Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята получают возможность взглянуть на окружающий мир по-новому, в связи с этим анализ поэтического текста удается произвести гораздо легче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №21

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства

Тема урока: «Край ты мой родной!» (С.Есенин)

                      Пейзаж в литературе и живописи

Дата проведения: 19 марта 2015 г.

Класс: 6 «В»

Учителя: Гаврилова Т.В., Романова В.Н.

Сергиев Посад

2015

Общая идея урока: единство воспитания, обучения и развития

Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Цели  урока:

- увлечь учащихся творческой природой искусства, предоставить возможность  творческого эксперимента, установление связей искусства  с повседневной жизнью ребенка;

- дать понятие о том, что в искусстве человек – выразитель мыслей, чувств, настроений;

- рассмотреть многообразие форм окружающего мира, применить полученные знания в творческой работе;

- определить роль пейзажа в художественной литературе.

Задачи: 1. Создать условия для развития эмоционального восприятия красоты и пластичности мира. Развитие фантазии на основе реальности.

             2. Создать условие для постижения первостепенной роли искусства в создании окружающего человека мира.

              3. Создание конкретного художественного «продукта» - сравнение изображения природы  в произведениях русских поэтов  20 века и изображение  разнообразных по мотивам и авторскому видению   образы природы  в пейзаже.

4. Определение особенностей пейзажной лирики С.Есенина; сравнение зимних пейзажей в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша».

Понятия: пейзаж, пространственные планы, законы линейной перспективы, живопись, колорит.

Составные элементы анализа: пейзаж, лирический герой, фольклор, олицетворение, сравнение, метафора.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников-пейзажистов И.И. Шишкина, И.Левитана, рисунки выполненные учителем и учениками. Книги по искусству, литературе.

 Оборудование урока. Материалы: бумага белая или тонированная формата А-4, краски « Гуашь», кисти, черная гелевая или шариковая ручка. Презентации «Пейзаж»; «Стихотворения Есенина», «Вивальди. Времена года. Зима».

Ход урока

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы

       С.Есенин                        

 И ученый, и художник  воссоздают мир

во имя главной цели – постижения

истины, красоты и добра. И.В. Гете

  1. Организация урока
  1. Приветствие

Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать сегодня вас на уроке, не совсем обычном.

  1. Актуализация знаний учащихся

(«Гармонист» читает стихотворение С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» наизусть)

- Назовите автора стихотворения. Какова тема этого лирического текста? (С.Есенин. Сельский пейзаж – одна из традиционных тем этого поэта.)

II Сообщение темы урока

Учитель изо: А представьте себе, что все окружающие нас деревья, кустарники, животные, птицы, дома и т.д. - все исчезло. Человек  может радоваться  весеннему солнцу, первым листочкам на деревьях  - весной или  «золотому» убранству – осенью.  Это может быть торжественная тишина утра или наступающая гроза с потемневшим небом и гнущимися к земле от порывов ветра  деревьями. Зачем нам необходимо  уметь  «видеть» окружающую нас природу?

Учитель литературы:  Как вы думаете, о чем сегодня на таком не совсем обычном уроке мы с вами будем вести разговор? (О пейзаже в лирике и в живописи.) Верно. Темой нашего урока послужат строчка стихотворения С.Есенина. Прочитайте эпиграф к уроку. О чем эти слова Есенина? (Есенинская лирика пронизана любовью к родине, к деревне).

Учитель изо. Прочитайте другой эпиграф к уроку – слова Гёте. Как вы думаете, что имел в виду писатель? Что вы сможете на уроке узнать? Что сделаете? (Важно обращать внимание на красоту окружающего мира, видеть прекрасное в природе. Создадим пейзажную зарисовку)

         III Изучение нового материала Сообщение теоретических сведений.

  1. Общее понятие о природе в произведениях поэтов 20 века и изображение природы художниками- пейзажистами.

Учитель изо. Скажите, что такое пейзаж?

Ученик: Пейзаж в произведениях искусства - это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства.

Ученик: «Пейзаж»- в переводе с французского языка означает «вид местности»

Учитель: Мы с вами умеем в плоскости листа изображать пространство.  Когда перед нами чистый лист бумаги,  какое решение мы принимаем?

Ученик: Где пройдет линия горизонта?

 Учитель: Верно. Нам надо изобразить  условную линию - линию горизонта. Низкую - если будем показывать «много» неба, или высокую – если показываем землю. И с учетом законов линейной перспективы изобразим пейзаж. Колористическое решение выберем в зависимости от  времени года, «настроения»  в пейзаже. Например, летом надвигается гроза – небо свинцово-серое,  зимой – снег бело-голубой, весной – листва ярко-зелёная, осенью она золотая. Цветовое решение передает  отношение автора к выполняемой им работе и его настроение.

