Главные вкладки

    "Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Куприна Татьяна Васильевна

    Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и литературной сказки. В процессе анализа определяют проблематику произведения, учатся давать личностную оценку в контексте развития творческих способностей. Форма урока - урок- исследование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл a._s._pushkin_skazka_o_myortvoy_carevne_i_semi_bogatyryah.rar423.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5-м классе по теме

     "«Добро и зло в нашей жизни»

    А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

    Цели: 

    а) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

    б) развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

    в) воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе ее знакомства с произведениями искусства и литературы.

    Оборудование урока: 

    1. портрет А.С. Пушкина
    2. иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
    3. презентация

    Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов, чтение наизусть)

    Литература: 

    1. А.С. Пушкин. Сказки (любое издание)
    2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.
    3. Пушкин в школе. Сост. В.Я. Коровина. – М., 1998.
    4. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. – Ч.Т. – М.: Владос, 1999. – С.45-75.
    5. Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М., 1983.

    Ход урока

    I. Актуализация прошлых знаний.

    1. Вступительное слово учителя.

             Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

     - А как вы понимаете смысл этой пословицы?

    - Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

     - Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

    Ученик:

           Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

    Ученик:

             В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.

    Учитель:

    Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.

    Ученик

     

    Но детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов моментом уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, о подвигах Бовы…
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Не чувствуя ни ног, ни головы
    Все в душу страх невольно поселяло.
    Я трепещу – и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало.

    Учитель

             Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница.

            Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказывала. Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

    Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

    Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

    Вы члены научного общества.

    Я ваш научный руководитель.

    Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Тема исследования – ДОБРО  И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА

    Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

    2. Беседа с учениками.

    Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

    (Книга).

    Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

    Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование.

    Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».

    - Что такое сказка?

    Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу. 

    (Презентация «сказка»).

    - Какая сказка является литературной? (Проверим )

    - Какая сказка является волшебной? (Проверим) 

    1. В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (Заполнение таблицы)

    Русская народная сказка

    Литературная сказка

    1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка)

    - сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

    - положительные и отрицательные герои

    - конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

    2) Различия: народ-сказитель.      Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

    II. Актуализация новых знаний.

    1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

    - Вы уже прочитали эту сказку дома.

     - Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

    - Назовите героев сказки.  Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

     Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

     Вопросы на осмысление содержания сказки.

    (Задание для 1 группы)

    Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?

    Ей в приданое дано

    Было лишь оно одно,

    Свойство волшебное имело:

    Говорить оно умело.

    (Зеркало).

    - В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

    - Каким волшебным свойством обладало зеркало?

    - А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?

    (Проверим - презентация)

    - Что же скрывается за этим волшебным предметом?

    (Что его хозяйка - ведьма).

          - Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником).

         - Какими эпитетами награждает её автор?

         - Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?

    (Злая).

    - В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?

    («Ах, ты..»).

    - Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?

    (Чёрным).

    - Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?

    (Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка, а кто такая Чернавка- презентация)

    (Задание для 2 группы)

            - Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?

           - А кто знает, что обозначает чёрный цвет?

            (Проверим –презентация)

    Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Красота и зло.

    (Задание для 3 группы)

    - Как вы представляете себе молодую царевну?( Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )

     (Задание для 4 группы)

    Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.

    (Семь).

    - В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?

    Зачитываем этот отрывок.

     (Действительно ли, люди добрые живут.)

    - Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?

    Заглянем в волшебную книгу?

    (Презентация).

    Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.

    Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.

    - Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

           А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.

    (Физпауза). Попрошу вас всех встать.

    Поднимает руки класс- это раз,

    Повернулась голова – это два.

    Руки вниз, вперёд смотри – это три,

    Руки в стороны пошире на четыре,

    С силой их к плечам прижать – это пять

    И за парты тихо сесть – это шесть,

    Улыбнуться нужно всем – это семь!

    - Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?

    Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

    Оно соку спелого полно,

    Так свежо и так душисто,

    Так румяно-золотисто,

    Будто мёдом налилось!

    Видны семечки насквозь…

    (Яблоко).

    - В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? Что обозначает оно означает?

    (презентация)

    - В кого превращается мачеха в этом отрывке?

    (Черница).

    - Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?

    - Что оно принесёт?

    (Смерть).

    - Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?

    Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. Докажите.

    Переходим к следующему этапу нашего исследования.

    А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).

    - Ребята, как вы думаете, что я достала?

    - Как называется этот камень?

    - В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?

    - Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?

    - Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб.  Что означает это слово?

    (Проверим –презентация)

     С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

             - Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

    Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

        - Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их. 

     - Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

    - А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

              - Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

             - Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

    - Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?

    (Царевна ожила).

    -  Что происходит в конце сказки?

    (Мачеха умирает).

    Можно ожить после смерти?

    - Что послужило предвестником этого несчастья?

    (Зеркало разбилось). Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.

              - Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу

    Отрицательные герои

    Положительные герои

    Мачеха (зло в мире)

    Чернавка

    - Семь богатырей

    - Молодая царевна

    - Силы природы: Солнце, месяц, ветер.

    - собака Соколко

    - зеркальце (всегда говорит правду)

           - В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).

            - Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?

    В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в том, что добро побеждает зло?

    - Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?        

    Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!

    (Работа в группах).

    Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).

    Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.

    (если время останется)

        - Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд «Назовите героя сказки». Кроссворд «Назовите героя сказки». (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным или отрицательным героем он является)

     

    1. Кому принадлежат эти слова: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». (Балда)

    2. Кто «…печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает. Одолела молодца, Видеть б я хотел отца». (Князь Гвидон)

    3. Кто молвил голосом человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Рыбка)

     

    4. Кому принадлежат эти слова: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!» (Старуха)

    5. Кому «…нужен был работник: Повар, конюх и плотник. И где найти ему такого Служителя не слишком дорогого?» (Поп)

    Балда
    Гвидон
    Рыбка
    Старуха
    Поп
    - Ключевое слово нашего кроссворда – добро.

     В сказках добро всегда побеждает зло.

    - Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

    Домашнее задание .

           Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

    Выставление оценок

    - Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

     - В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Презентация по теме «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Презентация по теме «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с  ФГОС второго поколения....

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

    Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...