Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.
план-конспект урока по литературе на тему

Шевчук Вера Степановна

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить и воспринять образ подростка, стремящегося к учению.Важно с самого начала  задать соответствущий настрой  уроку.  Кроме того - это благодатный материал для использования таких методических приёмов, как работа в группах, индивидуальные сообщения учащихся, словарная и творческая  работы. На материале данного урока представлена возможность воспитывать у ребят такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература + живопись)

                                                       Преподаватель русского языка и литературы                     СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж» Шевчук Вера Степановна

Тема урока                                                           

«Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова   «Школьник» и картине  Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы».

Цель:

- Закрепление навыка анализировать стихотворный текст и картину художника;

- Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения и сопоставительного анализа, творческие способности; активизировать литературоведческую и искусствоведческую лексику, помогающую понять картину (композиция, ракурс), а также лексику культуроведческую (зипун, лапти, котомка, заплатки).

- Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, побуждать интерес к творчеству Некрасова  и  к произведениям искусства.

Оборудование.  Портреты Н.А. Некрасова и  Н.П. Богданова-Бельского (демонстрация), тексты стихотворения «Школьник» на каждой парте, мультимедийная  установка, картина Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» (для демонстрации), рабочие тетради (в них записывается название стихотворения и словарная работа к нему, название картины и словарная работа к ней), двойные листы для творческой работы.

Методические приёмы: выразительное чтение и анализ стихотворения, сопоставительный анализ  двух произведений, индивидуальные сообщения учащихся, фронтальная беседа, работа в группах.

Словарная работа проводится в течение урока (значения слов демонстрируются на экран. Их значения подготовлены  учащимся дома, он же и занимается демонстрацией материала).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Постановка целей.

    Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово демонстрируется на экран). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном или  увиденном.

Преподаватель:  Детство – удивительная эта пора. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В  детстве  мы верим  в романтическую мечту.  Сегодня тоже будем говорить о детях и их судьбах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            С предыдущих классов  вы уже  знакомы с некоторыми произведениями Н.А. Некрасова о жизни крестьянских  детей. Об этом напомнит ваш товарищ (сообщение подготовлено дома).

Учащийся. 

- В детстве Некрасов много времени проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными,  вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. В стихотворении «Крестьянские дети» он  с горечью пишет:

…низкого рода люди…                                                                                                                                                ни науки, ни неги…                                                                                                                                                                   Не ведают в детстве они…                                                                                                                                              

С детства они работают  наравне со взрослыми:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок

 В больших сапогах, в полушубке овчинном,

 В больших рукавицах... а сам с ноготок! (отрывки стихотворений  демонстрируются на экран).

Преподаватель: 

-На предыдущем уроке вы знакомились со стихотворениями о тяжёлой жизни простых людей в дореформенной России. Сегодня на уроке мы продолжим эту тему: проанализируем  стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”, а также в связи с этим  рассмотрим картину Н. Богданова-Бельского «У дверей школы»  и определим то общее, что их объединяет.

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ ,  считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который хотел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верил в его ум, силу, характер. Он считал, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение – в этом вся проблема.

VI. Анализ стихотворения «Школьник»

 (Анализирует стихотворение 1-я группа уч-ся, ребята 2-й группы могут дополнять).                                  1) Из  истории создания стихотворения «Школьник». Сообщение учащегося

(Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при  этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал, терпел насмешки одноклассников  и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, находил время заниматься поэзией и русским языком).

 -  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?                                                                                       Каким настроением  оно  проникнуто?

- О какой дороге идет  речь?  Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

- Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

- Каково отношение ямщика к мальчику? ( дружок).

- От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я », «знаю…».)                                                            - Как называется речь одного лица? (монолог)

- Согласны ли вы, что в последующей строфе есть напутствие мальчику?

 Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? 

Словарная работа.  Напутствие (книжное) – Слова  пожелания отправляющемуся в путь.

- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику,  какие это части  речи и  на что они указывают? («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)                                                                                           (Глаголы.  Глагол обозначает действие предмета, значит,   герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой.                                                                                                                                              - Почему он не должен стыдиться? (доказать словами текста) 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славных путь.

- Как вы понимаете последнюю строку?

Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта( словарная работа).

Значит,  «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

3) - Анализируем третью и четвертую строфы.

Словарная работа: грош – старинная монета в 2 копейки, четвертачок -  равен 25 копейкам .

