И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvoreniya_v_proze_i.s._turgeneva.rar178.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление

Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»

Цель:

познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе;

учить приемам исследовательского характера;

аналитическая работа с текстом.

Подготовка к уроку:

  1. Прочитать «Старик», «Камень», «Два богача», «Мы еще повоюем», «Разговор», «Природа», «Последнее свидание», «Воробей», «Нищий»
  2. Повторить известные изобразительно-выразительные средства
  3. Подготовить выразительное чтение (индивидуально)

Оборудование:

  1. портрет  И.С. Тургенева,
  2.  романс «Утро туманное, утро седое»,
  3.  словарь литературоведческих терминов.

Эпиграф:  Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их  враздробь… - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

                                                                                                        И.С. Тургенев

Ход урока.

Звучит романс «Утро туманное, утро седое»

1.  Слово учителя.

               Если вы спросите родителей, знакомых, просто взрослых людей, кто такой Тургенев,  вам непременно скажут, что это великий русский писатель, романист, книги которого раскупались с молниеносной быстротой, перечислят его романы: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», повести «Ася», «Первая любовь». И только немногие скажут вам, что автором строк звучащего романса является И.С. Тургенев. Литературный путь он начал еще в студенческие годы. И так случилось, что на закате своей жизни вдали от Родины, горячо им любимой, он снова обратился к стихам. Но к стихам необычным – в прозе. Совершенно разные и как будто не связанные друг с другом, все эти  83 творения составляют законченный цикл.

              Кстати, автор долго искал название своему позднему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное» и не имел намерения публиковать его при жизни. Затем возникло название «Стариковское». Но там было столько жизненной силы, что никак не вязалось с названием. И только потом остановился на названии «Стихотворения в прозе».

Почему таков жанр этих стихотворений? Каковы его особенности? – это и есть предмет сегодняшнего разговора

Обращаясь к нам, читателям, Тургенев говорил: (эпиграф) Вы познакомились со  «Стихотворениями в прозе». Ребята, поделитесь с нами, что они заронили в вашу душу? Не смущайтесь, если не все понятно. Скажите, какой отклик нашли стихи в вашей душе. Возможно, мы и рано обратились к ним, но, как сказал Лев Озеров, «читатели растут вместе с писателем».

2. Звучат стихотворения в прозе: «Нищий», «Мы еще повоюем»,…(делятся впечатлениями)

А теперь нам надо понять жанр этих произведений

  1. «Стихотворения в прозе» - это словосочетание. Где главное слово? Значит, автор указал нам, что в основе его миниатюр – лирика, лирическое начало.

       Вспомните отличительные признаки лирики

  1. Давайте рассуждать вместе. Условимся назвать их миниатюрами. Обрати внимание на содержание. Давайте укажем проблемы, которые затрагивает автор (философские, нравственные). А как нам об этом говорит сам автор?
  2. Прослушайте отрывок из повести Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (описание степи). В этом отрывке мы чувствуем лиризм?. Значит, может быть и лирически окрашенная проза? Значит, одного  признака для определения жанра недостаточно.
  3. Итак, первая особенность миниатюр – лирический характер, лиризм. Записываем в тетрадь после темы урока.

Какова цель назначения лирического произведения?

(Воздействовать на чувства, найти единомышленников. Поэтому «Стихотворения в прозе» доверительны, написаны от первого лица,  автобиографичны)

Давайте подумаем, как удается автору в таком маленьком  произведении сказать о важном, сказать так, что мы чувствуем настроение автора, сами переживаем, сопереживаем, удивляемся, восторгаемся – целая палитра чувств.

( насыщенность изобразительно-выразительных средств)

  1. Обратимся к текстам.

  1. Вчитайтесь в заглавия «ДВА БОГАЧА» (скрытые антонимы – богатство Р.  и  мужика) «ПОРОГ» - что означает это слово в толковом словаре? А чем здесь является порог  (Заглавие – символ: ПОРОГ – это выбор, который надо сделать; ПОРОГ – это Рубикон, который надо перейти; ПОРОГ -  это жребий, который надо бросить)

  1. Приведите примеры лексики в ст. «ВОРОБЕЙ». Найдите глаголы, описывающие действия старого воробья: упал, рванулся, заслонил… Что это?

     (контекстуальные синонимы)

  1. Какую роль играет деталь? «НИЩИЙ» - «потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную трепетную руку.

  1. Приведите примеры эпитетов, афоризмов.

Вывод:

Среди всего арсенала изобразительно-выразительных средств мы отметили эпитеты, метафоры,  лексические пласты – синонимы, антонимы, афоризмы, заглавия-символы .

  1. Сегодня на уроке мы пополним наш литературоведческий багаж: ИРОНИЯ в заглавии стихотворения «Мы еще  повоюем» и в последней фразе. Работа со словарем литературоведческих терминов
  2. Мы знаем, что для лирических произведений характерен свой поэтический синтаксис. Есть ли подтверждение этому в миниатюрах?

(обилие восклицательных предложений,  обращении, повторы, инверсии- примеры)-записи в тетрадях

А что такое стихи? (индивидуальное задание на уроке)

(Стих – это строка стихотворения, единица ритмически организованной речи. Стихи – это художественное произведение, написанное такими строками)

Чувствуем ли мы привычный нам с детства ритм стихотворения? А вместе с тем, можем ли мы утверждать, что эти миниатюры совершенно лишены ритма? Давайте послушаем(звучит начало стихотворения «Старик», «Памяти Вревского», «Лазурное царство»)

Автор находит для каждой мысли, для каждого образа свое звучание. При этом звучание, ритмическое оформление связано со значением.

Вывод: мы подметили еще одну особенность – своеобразная интонация, ритм.

А теперь поработаем со словарем.

Какое толкование «Стихотворение в прозе» дает нам литературоведческий словарь.

На следующем уроке мы попробуем вместе проанализировать одно из стихотворений в прозе – «Мои деревья» - понаблюдать, как связаны форма и содержание.

Выводы по уроку, итоги

Дома составить вопросы для анализа по любой миниатюре  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"

В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе....

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

И.С.Тургенев "Старик". Художественное прочтение....

«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»         ФИО (...