"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

                        Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образовательные технологии. Особое внимание уделили коллективному способу обучения. Для выполнения заданий были созданы несколько групп:

1) группа биографов,

2) группа экскурсоводов,

3) творческая группа (инсценированиеотрывков из пьес  А.Н.Островского "Женитьба Бальзаминова", "Банкрот", "Бесприданница", "Гроза",

4) вокальная группа,

5) группа декораторов и костюмеров, 

6) группа технической поддержки к подготовке урока (компьютер, проектор, слайды, экран),

7) группа книголюбов (выставка книг по творчеству А.Н.Островского),

8) группа фотографов.

    Все члены групп принимали активное участие в сборе материала, в его обсуждении. Работа ученика и учителя, самостоятельная работа, работа в группе одноклассаников - все это дало возможность каждому прочно и всесторонне изучить тему.

 Подготовка и проведение такого урока обеспечивают лучшее понимание изученного материала, дают возможность развить индивидуальные творческие способности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                       -1-

 «Певец Замоскворечья».

Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству Александра Николаевича Островского.                                                          

        Цель урока:                                                                                                                                         1)  познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Н.Островского;                                                  2)  помочь им увидеть неповторимость облика драматурга;                                                                                          3)  воспитать эстетический вкус;                                                                                                                          4)  пробудить интерес к драматургии создателя русского национального театра.

       Оборудование:

1. Портреты А.Н.Островского: фото 1850-х годов, фото 1863 года.

   В.Г.Петров. Портрет А.Н.Островского.1871 год (слайды).

2. Иллюстрации картин Б.М.Кустодиева (слайды).

3. Литография Малый театр (слайды).

4. Фотография Н.Ф.Островского, отца писателя (слайды).

5. Фотография дома Островского в Щелыково (слайд).

6. Магнитозаписи: а) М.П.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина».

   «Рассвет на Москве – реке»; б) колокольные звоны.

7. Компьютер. Проектор. Экран. Слайды.

8. Фрагменты из кинофильмов, поставленных по пьесам А.Н.Островского

   «Снегурочка», «Бесприданница».

9. Расписной самовар, шали, декорации и костюмы к инсценировкам.

10. Выставка книг по творчеству А.Н.Островского.

Подготовка к уроку. Инсценирование отрывков из пьес А.Н.Островского:

«Женитьба Бальзаминова», «Банкрот, или «Свои люди – сочтемся», «Гроза»,

«Бесприданница». Разучивание романсов.

 Учитель                                                                                                                                      Александр Николаевич Островский (1823 -1886). Великий драматург. Им переведены

с немецкого, английского, испанского, французского, латинского 22 пьесы, остались незавершенными переводы 16. Создатель русского национального театра. Русский Мольер и русский Шекспир.

                                                           -2-

       Но что мы знаем о нем? Как представляем его судьбу?

       Сколько ярких гениев в русской литературе: светоносный Пушкин, горестный Лермонтов, мучительный Достоевский и громовержец Толстой…

Образ каждого из них перед нами как живой. Вехи судьбы хорошо знакомы…

       А вот Островский как человек и как личность почти не ощутим. С ним рядом в нашей памяти разве что условная купеческая бутафория: самовар и расписной платок…

       Он не дрался на дуэли, как Лермонтов, не отбывал каторгу; как Достоевский, не сражался на 4-ом бастионе, как Толстой… Жизнь прожил домоседом и в сознательном возрасте только раз сменил квартиру: переехал с одной улицы на другую. Он не оставил воспоминаний, неохотно писал письма, почти не вел дневника.

       Однажды издатель «Русской старины» Михаил Семеновский уговаривал его написать мемуары, Островский отвечал ему так:

 Ученик:

       «Я сам уже давно мечтаю, что «вот буду писать свои воспоминания, как это будет приятно, как это будет живо и правдиво, сколько нового я скажу… Но я знаю в то же время, как мечты мои так мечтами и останутся. Чтобы привести в порядок свои воспоминания и хоть только начать их как следует, нужны покой и досуг; а ничего этого у меня нет и быть не может… Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей, - так уж до воспоминаний ли тут!»

 Учитель: Так и остался Островский одним из самых загадочных лиц русской литературной истории.

       За драматурга всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – не усадить, пожалуй, даже в зале Малого театра, носящего имя Островского. Им не хватило бы кресел. Они теснились бы в дверях, заполняли проходы: купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки – бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, слуги, градоначальники, полицейские, биржевые маклеры, отставные генералы…  О каждом из них он знал, кажется, все, изучил их душу, видел их намерения, заранее угадывал их поступки, и оттого их голоса всегда шли за ним.

