                                  одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь

                                                                                                  в душу.

    Надеюсь, что и в ваши души что-то доброе заронили произведения  И.С.Тургенева

    Домашнее задание

     Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

     Прочитать ст-е в прозе «Воробей», составить его простой план и подготовить пересказ по нему. Попробуйте доказать, что это ст-е в прозе.

    Стихотворение в прозе «Воробей»

    - что мы знаем о воробьях? (никогда не унывающие серые невзрачные пичуги, которые всегда живут рядом с нами. Летом они теряются среди других красивых птиц, но зимой это главные обитатели в наших краях. Громким чириканьем они оживляют хмурые зимние дни, первыми возвещают о приближающейся весне.

    Теперь прочитаем  пр-е Тургенева об этой птице

    Словарная работа

    Смущённый – растревоженный, находящийся в замещательстве

    Благоговеть -  оказать глубочайшее уважение, почтение

    - Какое впечатление произвело на вас пр-е Тургенева (писатель изобразил настоящий подвиг птицы, готовой пожертвовать собой ради своего детища)

    - какую характеристику-определение даёт автор воробью? («героическая птица») автор с сочувствием и восхищением замечает: «Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой , безопасной ветке…»)

    - Опишите маленького воробышка, выпавшего из гнезда. Как  Тургенев рисует беспомощность, незащищённость птенца, его страх перед опасностью? ( у молодого воробья «желтизна около клюва» и «детский» пух на голове. Он сидит «неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки». Ясно, что птенец ещё не умеет летать, страх парализовал его и он даже не в состоянии отпрыгнуть в сторону, забиться в траву. Смерть смотрит ему в глаза…

    Представьте себе, какой ужас испытывал его отец, сидящий на ветке и понимающий, что сейчас, может быть, погибнет его дитя..

    - Почему он  не смог усидеть на ветке? («Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда».)

    - Что это за сила? (Тургенев называет её «любовным порывом, любовью…)

    - Как писатель показывает отвагу и самоотверженность старого воробья?

    («…Воробей камнем упал перед…самой мордой» собаки – « и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой!»

    Слово учителя.

    Воробей испытывает смертельный страх, об этом говорит его трепещущее тело, одичавший и охрипший голос, но он не может поступить иначе: в нём говорит голос жизни, голос любви, который сильнее страха смерти

    - Почему охотничья собака, не раз, видимо, бравшая больших птиц: уток, гусей, вальдшнепов, - вдруг останавилась и попятилась от маленького воробья? (Наверное её испугал этот самоотверженный порыв, она почуяла в нём неодолимую силу. Автор пишет о своём Трезоре: «Видно, и он признал эту силу»

    -Почему автор «удалился, благоговея», и увёл с собой «смущенного пса»? (Его поразила сила любви, заключённая в маленьком воробьином сердце, которая оказалась способной победить саму смерть: «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

    - Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения? («Только ею, только любовью держится и движется жизнь»)

    Восхищённый любовным порывом «маленькой героической птицы», автор приходит к глубокому осмыслению увиденной картины, сосредотачивая свою мысль в заключительной фразе.

    - Какова же роль человека в этой истории? (Человек здесь живёт в согласии с природой, он не вмешивается без нужды в её жизнь; природа – часть его собственного мира, она даёт ему уроки мудрости и любви, и, наблюдая её, он учится у неё.  Автором  «Воробья» руководит прежде всего любовь и уважение к «братьям нашим меньшим», он несмотрит на них сверху вниз, он ощущает их равными человеку по силе чувств, по готовности к самопожертвованию. Любовный порыв птицы вызывает у него благоговение. Т.о., Тургенев, который умеет учиться у природы, а не только наблюдать за ней и может донести до нас глубокие мысли, что вызваны этими наблюдениями. Маленькая сценка заставляет автора задуматься над вечным двигателем мира – Любовью.

    - Докажите, что «Воробей» - ст-е в прозе.

    1. Сильно лирическое начало. Вспомним портрет напуганного птенца, описание подвига воробья, настроение автора. Ему важно не повествование, а переживание, которое вызывает эпизод, размышления, каким он способствует, а в конце миниатюры содержится вывод, мудрая мысль.

    2. Ритмичность. Здесь нет ни рифмы, ни размера, но всё равно есть определённый ритм.  

    Домашнее задание: составить ст-е в прозе на тему «Утро», «Вечер» или на любую тематику.

                Урок-практикум в 7 классе « Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий  и отглагольных прилагательных»

    Цель урока: обобщить и систематизировать материал о правописании н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    Задачи:

       Образовательные:

               -знать условия выбора н и нн в суффиксах СППВ и отглагольных прилагательных

               -уметь строить рассуждение для разграничения СППВ и ОП и выбора н и нн в суффиксах

               -знать слова-исключения

       Развивающие:

              -развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы

             -способствовать развитию речи, логического мышления

             -развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом

       Воспитательные:

             -воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища

             -воспитывать умение работать в коллективе

    Оборудование:

             компьютер

             мультимедийный проектор

             интерактивная доска

             перфокарты, таблицы-схемы, карточки.

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Ход урока

    1.Организационный момент

    2.Вступительное слово учителя.

    3.Блиц-опрос

    Причастие – часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

    Причастия бывают… и … вида, … времени

    Причастия изменяются по…, …, …

    Причастным оборотом называется …с…

    Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если…

    Причастия бывают … и …

    Действительные причастия обозначают признак …

    Страдательные причастия обозначают признак…

    Действительные причастия настоящего времени образуются от основ … времени … и …глаголов …вида; при помощи суффиксов …, … (от глаголов 1 спр.), при помощи суффиксов …, … ( от глаголов 2 спр.)

    Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ … времени… глаголов…вида при помощи суффиксов…,… (от глаголов 1 спр.), … (от глаголов 2спр.)

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ … глаголов… и … вида при помощи  суффиксов…, …и…

    В предложении полное причастие является…, краткое…

    Задание : образовать от следующих глаголов возможные виды причастий:

    1ряд – «покрасить», 2ряд – лететь.3ряд.-слышать

    Для правильного ответа используем таблицу-схему:

    ПРИСТУПИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЭТАПУ НАШЕГО УРОКА

    НА ПРОШЛОМ УРОКЕ МЫ изучали правописание суффиксов СППВ и ОП. Вспомним правило

                              -Н-                                                                  -НН-

           отглагольное прилагательное                       страдательное причастие прошед. вр.

          образовано от глаголов  несов.в.                   образовано от глаголов сов.в.

           в кратких причастиях                                    зависимое слово (причастный оборот)

                                                                                    на конце –ованный, -ёванный

                                       Помню исключения!

            Исключения:                                                     Исключения:

        желанный, священный,                                    названый брат, посажёный отец,

        нежданный, негаданный,                                 Прощёное воскресенье,смышлёный,

        нечаянный, неслыханный.                               кованый (но закованный),

        невиданный, деланный, медленный               жёваный (но пережёванный)

    Закрепим это правило, пишем словарный диктант

    Крашеный пол, некрашеный пол, крашеный масляной краской, покрашенный пол; сеяная мука, засеянное поле, кошеный луг. кошенный по росе, расстрелянные патроны, подстреленная птица, выкаченная бочка., выкачанная нефть, дисциплинированный мальчик, куриный бульон. старинные вещи, смышлёная девочка, ветреный день

    Самостоятельная работа по перфокартам

    Исправле     ая работа

    Разброса      ые вещи

    Расчище      ые дорожки

    Некраше      ый пол

    Подстрел     ый заяц

    Собра          ый металлолом

    Прочита      ая книга

    Показа        ый фильм

    Просея        ая мука

    Краше         ая рама

    Скоше         ый луг

    Масле         ые блины

    Запута        ые следы

    Плетё         ая корзина

    Замече        ый враг

    Свящ          ый долг

    Потеря       ое время

    Продума     ый ответ

    Ране            ый в бою

    Ветре         ыйдень

    Зва…….. ый ужин

    Неслых     ый случай

    Нечая        ый удар

    Жёва         ый лист

    Исти         ый боец

    Серебр      ый узор

    Слома       ый бурей

    Бетонирова    ый

    Физкультминутка

    Итак, мы научились отличать СППВ и ОП, знаем правописание н и нн. Следующая наша задача – научиться отличить краткие СППВ и краткик ОП

    Слайд.

    Материал для наблюдения (запись в тетрадь)

    Обыкновенная история – История обыкновенна

    Пустынные улицы – Улицы пустынны

    Прекрасные мысли – Мысли прекрасны

              Вывод:

    Слайд

    Отправленное  (полное) письмо – Письмо отправлено (краткое)

    Напечатанная (полн.) книга – книга напечатана (крат.)

             Вывод:

    Общий вывод: в кратких причастиях пишется одна буква н, в кратких прилагательных столько н, сколько в полном, от которого оно образовано. Это ещё не всё. Наша следующая задача – научиться различить КСП от КОП От правильного определения части речи зависит верный выбор  орфограмм

    Схема 1

    Девушка (Какова?) умна и образова…а

                     //

        Поставь в полную форму

                     //

    Девушка умная и образованная

                    //

     Имеет значение качества (даёт характеристику, а не сообщает о действии)

                   //

    Это краткое прилагательное

                  //

    Пиши столько Н, сколько в полной форме – Девушка умна и образованна

    Схема 2

    Девочка (что сделана?)воспита…а отцом

                                            //

     Имеет значение действия (девочка, которую воспитал отец), имеет зависимое слова в Т.п.

                                          //

    Это краткое причастие

                          //

                 Пиши Н – Девочка воспитана отцом

    Тренировочные упражнения на закрепление

                        (Что сделаны?)

    Продукты взвеше..ы и упакова…ы (кем?). – это причастие

                             (Каково?)

    Его решение серьёз…о и взвеше…о. – это прилагательное

    Семена уже рассея…ы по полю.

    Дети рассея…ы.

    Шерсть так запута…а котёнком. Эта история очень запута…а

    Картина выставле…а, купле…а и увезе…а.

    Девочка рассея…а.

    Бойцы мужестве…ы

    Рефлексия

    Листы с утверждением

    1.умею определить вид придаточного

    2. отличаю отглагольное  прилагательное от причастия

    3.умею правильно писать слова на изученную офограмму

    4. я доволен своей работой на уроке.

    Домашняя работа

    Упр.123.,125 сочинение-миниатюра на тему: «Унылая пора, очей очарованье..», включив в него различные причастия

    Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"

    В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе....

    Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

    В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

    КВН по русскому языку "Слово не воробей, вылетит- не поймаешь" 7-9 класс

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках недели русского языка. Тема данного КВН- роль Слова в жизни человека, сила Слова и необходимость его беречь....

    Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"

    Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...

    Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».

                Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа...

    Технологическая карта «Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

    Материал содержит конспект урока по теме «Стихотворения в прозе» Тургенева....