ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ (ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА) НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Гарифулина Фируза Атхаровна

 

  Как надо воспитывать нынешнее  подрастающее поколение XXIвека? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача.  Воспитание нового, осознанного отношения к окружающей среде – важнейшая задача школы. Поэтому, кроме большой работы по охране природы, проводимой на уроках, я продолжаю её во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_dolzhen_ukrashat_zemlyu.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ         ЭКОЛОГИЗАЦИИ

                           (ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА)

                НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».

   Общеизвестно, что экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества. От взаимопониманий с экологией зависит и нынешняя судьба каждого из нас.

  Слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», «окружающая среда». В последнее время слово «экология» всё чаще употребляется рядом со словом «катастрофа»

  Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима. Природа предстаёт перед нами  во всей свое красе и величии. Мы лю-буемся ею, она бескорыстно дарит нам  радость.

  Но почему же тогда встречаются ребята, которые разоряют птичьи гнёзда, засо-      ряют родники и речки, ломают деревья? А то и жестоко расправляются с кошкой или собачкой…

  Как надо воспитывать нынешнее  подрастающее поколение XXI века? Как раз-вивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная за-дача.  Воспитание нового, осознанного отношения к окружающей среде – важней-шая задача школы. Поэтому, кроме большой работы по охране природы, проводи-мой на уроках, я продолжаю её во внеурочное время.

 «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».

        Подготовка урока  включает следующее:

  1. Проводятся экскурсии, прогулки в парк во время листопада.
  2. На уроках литературы читаются рассказы, стихи  о природе, об охране её богатств, проводятся беседы.
  3. На уроках русского языка используются связные тексты для изложений и диктантов, анализируя которые учащиеся получают ответ на вопрос: почему нельзя бросать мусор везде, где можно в лесу разжечь костёр, почему нужно сажать цветы и почему нельзя ломать ветви деревьев.

        

Кабинет красочно оформляется, звучит музыка.

        Внешнее оформление:

        Плакаты:

  1. «Природа болела человеком. Человек не умел видеть Землю как живое страдающее существо»

                                        Даниил Гранин.

  1. «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране»

                                        К.Г.Паустовский.

3.  «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»

                                        Л.Н.Толстой.

4.  «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля».

                                        К.Г.Паустовский.

        Оборудование:

  1. Выставка рисунков о природе.
  2. Поэты о русской природе.
  3. Художники о русской природе
  4. Портреты художников, композиторов.
  5. Компьютер, мультимедийный экран.

Учитель.

Слайд 1.        Любите живопись, поэты!

                Лишь ей, единственной, дано

                Души изменчивой порывы

                Переносить на полотно      ( слова на экране)

 Эти строки Николая Заболоцкого неслучайно мною были озвучены. Ведь сегодня наш разговор будет об искусстве, а именно о живописи, о музыке,  которая является отражением окружающей нас жизни, несёт нам определенную информацию об эпохе, природе, людях, изображённых на полотне. А информа-ция эта выражается красками, линиями, символами, музыкой.

        Слайд 2. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

 Слышим имя «Левитан» - и тотчас перед глазами осенняя картина, солнечная ясная погода, ни ветерка, всё вокруг чётко просматривается, как сквозь волшебное стекло. Это и берёзки на переднем плане, и домики вдали…. «Золотая осень». Такое состояние природы, такую погоду стали называть «левитанской осенью», т. е. ясная, безветренная, солнечная, разноцветная.

        -Можно назвать день нашей экскурсии в природу «левитанской осенью»

        - Да.

        - Почему? (Дети дополняют содержание картины)

        Сообщение 1-го ученика об И. И. Левитане.

        Слайд 3.  (тихо звучит музыка П.И.Чайковского)

 Исаак Ильич Левитан (1860-1900) очень любил свою страну. Его картины учат нас видеть и понимать красоту и прелесть русской природы.

  Левитан рано остался сиротой. Его детство было таким безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве (в училище живописи), ему часто  приходилось голодать. Ночевать он вынужден был в училище, так как не имел своего угла.