       Звучит музыка Мусоргского. Вступление к опере «Хованщина»  «Рассвет на Москве – реке» (отрывок).                                                              

  Учитель:   Если б Островскому суждено б все – таки было написать свои «Записки», он начал бы, несомненно, с этого уголка земли.

       С высокого кремлевского холма открывался за Москвой – рекой простор старого города – села Замоскворечья, с его домами, церквями, садами…

 

                                                           -3-

     Между церковными дворами, в доме дьякона, где снимал квартиру его отец, в 1823 году родился Островский.

       В своих «Записках» он, наверное, уж вспомнил бы двухэтажный бревенчатый дом на каменном подклете, узенькие окошки, скрипучие половицы. Детской памятью вспомнил бы высокую траву палисадника и пыльную пустынную немощную Малую Ордынку, на которой бегал с ребятами.

       Вспомнил бы дом и на Житейной улице, откуда ходил через мост в гимназию на Волхонке. Мать Островского умерла рано, и воспитывал его отец, который был способным и дельным юристом, преуспевающим на службе чиновником. В доме у него была незаурядная библиотека, выписывались журналы, и гимназиста Островского не редкость было застать с книгою.

  Ученик:  Да, пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, Колумба Замоскворечья, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь.

       Этот самоцветный мир попытался позднее запечатлеть родственный Островскому по духу художник Борис Михайлович Кустодиев.

       Показываются репродукции картин Б.М.Кустодиева или слайды.

  Учитель: Попробуем представить московскую жизнь, жизнь Замоскворечья…

Ярмарки…Балаганы… Трактиры…Будни неторопливы, текучи…  Из-за заборов свисала пыльная акация. Окна на ночь глухо запирались ставнями, а по летней поре соседи бегали друг к другу в гости через улицу (или калитками из сада в сад), запахнувшись в халаты и в туфлях на босу ногу.

       Здесь любили говорить о варке варенья и о солке огурцов, ставили на окна бутылки с настойкой, покупали годовые запасы рыбы, меду и капусту.    

       Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром или стаканом «пунштика» бородатые купцы.

        Здесь их молодые жены и дочери выглядывали из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах.

       Здесь люди добрые чай пили только с медом и изюмом, экономя дорогой сахар.

       Здесь по праздникам спали до 11 часов, пекли пироги, ужинали туго-натуго и рано ложились спать.

                                            Звучит колокольный звон

      А в праздники тут гудели колокола церквей  и двигалась к поздней обедне пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках и мантильках, купцы

                                                            -4-

в армяках и поддевках и молодые чиновники в узеньких, будто облизанных фраках с прическами «а ля кок».

       Каких только не увидеть картин! Каких разговоров не наслушаться!                                   

Ученик:    «Записки замоскворецкого жителя». 1 страница 1-го сочинения Островского.

        «Вот направо, у широкого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, что по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый геранью, в татарском халате, с трубкой Жукова, то чаю хлебнет, то затянется и пустит дым колечками. Потом и чай убирают, и пившие оные остаются у окон прохладиться и подышать свежим воздухом. Чиновник за геранью берет гитару и запевает: «Кто мог любить так страстно», а купец в красной рубашке берет в руки камень либо гирю фунтов двенадцати…  Подле него, на окне, в холстинном мешочке, фунтов восемь орехов. Он их пощелкивает, пощелкивает себе, да знать никого не хочет».

                                                (По ходу чтения инсценирование)                                      

Учитель:       Молодой Островский полон гордости, что открыл  никем не обнаруженную страну. Какие тут оказались типы! Какие нравы! Какой язык!

       Взять хотя бы бессмертного искателя невест – писарька из присутствия Мишу Бальзаминова. Он мечтал о богатстве и столичном шике, а сам надут пустотою и легок, как воздушный шар.

       Замоскворечье живет по законам примет, снов и гаданий. И мечтательность Миши, его добродушное и вдохновенное фантазерство – тоже часть замоскворечной стихии.

             Инсценировка. Отрывок из пьесы «Женитьба Бальзаминова»

                                 (Бальзаминов и маменька).

 Учитель:      «Мы себя покажем», - говорит молодой герой. Миша Бальзаминов, несомненно, себя покажет, счастливо женившись на вдове Белотеловой.

       Островский начал необычно. Дебют его был ошеломляющим. Первая же большая комедия – она называлась «Банкрот», или «Свои люди – сочтемся!» - стала событием в литературе. Сюжет ее – обычное дело для Замоскворечья событие – объявление ложного банкротства.

       Героев будущей своей пьесы Островский мог встречать среди клиентов отца, ставшего видным замоскворецким дельцом, присяжным стряпчим и частным адвокатом.

