Главные вкладки

    И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"
    методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

    Ухабина Мария Григорьевна

    В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatura.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5  КЛАССЕ

    УЧИТЕЛЬ УХАБИНА МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА

    Тема: Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)гг.

            «Стихотворения в прозе»

            В творческой мастерской

    Цели.

    Образовательные: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе;

                            учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с

                            текстом, расширять читательский кругозор учащихся.

    Развивающие: развивать мышление, навык публичного выступления; монологическую речь.

    Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества, любовь к родной литературе;

                             коммуникативные навыки (навыки работы в группе).

    Тип урока. Урок обучение анализу прозаического и лирического произведения.

    Оборудование урока. Портрет писателя, алгоритм-предписание (у учащихся или слайды №1,2,3,4), выставка книг,

                            эпиграф (доска), словарь (у учащихся), таблица «Изобразительные средства»

                            (у учащихся).

                                                                  Добрый мой читатель, не пробегай этих  стихов сподряд: тебе,

                                                             Вероятно, скучно станет…

                                                    но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое;

                                                    и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-

                                                    -нибудь тебе в душу…

                                                                                    И. С. Тургенев

    Ход урока.

    1. Корреспонденты сообщают!

    Да, вы провели анкетирование, оказывается, что всем опрошенным хорошо известно имя великого русского писателя, известны его произведения. Это романы, повести, рассказы.

    Обращение к выставке книг!

    - Что-нибудь удивило?

    - Да, действительно, в ваших анкетах почти никто не упомянул. – О чем?

    - О «Стихотворении в прозе», о том, что И.С.Тургенев писал стихи, даже есть романс. А заканчивая свой творческий путь, к какому жанру обращается Тургенев, что он создает?

    Обращение к портрету!

    - А написал он «Стихотворения в прозе» и даже обращается с советом к читателю.

    Сформулируйте тему.

    Сформулируйте цели.

    Эпиграф!

    Реализация цели.

    - Какой же совет он дает своим читателям?

    - Почему?

    Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

    - Что необычного в названии цикла?

    - Это стихотворение и проза!

    Рядом слова АНТОНИМЫ.

    - Почему слово стихотворение на 1 месте?

    - Решить эту проблему попробуем совместно, работая в группах.

    - Обратимся к словарю Ожегова.

    Значение слова проза - ?

                       стихотворение - ?

    - Какой же троп (средство выразительности) использует автор?

    - Антонимы.

    - Как же удалось автору совместить несовместимое?

    Инструктаж. У каждого есть алгоритм-предписание, словарь, подсказка-словарь, «изобразительные средства» и самое главное

            Задания.

            Время 15-20минут

    Группа № 1. Анализ стихотворения «Воробей» (См.Приложение № 1)

            Вывод: 1) Да, это проза! Прозаическая речь, нестихотворная речь, нет рифмы, строф.

                    2) Да, это лирическое стихотворение, т.к. этюд написан от 1 лица, отличается лиризмом, музыкальностью, изобилием выразительных средств, эмоциональной концовкой, определенным ритмом!

    Группа № 2. Анализ стихотворения «Два богача» (См.Приложение № 2)

            Вывод: Да, это проза! Речь нестихотворная. Событие! Нет рифмы, строф.

                    Стихотворение.

    Группа № 3. Анализ стихотворения «Русский язык» (См.Приложение № 3)

            Вывод: Да, это проза!

                    Да, это стихотворение!

    Итог: Консультанты комментируют, как работали учащиеся в группах, оценивают работу, выставляя оценки.

    Домашнее задание. Дифферинцированное.

            На выбор.

    1 группа – наизусть.

    2 группа – анализ по образцу.

    3 группа – этюд (в тетрадях).

                    

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

    Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

    И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"

    Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...

    Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

    Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

    И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

    И.С.Тургенев "Старик". Художественное прочтение....

    И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление

    Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...

    «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»         ФИО (...