  Левитан был мягким, добрым человеком, любил всё красивое. К себе, к своей работе он относился очень строго. Ему всегда казалось, что можно сделать лучше.

  Современники называли Левитана поэтом русской природы.

Посмотрите на его портрет. Это строгий, элегантный, красивый, изящный, талантливый художник. Поражал всех своим замечательным лицом и чуткими вдумчивыми глазами. Добрый, спокойный, о чём-то задумался, у него усталый взгляд.

         О чём же?

        Мы разгадали его мысли, которые оставил нам в картине «Золотая осень». Посмотрим ещё раз на этот пейзаж. Состояние природы тихое, ясное, чистое, прозрачное, как бы хрустальное. А завтра ударит мороз, или подует ветер, заморосит мелкий холодный дождь; погода испортиться. Осенний лес красив во время листопада, но эта красота прощальная. А прощание как всегда, грустное. Так вот художник грустит, ему жаль расставаться с красотой осенней природы, что осень  не возвратится, пока не пройдут зима, лето.

  Известно, что Левитан относился к деревьям, как к живым существам, способным грустить, роняя листву перед наступлением холодов.

        Сообщение 2-го ученика.

         Слайд 4.   И.И.Левитан, так же как Пушкин, Тютчев, Фет и многие другие, ждал осени как самого доброго и мимолётного времени года.

  Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

  Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин…

        Слайд 5.  Творчество П.И.Чайковского и И.И.Левитана всегда сравнивали. Исаак Ильич любил рисовать под музыку Петра Ильича, последний сочинил цикл «Времена года». В «Октябре» Чайковского грустная мелодия, задумчивая, душа зовёт кого-то и не находит отклика. Эта мелодия говорит о том, что лето не возвратиться, пока не пройдёт зима и весна. Послушаем это произведение и вместе погрустим. (Исполняется на пианино «Октябрь»)

        Затем дети поют  песню «Листопад» (слова М.Ивенсен, музыка М.Красёва), читают стихи известных русских поэтов об осени.

         

        1-й ученик.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..

                                        (А.С.Пушкин.)

        2-й ученик.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся.

Лужи у крыльца.

                                        (А.Плещеев.)

        3-й ученик.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

                                        (И.Бунин.)

        4-й ученик.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин

Кисти ярко-красные волнующих рябин.

                                        (А.Толстой.)

        5-й ученик.

Кроет уж лист золотой

Влажную леса красу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холода щёки горят,

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать.

                                        (А.Майков.)

        6-й ученик.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая, Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

                                        (С.Есенин.)

Исполняется песня «Это называется природа» (слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова).

Учитель. А теперь отгадайте портрет деревьев.

  Одетые гладкой берестой, стволы их сверкали на солнце ослепительной белизной, а кроны отливали золотом пожелтевших листьев. Прекрасная любимица русского народа в осеннем уборе.

 Ученик. Это берёза. Слайд 6.

 Учитель. Оригинально выглядит в осеннем убранстве (?    ); его лопастные буровато-коричневые листья, то тёмных тонов, отливают бронзой. Есть в (?   ) какая-то мужественная красота. У некоторых увядшие и свернувшиеся листья, как ни треплют их зимние ветры, держится на ветвях до самой весны.

  Ученик. Это дуб.

  Учитель. А как хороша в осени (?    ). Её округлые листья, повисшие на длинных черешках и трепещущие при малейшем дуновении ветерка, раскрашены теперь в разнообразные цвета. Здесь  жёлтые, и оранжевые, и багряные с самыми различными оттенками. Но как только  опадут расцвеченные листья на влажную  землю, пропадает их красота: они быстро чернеют.

  Ученик. Это осина

  Учитель. А что же это за деревья? Зимой и летом одним цветом.

  Ученик. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.

  Учитель. И.И.Левитан спокойно, чуть грустно воспел природу. А вот другой живописец – И.И.Шишкин – показал на своих полотнах и красоту, и богатство русского леса. Наша страна – могучая держава

    Слайд 7.   Лес – зелёный наряд нашей Земли. Люди не могут обойтись без леса. Наша страна – величайшая строительная держава. На одного человека в Татарстане приходится 28 соток леса или 7 сад - огородов.

