И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Ухабина Мария Григорьевна

В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatura.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5  КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ УХАБИНА МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА

Тема: Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)гг.

        «Стихотворения в прозе»

        В творческой мастерской

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе;

                        учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с

                        текстом, расширять читательский кругозор учащихся.

Развивающие: развивать мышление, навык публичного выступления; монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества, любовь к родной литературе;

                         коммуникативные навыки (навыки работы в группе).

Тип урока. Урок обучение анализу прозаического и лирического произведения.

Оборудование урока. Портрет писателя, алгоритм-предписание (у учащихся или слайды №1,2,3,4), выставка книг,

                        эпиграф (доска), словарь (у учащихся), таблица «Изобразительные средства»

                        (у учащихся).

                                                              Добрый мой читатель, не пробегай этих  стихов сподряд: тебе,

                                                         Вероятно, скучно станет…

                                                но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое;

                                                и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-

                                                -нибудь тебе в душу…

                                                                                И. С. Тургенев

Ход урока.

1. Корреспонденты сообщают!

Да, вы провели анкетирование, оказывается, что всем опрошенным хорошо известно имя великого русского писателя, известны его произведения. Это романы, повести, рассказы.

Обращение к выставке книг!

- Что-нибудь удивило?

- Да, действительно, в ваших анкетах почти никто не упомянул. – О чем?

- О «Стихотворении в прозе», о том, что И.С.Тургенев писал стихи, даже есть романс. А заканчивая свой творческий путь, к какому жанру обращается Тургенев, что он создает?

Обращение к портрету!

- А написал он «Стихотворения в прозе» и даже обращается с советом к читателю.

Сформулируйте тему.

Сформулируйте цели.

Эпиграф!

Реализация цели.

- Какой же совет он дает своим читателям?

- Почему?

Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Что необычного в названии цикла?

- Это стихотворение и проза!

Рядом слова АНТОНИМЫ.

- Почему слово стихотворение на 1 месте?

- Решить эту проблему попробуем совместно, работая в группах.

- Обратимся к словарю Ожегова.

Значение слова проза - ?

                   стихотворение - ?

- Какой же троп (средство выразительности) использует автор?

- Антонимы.

- Как же удалось автору совместить несовместимое?

Инструктаж. У каждого есть алгоритм-предписание, словарь, подсказка-словарь, «изобразительные средства» и самое главное

        Задания.

        Время 15-20минут

Группа № 1. Анализ стихотворения «Воробей» (См.Приложение № 1)

        Вывод: 1) Да, это проза! Прозаическая речь, нестихотворная речь, нет рифмы, строф.

                2) Да, это лирическое стихотворение, т.к. этюд написан от 1 лица, отличается лиризмом, музыкальностью, изобилием выразительных средств, эмоциональной концовкой, определенным ритмом!

Группа № 2. Анализ стихотворения «Два богача» (См.Приложение № 2)

        Вывод: Да, это проза! Речь нестихотворная. Событие! Нет рифмы, строф.

                Стихотворение.

Группа № 3. Анализ стихотворения «Русский язык» (См.Приложение № 3)

        Вывод: Да, это проза!

                Да, это стихотворение!

Итог: Консультанты комментируют, как работали учащиеся в группах, оценивают работу, выставляя оценки.

Домашнее задание. Дифферинцированное.

        На выбор.

1 группа – наизусть.

2 группа – анализ по образцу.

3 группа – этюд (в тетрадях).

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

И.С.Тургенев "Старик". Художественное прочтение....

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление

Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...

«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»         ФИО (...