                 Фотография Николая Федоровича Островского.                                                   Человек справедливый, но с довольно крепким характером, он послал своего сына по своим стопам на юридический факультет, который тот, правда, не закончил. Увлечение театром настигло молодого Островского как внезапная болезнь. Он то и дело пропадал на

                                                          -5-

галерке, скрываясь от университетских инспекторов, и в конце концов оставил факультет на середине курса.

       Николай Федорович пристроил сына писцом в Московский Совестной , а потом Коммерческий суд. Он оказал неоценимую услугу молодому автору: не зря и Шекспир служил у нотариуса. На задворках здания Присутственных мест помещалась знаменитая Яма – московская долговая тюрьма. Одно название, отдававшее могильным духом, способно было повергнуть в ужас несостоятельного должника.

       В пьесе «Банкрот» решившийся обмануть всех купец Большов сам был обманут и посажен в Яму своим же приказчиком Подхалюзиным, который заодно с домом, лавками забирает и его хорошенькую , но равнодушную и  черствую к слезным просьбам дочку Олимпиаду Самсоновну (Липочку).

   Инсценировка. Отрывок из «Банкрота» (Липочка и Подхалюзин).

 Учитель:     3 декабря 1849 года произошло важное для Островского событие: в доме Погодина он впервые читал гостям своего «Банкрота». Ждали Гоголя, но он не приехал.

     Островскому помогал его молодой друг, актер Малого театра Пров Садовский. Читали на голоса: Александр Николаевич – женские роли, а Садовский – мужские. Все внимательно слушали франтоватого, одетого в светлый фрак и пестрые брюки по моде молодого автора. Слушали хорошо, от души смеялись.

      Неожиданно во время чтения раздался скрип ступеней, шаги по  лестнице – и в проеме возник бледный, с прямым длинным носом профиль. Пришедший оперся о притолоку двери, да так и простоял неподвижно до конца чтения. Потом так же незаметно исчез. Это был Гоголь.

       Позднее он написал записку, которую Островский берег всю свою жизнь как святыню. В ней были написаны такие слова: «Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен». Так незадолго до смерти автор «Ревизора» приветствовал Островского как своего преемника на русской драматической сцене.

       Драматический писатель не живет без театра. А между тем пьесы Островского 6 лет не могли найти себе дорогу на сцену. Николай Первый собственноручно начертал на рапорте по поводу «Банкрота»: «Напрасно печатано, играть  же запретить, во всяком случае…»

       На запрещение Островский досадовал. И, не допущенный на императорскую сцену, стал поощрять представления на домашней сцене, в любительских спектаклях, сам иногда  соглашаясь сыграть Подхалюзина.

       Одну за другой молодой драматург стал писать пьесы – «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».        

       14 февраля 1853 года пьеса Островского увидела сцену. Любовь Павловна Косицкая сыграла в Малом театре главную роль в комедии «Не в свои сани не садись».

                                                          -6-

       Премьера окончилась овацией. Вот что вспоминает один из очевидцев:

 Ученик:      «Что творилось в театре в этот вечер, не поддается никакому описанию. Молодежь вы несла Островского на руках, без шубы в сильный мороз, на улицу, намереваясь таким образом донести его до квартиры, и, когда более благоразумным удалось накинуть на его плечи шубу и усадить в сани, толпа в несколько сот человек различного пола и возраста направилась по сугробам снега к дому автора…  В эту ночь шумная толпа потревожила сон многих Кит Китычей,  мирно покоившихся на высоких пуховиках…

       Островский появился на пороге своей квартиры, вызванный оглушительным криком толпы, он раскланялся со всеми, двух или трех стоявших вблизи обнял и расцеловал и выразил сожаление, что не может пригласить и вместить в своем доме всех «хотя и поздних, но милых гостей».

Учитель:       Домом Островского, который мог бы вместить всех, настоящим его домом, был отныне театр.

       Если одна родина творчества А.Н.Островского – Москва, Замоскворечье, то другая, уж наверное, Волга, Заволжье.

       Перенесемся, читая Островского, сюда, где сливается Волга с рекой Костромой, где видны стены и башни Ипатьевского монастыря, дальнее Заволжье.

                                                Звучит бурлацкая песня.

Учитель: Сюда, в эти края, Островский впервые попал, когда ему было немногим более 20-ти лет.

       Первая встреча с Волгой была ошеломляющей. Отец взял тогда с собой сына показать ему только что выкупленное в Костромских краях имение Щелыково. Островские были родом из костромской земли, и отец гордился, что возвращается, да еще владельцем усадьбы, к своим корням.

       В 1856 году, будучи уже известным писателем, Островский попросил у Московского Министерства разрешения поехать в экспедицию, затеянную для изучения берегов Волги.

