Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Красноборова Инга Эльдаровна

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_myortvoy_tsarevne.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

В чём секрет победы?

(урок литературы в 5-ом классе по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Цели: ответить на главный вопрос урока «В чём секрет победы?»

 Задачи урока:

  • формировать умение анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявления  мотивов  поступков;
  • формировать умения устного высказывания;
  • способствовать развитию умения строить отношения, быть добрыми, заботливыми на примере главных героев.

Оборудование:

1) Презентация.

2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, файлы с заданием.

Ход урока

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию видеовикторину. Ваша задача, ребята, определить: какую сказку иллюстрирует слайд.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и работнике его Балде

Учитель:   Хорошо! А кто знает полное название этой сказки? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Учитель: Кто написал эти сказки? (Пушкин)

Учитель: На последнем слайды находятся иллюстрации к какой сказке: совершенно верно. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Учитель: Вы прочитали эту сказку? Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы?

Ученики:  Да!

Ученики: Нет!  

Учитель: Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?

 Давайте ответим…

Учитель: Вам всё понятно? А вот у меня возникли! И мне хотелось бы, ребята, чтобы мы с вами вместе нашли ответы!  

Учитель: Вы все знаете, чем закончилась сказка:

 Ученики: царевна торжествует, царица умирает – добро победило зло.

Целеполагание:  Так  почему  силы добра побеждают? И в чём  же секрет победы добра над злом  – главный вопрос, на который хотелось бы сегодня ответить, он и будет темой урока.

Сравнительная характеристика героинь сказки.

Учитель: Я думаю, вы легко определите, какие два персонажа, а точнее две героини, ярко олицетворяют силы добра и зла? Какие это героини? назовём их.

Ученики: царевна и царица-мачеха.

Учитель: А как, ребята мы понимаем, что перед нами положительный или отрицательный герой? Как мы можем судить об этом?

Ученики: характер, поступки.

Учитель: Предлагаю вам ребята поработать в парах и определить, какими качествами обладает каждая из героинь, но не просто выбрать, но подтвердить свой ответ отрывком из сказки.

Учитель: У вас на столах находится раздаточный материал в виде  полосок бумаги (набор полосок на пару) , на которых обозначены черты характера и у каждого из вас есть учебник.

Учитель: Итак, у вас есть 10 минут на всю работу.

Работа у доски. Прикрепить качество рядом с портретом персонажа (право выйти к доске получает тот, кто подтвердил ответ отрывком из текста).

царевна

царица

Добрая

Верная

Преданная

Трудолюбивая

Любящая

Злобная

Жестокая

Завистливая

Равнодушная

Эгоистичная

Капризная

Учитель: Почему царица такая? А ей кто-то помогает? Почему она одна? 

Ученики: думает только о себе, только для себя старается.

Учитель: Выберите, пожалуйста, сами одну из полосок и подумайте, поразмышляйте, а как царевне можно было бы избавиться от того качества, которое вы выбрали?

Ученики: Завистливая (каждый хорош по-своему, найти в себе то, чем ты отличаешься от других)

Равнодушная …

Злобная…

Гордая…

Учитель: Вспомним, что с царицей происходит в финале сказки? Зло погибает, торжествует добро? Подумайте, есть ли сказка с другим, печальным концом? Нет, так почему же добро побеждает? В чём секрет?  

Ученики: - в характере (не только о себе думать и т.д.)

- добрые поступки

- у добра всегда найдутся помощники

Учитель:  

Домашнее задание: подумать над вопросом, всегда ли в жизни добро побеждает зло, и почему так происходит.

Рефлексия:

  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • У меня получилось…
  • Мне было непонятно…
  • Мне стоит задуматься о …