  1. Беседа – сравнение изображения природы в произведениях поэтов  20 века

Учитель литературы: Можете ли вы привести пример пейзажа в художественных произведениях? (Тютчев, Полонский, Фет…)

(чтение стихотворения Есенина «Пороша» учеником, в сопровождении презентации – клипа)

- Заполняя таблицу, которая сейчас перед вами лежит, обратимся к стихам Есенина и вспомним,  какие картины природы рисует поэт в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»? (Это картины – зимние пейзажи)

- Какие зрительные образы создает поэт? (мелколесье, степь, луна, дорога, сани; снег, копыта (лошадь), вороны, лес, дятел, сосна)

- Что общего вы нашли в изображении природы в этих стихотворениях? (образ дороги – так создается динамичность этой пейзажной зарисовки, появляется образ дали; олицетворения – природа представляется живой; фольклорность образов)

- В чем различие пейзажных зарисовок? (Стихотворение «Мелколесье…»  автобиографично, перед нами – ощущения лирического героя, в стихотворении «Пороша» - обобщенная картина сказочного леса; первое стихотворение наполнено грустью, тоской, воспоминаниями о детстве, о родине; во втором звучит мотив спокойствия, умиротворения от тихого, покрывающего землю снега).

- Какие художественные средства помогают поэту изобразить зимний пейзаж? (эпитеты «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность» - несмотря на внешнюю непримечательность, быть может, даже «некрасивость», лирический герой  умиляется от взгляда на эту милую, родную степь. Олицетворения «юность веселится», «зарыдали бубенцы», «дорога убегает», «повязалася сосна»…- так поэт представляет читателям полную жизни картину зимнего пейзажа; сравнение «понагнулась, как старушка» - любовь к родине)

- Как поэту удалось выразить любовь к родному краю? (образ гармошки, «юность русских деревень», «повязалася», «понагнулась» - просторечные формы глаголов – напевность, задушевность пейзажа)

- Какова роль пейзажа в этих стихотворениях? (Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, пробуждая чувства восхищения умиления, трогательной нежности.)

Учитель изо: Презентация Андрея Тиханова и Кормилаевой Саши дополнят нашу беседу о пейзаже.

Физкультурная минутка: (проводит ученик) 

Листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели

IV Инструктаж.

Учитель изо:  Человеку необходимо уметь  «видеть» окружающую его природу.

Эта способность развивается постепенно.

Сегодня на уроке вы будите выполнять  пейзаж.

Для того, что бы выполнить  цветовое решение подготовьте палитру, краски.

При желании детальную прорисовку выполните черной авторучкой. Затем мы сравним выполненные на уроке по памяти пейзажи.

V Практическая работа

Учитель изо. Выполните на листе бумаге по памяти  пейзаж, покажите пространство в плоскости листа, учитывая законы линейной перспективы. В зависимости от выбранного вами пейзажа - выполните цветовое решение.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности;

3) оказание помощи ученикам, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

VI Итоги урока

  1. Выставка работ

2.Заключительное слово

Учитель: О чем сегодня вы узнали?

Ученик: Сегодня на уроке мы говорили о пейзаже

Ученик: Мы изобразили пейзаж, отразили в своих работах богатство и красоту элементов пейзажа.

Ученик: Мы отметили особенности пейзажной лирики Есенина, ее тесную связь с темой родины.

Учитель: Человек постоянно учится видеть и чувствовать окружающий нас мир. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие  пейзажи получились у вас! Вы изобразили  разнообразную природу . В этом и состоит творческое конструктивное видение  человеком  многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания  элементов пейзажа в ваших работах, показать свою индивидуальность.

VII Домашнее задание: подобрать  информацию по рассмотренной теме, проанализировать использование тех или иных цветовых решений в  пейзажах  изображенных русскими художниками по своему выбору; выучить наизусть стихотворение Есенина «Мелколесье…».

VIII Оценивание работы учащихся на уроке

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).

Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране.  Известно, что каж...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ (ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА) НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».

Как надо воспитывать нынешнее  подрастающее поколение XXIвека? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача.  Воспитание нового, осозна...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...


 

Комментарии

Очень красивый и вдохновляющий урок. Именно вдохновляющий. Есть вопрос немного не в тему, но к вам, поскольку у вас есть опыт. Не кажется ли вам, что бинарные уроки лучше проводить одному учителю? Часто делала такие "в юности". Разрабатывала сама, и за себя, и за напарника, потому что надо было увязать со своим предметом. Делала русский с английским или немецким, литературу с историей, с физкультурой или анатомией. Получались истинно красивыми те уроки, где не было второго учителя. Даже придерживаясь точно сценария, второй "тянул одеяло на себя", отвлекал внимание детей или скучал во время моей работы. Как у вас с этим?

Спасибо за отзыв. Я согласна с Вами в том, что порой учитель может увлекаться своей частью урока (так было в моей практике). Поэтому я стараюсь найти себе в пару такого учителя, с которым было бы интересно проводить такие интегрированные уроки в системе (не один раз в год ради открытого урока, а регулярно, так как ребятам такие учебные занятия нравятся)Если такая пара "состоится", то на уроках будет комфортно и каждому учащемуся, и каждому учителю!