Главные вкладки

    Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Музаитова Инга Эльдаровна

    Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skazka_o_myortvoy_tsarevne.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    В чём секрет победы?

    (урок литературы в 5-ом классе по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Цели: ответить на главный вопрос урока «В чём секрет победы?»

     Задачи урока:

    • формировать умение анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявления  мотивов  поступков;
    • формировать умения устного высказывания;
    • способствовать развитию умения строить отношения, быть добрыми, заботливыми на примере главных героев.

    Оборудование:

    1) Презентация.

    2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, файлы с заданием.

    Ход урока

    Учитель: Я предлагаю вашему вниманию видеовикторину. Ваша задача, ребята, определить: какую сказку иллюстрирует слайд.

    Сказка о рыбаке и рыбке

    Сказка о золотом петушке

    Сказка о попе и работнике его Балде

    Учитель:   Хорошо! А кто знает полное название этой сказки? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди

    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    Учитель: Кто написал эти сказки? (Пушкин)

    Учитель: На последнем слайды находятся иллюстрации к какой сказке: совершенно верно. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

    Учитель: Вы прочитали эту сказку? Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы?

    Ученики:  Да!

    Ученики: Нет!  

    Учитель: Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?

     Давайте ответим…

    Учитель: Вам всё понятно? А вот у меня возникли! И мне хотелось бы, ребята, чтобы мы с вами вместе нашли ответы!  

    Учитель: Вы все знаете, чем закончилась сказка:

     Ученики: царевна торжествует, царица умирает – добро победило зло.

    Целеполагание:  Так  почему  силы добра побеждают? И в чём  же секрет победы добра над злом  – главный вопрос, на который хотелось бы сегодня ответить, он и будет темой урока.

    Сравнительная характеристика героинь сказки.

    Учитель: Я думаю, вы легко определите, какие два персонажа, а точнее две героини, ярко олицетворяют силы добра и зла? Какие это героини? назовём их.

    Ученики: царевна и царица-мачеха.

    Учитель: А как, ребята мы понимаем, что перед нами положительный или отрицательный герой? Как мы можем судить об этом?

    Ученики: характер, поступки.

    Учитель: Предлагаю вам ребята поработать в парах и определить, какими качествами обладает каждая из героинь, но не просто выбрать, но подтвердить свой ответ отрывком из сказки.

    Учитель: У вас на столах находится раздаточный материал в виде  полосок бумаги (набор полосок на пару) , на которых обозначены черты характера и у каждого из вас есть учебник.

    Учитель: Итак, у вас есть 10 минут на всю работу.

    Работа у доски. Прикрепить качество рядом с портретом персонажа (право выйти к доске получает тот, кто подтвердил ответ отрывком из текста).

    царевна

    царица

    Добрая

    Верная

    Преданная

    Трудолюбивая

    Любящая

    Злобная

    Жестокая

    Завистливая

    Равнодушная

    Эгоистичная

    Капризная

    Учитель: Почему царица такая? А ей кто-то помогает? Почему она одна? 

    Ученики: думает только о себе, только для себя старается.

    Учитель: Выберите, пожалуйста, сами одну из полосок и подумайте, поразмышляйте, а как царевне можно было бы избавиться от того качества, которое вы выбрали?

    Ученики: Завистливая (каждый хорош по-своему, найти в себе то, чем ты отличаешься от других)

    Равнодушная …

    Злобная…

    Гордая…

    Учитель: Вспомним, что с царицей происходит в финале сказки? Зло погибает, торжествует добро? Подумайте, есть ли сказка с другим, печальным концом? Нет, так почему же добро побеждает? В чём секрет?  

    Ученики: - в характере (не только о себе думать и т.д.)

    - добрые поступки

    - у добра всегда найдутся помощники

    Учитель:  

    Домашнее задание: подумать над вопросом, всегда ли в жизни добро побеждает зло, и почему так происходит.

    Рефлексия:

    • Сегодня на уроке мне понравилось…
    • У меня получилось…
    • Мне было непонятно…
    • Мне стоит задуматься о …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с  ФГОС второго поколения....

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

    Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

    Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

    Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.

    Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....