Дворовые -  принадлежащие дворне. Дворня - домашняя прислуга в помещичьем доме.  

Преподаватель:                                                                                                                                                       - Но учить крестьянских  детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие, как Ломоносов. Некрасов не случайно вспоминает  М.В. Ломоносова, вы уже слышали, что он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему,  и всей стране.  

  Будешь в университете-

 Сон свершится наяву!

 Там уж поприще широко:

 Знай  работай да не трусь …

 Вот за что тебя глубоко

 Я люблю, родная Русь!

 Но все же Некрасов верит, что хороших людей в стране больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему.

- Как вы понимаете значение слова «поприще»?                                                                                     Поприще (высокое) -  Область деятельности.

4) Синтаксис: Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

Преподаватель:

- А теперь ознакомимся  с творчеством  художника  Н. П. Богданова-Бельского, сопоставим его картину со стихотворением «Школьник».  (Работает 2-я группа уч-ся, ребята 1-й группы могут дополнять).

(Демонстрация картины на экран)

Богданов-Бельский «У дверей школы»

V. Сообщение учащегося о художнике:                                                                                                               Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) 

“...Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе  Шопотове  Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. Вторую часть фамилии художник получил от названия родного уезда, когда стал в 1903 году академиком.                                                                      Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Первые два года он проучился в селе Шопотове, там  преподавал священник. При его содействии мальчик и попал  в школу  С. А. Рачинского. Профессор университета, он оставил кафедру и организовал в своём имении в Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Маленький  Николая  должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Это было непросто, но он справился.                                                                                                                                                                    Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание...     Позже художник создаст целую серию картин о детях:  «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение», «Между уроками» (1903 г.) и др.

   Картина Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897 г.) автобиографична. Он так же  когда-то стоял у порога школы, затаив дыхание,  как и мальчик на картине.

VI. Беседа по картине «У дверей школы». ».  (Работает 2-я группа уч-ся, ребята 1-й группы могут дополнять).

Преподаватель:

- С детства мы помним картину Богданова-Бельского «У дверей школы» Нищий мальчик в лаптях, разорванной одежде, с сумкой через плечо стоит у дверей класса, где учатся дети, и с восхищением смотрит, как обучают школьников грамоте. Ему очень хочется учиться, но двери школы для него закрыты. Так было раньше. Грамотных людей были единицы.                                                                                                                                 Всмотритесь внимательно в картину. Какое настроение она создает?                                 (Кажется, что картина создает немного грустное настроение, потому что мальчик, стоящий у порога, тоже хочет учиться так же, как и другие дети.                                                                                

— Когда автор создает картину, он всегда старается передать зрителям свои чувства, мысли. О чем, по-вашему, думал автор, когда создавал эту картину? ( «Может быть, он думал о том, как сам когда-то стоял у дверей школы в надежде на то, что и он будет учиться. Может быть, он думал о судьбе тех, кому так и не пришлось учиться в школе).

— Какие краски использует художник? (Художник использует преимущественно теплые золотистые, коричневые тона. Кроме этого на картине мы видим зеленоватые, оливковые оттенки.) 

 —Да, краски — самое главное средство передачи настроения. А как называется расположение героев на полотне? (Композиция.)

 —Начнем с композиции. Как расположил своих героев художник? (Главный герой картины стоит у порога школы, возле двери. На заднем плане, слева художник расположил других героев картины).

— Помогает ли освещение определить, где мечта, а где реальность на этой картине? (Помогает.  Головы учеников на заднем плане освещены, скорее всего, солнечным светом. Очертания ребят размытые. А вот подросток на переднем плане освещен намного лучше: мы видим тень, падающую на дверь от его фигуры, складки одежды... Можно сказать о том, что то, что там, вдали, — это его мечта, а то, что на переднем плане — это реальность.)

— Что особенного в том, как расположил подростка автор? (Подросток стоит спиной к зрителям, а лица его совсем не видно.)

— Такое необычное расположение героя в живописи называется ракурсом. Благодаря необычному ракурсу мы видим все то, что видит и герой картины.

— Что еще мы видим в этой комнате? (Мы видим развешанные на стенах наглядные пособия, необычную доску, которая стоит посреди класса на ножках и на которой можно писать с двух сторон.)

— Как вы думаете, почему художник изобразил этого крестьянского мальчика спиной к зрителям? (Может быть, для того, чтобы зрители могли понять чувства мальчика.

