Главные вкладки

    Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с  ФГОС второго поколения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литература. 5 класс.

    А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Противоборство добрых и злых сил в сказке.

    Урок – исследование

    Цели урока.

    1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
    2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

    Планируемые результаты.

    Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

    Метапредметные УУД.

    Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

    Ход урока.

    1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

    Вступительное слово учителя.

    Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                                Слайд 1.

    Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

    Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

    2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

    Учитель рассказывает притчу.  

    - Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

    - Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

    Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

    - Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                                   Слайд 2

    Работа с эпиграфом к уроку.

                                                    Лишь добро одно бессмертно.

                                                     Зло подолгу не живет.

                                                                                     Шота Руставели.

    - Как вы думаете, так ли это?

    - Отвечают.

    - Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

    3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

    Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

    Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

    - Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                          Слайд 3

    4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

    - Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

    - Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

    - Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

    Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                             Слайд 5.

    - А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

    ( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

    Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

    Составление небольшого монологического высказывания.

    - Как  разворачиваются события дальше?

    - Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

    5-ый этап. Первичное закрепление

    Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

    Работа в группах по заданному плану.

    План.

    1. Представление сказочного персонажа.
    2. Описание внешности.
    3. Черты характера.
    4. Отношение к окружающим.
    5. Отношение окружающих к героине
    6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

    Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

    Работа над образом царицы-мачехи.

    Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

    Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                        Слайд 7.

    Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

    Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

    Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

    Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

    6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

    1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

    Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

    2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

    Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

    Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

    Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

    7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

    - Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

    Какими нельзя быть?

    Итог урока.                                                                  Слайд 10

    Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

    Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

    На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

    Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

             2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    Слайд 3

    Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

    Слайд 4

    Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне» , а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Слайд 5

    Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился… Прочитаем сказку

    Слайд 6

    «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?

    Слайд 7

    Добро -это то, что хорошо, полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь

    Слайд 8

    Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды , страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь

    Слайд 9

    К ак А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях ? контрольный вопрос:

    Слайд 10

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным ) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)

    Слайд 11

    Иван-царевич Баба-Яга Кощей Бессмертный Чудо-Юдо Иван – крестьянский сын Царевна-лягушка Добрые Злые

    Слайд 12

    Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?

    Слайд 13

    ЦАРИЦА КАКАЯ? ЦАРЕВНА Гордая Злая ломливая своенравная ревнивая завистливая хитроумная кроткая трудолюбивая милая добрая скромная

    Слайд 14

    Царица Царевна Внешность Высока Стройна Бела Белолица Черноброва Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветливая Цветовая гамма Черны (зависть) Белый Красный Румяный

    Слайд 15

    Анализируем фрагменты текста отрывков «Царица и зеркало» … Ч то вы можете сказать о Царице?

    Слайд 16

    ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …» С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

    Слайд 17

    ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»? Что сделала героиня в доме? Как это характеризует царевну? Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

    Слайд 18

    Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая…» Кто приходит к царевне с целью погубить ее? На чьей стороне Соколко ? Почему? Получается , что Зло победило? Кто помогает царевичу Елисею ?

    Слайд 19

    Ответьте письменно на контрольный вопрос К ак А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях ?

    Слайд 20

    Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть. Домашнее задание:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

    Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")...

    Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

    Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

    Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

    Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....