   Ученики перечисляют значение леса:

- Лес  - дом для зверей и птиц.

- Лес – наше богатство!

- Лес – наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

- Лес – тетради, книги, парты, столы.

        Учитель.  Но главное богатство леса – его красота. Прежде всего, в любом растении нужно видеть красоту. Человек не может быть счастливым без приро-ды. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье, поднимает настроение, рождает добрые чувства.

  Лес прекрасен  в любое время года, но особенно он красив осенью во время листопада.  Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благо-даря любви к природе.

   А вот другой художник – И.И.Шишкин – показал на своих полотнах и красоту, и богатство русского леса.

        Сообщение 2-го ученика.

   Наша страна – могучая лесная держава. Она богата столетними дубами, могучими соснами, густыми кустарниками. На нашей земле, земле Татарстана родился И.И.Шишкин (в г. Елабуге Вятской губернии). С детства Ваня страстно любил леса. Он был наделён чувством природы. Разъезжая по Елабужскому району, он восхищался лесами. Сосны, дубы на его картинах вырастают на богатой плодородной земле, покрытой мхами, кустарником, буйными травами.

        Слайд 8. (Показываются картины «Лесная глушь», «Среди долины ровныя…», «Лесные дали», «Сосны, освещённые солнцем», «Корабельная роща») Недаром современники назвали его «царём леса». Благодаря Шишкину

 в русском  языке появились новые выражения «шишкинский лес», «шишкин-ский пейзаж». С особым мастерством передавал талантливый художник величие, красоту, мощь природы, её широкие просторы. (Вниманию учащихся предлага- ется запись первого  концерта П.И.Чайковского).

        Учитель. Композитор и пейзажист любили Родину, утверждали её мощь и красоту. Лес – символ русской силы.

(Исполняется песня «Наш край», сл. А.Пришельца, муз. Д.Кобалевского).

        Ученик.   Природу любят многие, но внимательно и бережно к ней могут относиться только глубоко понимающие люди и хорошо воспитанные. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо вместе беречь великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни живописи, а значит и человека.

        Есть одна планета – сад

        В этом космосе холодном.

        Только здесь леса шумят,

        Птиц скликая перелётных.

        Берегите свою планету,

        Ведь другой на свете нету.

   Исполняется сценка под общим названием «Берегите природу».

Инсценировка стихотворения,  Г. Тукая «Ребёнок и мотылек».

        Учитель (вывешивает плакат «Как надо вести себя в лесу»):

- Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие же это правила?

        Ребята по порядку говорят:

- Не оставлять мусор в лесу, а вырывать яму, собрать мусор и всё закопать.

-Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

- Особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу.

- Не разжигать костёр, беречь лес от пожара.

- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев, Будьте осторожны мс огнём в лесу!

- Не разрушать грибницу, собирая грибы.

        Ученики читают правила и комментируют.

        На нашем уроке были прочитаны стихи, рассмотрены пейзажи, высказаны мысли хорошо воспитанных людей и глубоко понимающих  природу. (Вывешиваются плакаты с высказываниями известных русских поэтов и писателей о природе.)

        Исполняется песня «Это называется природа».  (сл. М.Пляцковского, муз. Ю.Чичкова.)

         

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Тестовая работа по теме: "Человек на планете Земля"

"Инновационные технолгии в рамках национального проекта "Образование" с использованием ИКТ на основе УМК "Сферы"...

Интегрированный урок в 11 классе (МХК, английский, музыка) по теме "Историческое происхождение праздника Пасха"

Создание учебно – речевых ситуаций на основе текстов духовно – нравственного содержания в старших классах.        На протяжении многих веков люди, связанные со сферо...

Сценарий внеурочного занятия «Три неразлучных друга: литература, живопись, музыка»

Цель внеурочного занятия:создать условия для формирования эстетических представлений о трех видах искусства: литературе, живописи и музыке, их сходстве и различии. Игра проходит в группах и способству...

"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.

                      Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образоват...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...