Возможно, он думает о том, как замечательно учиться в этом классе, будет ли он сидеть за партой когда-нибудь, как эти ученики).

— Итак, мы рассмотрели композицию картины.

 Давайте теперь рассмотрим главного её героя. Что бросается в глаза при первом взгляде на этого ребенка?                                                                                                                            Учащийся:                                                                                                                                         - Сразу бросается в глаза его одежда. Видно, что мальчик из бедной семьи: одежда на нем рваная, где-то заштопанная, но опять порвавшаяся. На ногах лапти, привязанные к ногам веревками, в руках какой-то головной убор, который мальчик снял, подойдя к двери.

В руках мальчика палка. Такие раньше брали с собой в дальнюю дорогу. А это значит, что он немало прошел, пока не подошел к двери этой школы. Мальчик стоит, немного наклонившись вперед, опираясь на палку. Он слегка вытянул шею и с робостью смотрит в класс, не решаясь заглянуть больше. Только палку он переставил через порог школы. Кажется, что еще немного, и он решится переступить порог этой школы и его мечта сбудется.

Преподаватель:

- Поток света, заливающий большое помещение, блики на полу не менее важны для мастера, чем сам сюжет. Так создается образ светлого, солнечного завтра, на пороге которого замер крестьянский подросток.

   Итак, мы рассмотрели картину известного русского художника . Богданова-Бельского и многое увидели в ней. В дверном проеме застыла фигура худенького крестьянского паренька. На нем лапти, прохудившийся зипунишко, за плечами — котомка. Жадно вслушивается он в то, что происходит в классной комнате. Видно, немало мыкался по свету, успел повидать бессердечных людей. Каждая деталь красноречиво свидетельствует о незавидной судьбе маленького скитальца.

Словарная работа:

Лапти – обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Лыко – волокнистое подкорье молодой липы, но можно и других молодых деревьев.

Зипун – верхняя крестьянская одежда из грубого сукна, обычно без воротника.

Котомка – небольшой дорожный мешок, носимый за плечами.

- Как каждый из авторов изобразил своего героя и каково ваше отношение к ним? (Ответ уч-ся от группы):

- В стихотворении образ мальчика дан словесным описанием, посредством чего мы можем его представить. На картине – с помощью красок. Мальчика не нужно представлять, мы его видим. Я больше сочувствую мальчику на картине: неизвестно, будет он учиться или нет. В стихотворении: складывается впечатление, что мальчик уже едет в школу и у него есть надежда. (уч-ся обеих групп соглашаются или возражают и доказывают свою точку зрения).

- Мы детально проанализировали два произведения. Сейчас вы письменно сопоставите  обоих героев, определите, что в их образах общего и чем они различаются, выскажете своё мнение о них. Подобные работы вы выполняли, в тетрадях у вас есть примерная схема такого анализа.

VII. Творческая работа « В чем сходство и различие образов главных героев в стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» и на картине Н.П. Богданова-Бельского                 «У дверей школы»? (Тему работы лучше написать накануне для экономии времени). Объём работы -  не менее ¾   страницы. Зачитать несколько работ (по выбору преподавателя).

VIII. Комментирование оценок (отметить наиболее  активно работавших),                               домашнее задание:                                                                                                                                                 1. Закончить творческую работу (если нужно). 2. Перечитать статью учебника «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Преподаватель подводит итог урока:

- Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления или прочитанное. Конечно, каждый находит что-то своё и в картине, и в стихотворении, и в романе. Важно то, что никого искусство (музыка, живопись, архитектура, театр, литература) не оставляет равнодушным. Искусство помогает познавать мир, воспитывает человека, расширяет наш кругозор, пробуждает творческие способности. Сегодня на уроке вы прикоснулись к творчеству двух величайших людей, представителей искусства:                 Н.А. Некрасова и Н.П. Богданова-Бельского.  Надеюсь, что эти два их произведения не оставили и вас равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.

Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"

Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...

«Стучаться в дверь замкнутую природы...» (Интегрированный урок по русской литературе и биологии в 5 классе)

Раскрыть содержание повести «Мещорская сторона» К.Г.Паустовского; учить учащихся умению соединять знание о природе с тонким психическим миром личности; воспитывать внимание, интерес к миру...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данный методический материал представляет работу двух учителей: учителя-предметника (математика) и специалиста службы сопровождения учреждения (коррекционно-развивающие логопедические занятия), которы...