Урок литературы в 7 классе "Поэзия русского пейзажа"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Анализ рассказа К.Паустовского "Исаак Левитан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levitan.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе «Поэзия русской природы»

 (анализ рассказа К.Паустовского «Исаак Левитан»)

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с рассказом К.Паустовского «Исаак Левитан» и творчеством русского художника И.Левитана.

2.Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

3.Развивать творческое воображение посредством интеграции литературы и музыки.

4.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, патриотизм, чувство прекрасного.

Оформление урока:

1.Портрет К.Паустовского.

2.Портрет И.Левитана.

3.Презентация.

4.Репродукции картин И.Левитана.

Ход урока:

1.Подготовка к восприятию (слово учителя)

К.Паустовский- несравненный мастер пейзажа. Этому помог не только профессиональный талант писателя, но и знание живописи. У него есть повести и очерки о русских художниках Оресте Кипренском, Исааке Левитане, Николае Ромадине. «Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет, — писал Паустовский, — живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше». Искусству рисовать природу Паустовский учился у художников. Не случайно работа над книгой о Левитане предшествовала созданию очерков «Мещёрская сторона». Он вдумчиво вглядывался в полотна великого русского пейзажиста, стремился постигнуть их не только глазом, но и сердцем.

Рассказ «Исаак Левитан» основан на реальных фактах из жизни художника, судьба которого была сложна и интересна.

2.Рассказ о художнике (доклад ученика)

 

                ЛЕВИТАН Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) — 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна.

           Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

          Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

             Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

           Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

3.Чтение и анализ рассказа.

Перечитайте строки, в которых Паустовский передаёт содержание картин «После дождя», «Над вечным покоем». Как он это делает, на какие подробности обращает внимание? Какие мысли и чувства пробуждают в нас картины Левитана? Почему Паустовскому близок этот художник? Что их роднит в изображении природы?

Паустовский иронизирует над хозяйкой квартиры и критиками , которые требовали от Левитана оживить пейзаж животными и людьми. Докажите, что они не понимают художника?

Какие отношения связывали Левитана с семьёй Чехова?

Докажите, что труд художника- самоотречение, самопожертвование?

4.Обращение к картинам Левитана и презентации.

5.Заключение (итоги поисковой работы учеников)

Высказывания о Левитане:

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года». К. Паустовский

«Картины Левитана дают почувствовать все, что таится прекрасного в нашей чуждой эффектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных полей...»  В.А. Гольцев

«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы».   Б.В. Иогансон

«Благодаря Левитану русская пейзажная живопись стала искусством необычайно тонкого, глубокого и богатого содержания. Левитан научил своих современников так глубоко и поэтично чувствовать и понимать природу, так вкладывать в неё свою душу, как это не было до него. Это и есть суть того, что мы сейчас вкладываем в понятие «левитановский пейзаж».      А.А.Фёдоров-Давыдов

«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы».   В.А. Гольцев

 «Он самый большой поэт среди них (русских пейзажистов) и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже».  И.Грабарь

Пейзажам Левитана более всего созвучно стихотворение Н.Рыленкова:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Конспект урока литературы "Петр Великий русской литературы" (по творчеству М.В.Ломоносова)

Разработка урока литературы в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Цель урока-познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией поэта, дать представление о Ломо...

Презентация к уроку литературы "Золотой век русской литературы", 9 кл

Презентация к уроку литераи=туры "Золотой век русской литературы!, 9 кл...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Урок литературы на тему:"Русская литература в XІІ – начале XIII в." (на примере «Слова о полку Игореве»)

Заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве» в 9 классе....