       Два года (1856 – 57) он месил грязь на проезжих дорогах, навещал маленькие городки и села на Верхней Волге, ночевал на постоялых дворах и ямщицких станциях.

       Вернувшись в Москву, Островский любил рассказывать о случившихся с ним в дороге происшествиях, метко обрисовывал встреченных людей – чудаков и оригиналов. Ему говорили: «Не грех будет ввести их в одну из пьес».  А он отвечал: «Да нельзя не ввести, непременно введу.  Ведь они сами так и просятся в комедию».

       В те годы Островский задумал целый цикл пьес «Ночи на Волге» и нанес на карту Поволжья свои, никому не известные по имени (но, кто смотрел его пьесы, знакомые) города: Калинов,  Бряхимов.

                                                            -7-

       В Калинове развертывается действие «Грозы» и «Горячего сердца». Бряхимов возникает перед нами в пьесах «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Красавец – мужчина». Калинов – городишко уездный и напоминает Кинешму. Бряхимов же – губернский город, совсем такой, как Кострома.

                     Инсценировка. Отрывок из «Грозы» (Катерина и Варвара).

Учитель: Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Трагедия потрясает зрителей до глубины души и в наши дни. Не случайно современные режиссеры обращаются к экранизации этой пьесы. Послушаем романс из кинофильма.

Исполняется романс из кинофильма «Бесприданница» в исполнении  учениц  класса.

Учитель:   С 1868 года, когда Островский с братом купили у мачехи отцовское имение, драматург приезжал сюда неизменно каждое лето и оставался до осенних дождей.

                                        Фотография дома Островского ( Щелыково)

       Какой знакомый и переполненный счастьем вид! По зеленой луговой долине узкой волнистой лентой вьется Куекша в кудрявых кустах. За нею светлый лес. За ним, зубцами, другой, темнее, а дальше – самый темный – террасами поднимается к горизонту. Справа, за оврагами, белеет колокольня церкви в Николы – Бережках. И веет волей, простором.

       Природа говорила о волшебно-идеальной жизни, которой жили когда-то люди или еще только готовились жить люди.

       Островский воссоздал в сказке эту желанную страну берендеев. Ею правит мудрый и справедливый царь-поэт, которому «любезна игра ума и слова». Берендей сидит на троне и сокрушается, что «горячности любовной давно не видит у берендеев, «исчезло в них служенье красоте».

       Здесь и поляна, и голубой ключ, в котором, по местному поверью, растаяла Снегурочка.

  Звучит ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» «Люблю и таю». Композитор Римский – Корсаков.

       Здесь, в Щелокове, будто явлена великая сцена поэтических пьес Островского – без кулис, рисованных декораций.

       Здесь рождены, отсюда летят к нам голоса, чтобы мы, придя однажды в зрительный зал, целый долгий театральный вечер жили  думами, чувствами, прихотями и страстями созданных его гением людей.

                            Беседа с учащимися по теме проведенного урока.                                       1.Что вы узнали о личности драматурга?

2. Какие пьесы написаны Островским?

                                                        -8-

3.Какие проблемы поднимает автор в своих пьесах?

4. Назовите основных героев пьес, их общественное положение?

5. Попробуйте дать определение именам и фамилиям действующих лиц пьес.

6. Ваше впечатление об уроке, игре актеров.

Подведение итогов урока-лекции.   Выставление оценок.

Домашнее задание: 1) учебное пособие 10 класса, 1 часть, стр.141-146, чтение, составление таблицы; 2) устное сочинение-размышление «Судьба Островского».

Вручение учащимся билетов в театр имени  Кольцова («Свои люди  - сочтемся!»)

 

                                 

                                               Гарфутдинова

                                                                          Нафиза  Назыровна -   учитель              

                                                                        русского языка и  литературы

                                                             МБОУ «Лицей  № 65»  

Воронеж

             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ (ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА) НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».

Как надо воспитывать нынешнее  подрастающее поколение XXIвека? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача.  Воспитание нового, осозна...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)

Методическая разработка  урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...

Конспект урока "Английская живопись XVIII в. Творчество У. Хогарта.

Данный материал поможет учителям МХК при подготовке урока  на тему "Английская живопись эпохи Просвещения"....

Урок - лаборатория Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...

Сценарий внеурочного занятия «Три неразлучных друга: литература, живопись, музыка»

Цель внеурочного занятия:создать условия для формирования эстетических представлений о трех видах искусства: литературе, живописи и музыке, их сходстве и различии. Игра проходит в группах и способству...

Открытый урок литературы «Давний, давний спор…»(пьеса А.Н. Островского в оценке критики: (Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева, М.А. Антоновича и др.)

На уроке учащиеся 9 класса пытались разрешить проблему: В чем причина столь разных толкований драмы «Гроза»?...