Обучение лиро-эпическому произведению. М. Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Куприна Татьяна Васильевна

Данный материал рассматривается в 5 классе при знакомстве с балладой М. Лермонтова "Бородино". Изучение данного произведения направлено на знакомство учащихся с лиро-эпическим произведением, помогает выявить хужожественные условности жанра, сравнить художественное произведение и реально исторические события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballada_m._lermontova_borodino.rar383.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение анализу лиро-эпического произведения.

Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Цель: 1. Познакомить учащихся с балладой «Бородино», сравнить художественное произведение и реально исторические события.

          2. Выявить художественные условности жанра.

          3. Развивать умение работать с художественным текстом.

          4. Раскрыть мысли и чувства автора.

Ход урока:

                             Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

                             Как русский,- сильно, пламенно и нежно.

                                                        М.Ю. Лермонтов

Вступительная беседа.

-Какие исторические события, связанные с защитой Родины, вы знаете?

- Знакомо ли вам слово – Бородино?

(Да, о Бородинском сражении мы узнали на истории)

- Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но в начале обратимся к словам М.Ю. Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку.

 -Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

( Москва-столица нашей Родины, символ её свободы и независимости, её могущества.

-А какое отношение имеет Бородино к Москве?

Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы.

 Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим русских был назначен прославленный М.И. Кутузов.)

-Что значило проиграть бой под Бородино?

(Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.)

Фактический материал.        Сообщение ученика.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнём штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад! – таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев:

« Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Под Бородином сошлись 132 тысячи воинов и 624 орудия русских и 135 тысяч воинов и 587 орудий французов. Многие из сражавшихся бросали оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг друга руками и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскалённые пушки не могли выдержать действия пороха и лопались с треском».

Учитель.

Каждый из вас, ребята, преисполненный гордостью за свою Родину, может сейчас сделать вывод словами генерала Ермолова: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». В письме от 26 августа 1812 года М.И. Кутузов признался жене: «Я, слава богу, здоров, мой друг и не побит, а выиграл баталию над Бонапартом». Наполеону же пришлось признаться: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

История героического сражения1812 года под Бородино и легла в основу многих произведений русских писателей, в том числе и  стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Запись темы и эпиграфа.

-Посмотрите на портрет писателя.

-Что вы знаете о поэте?

Сообщение ученика.

(Лермонтов любил свободу и в своих стихах смело выступал против царя и самых знатных вельмож, за что царь сослал его на Кавказ, где был отважным воином. Поэт горячо любил свою Родину, Москву, простой народ. Ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу и защищать Родину).

Учитель.

-Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 лет ушёл из жизни, погиб на дуэли. «Нераспустившимся цветком русской поэмы» назвал его критик. В этих словах досада и боль. Творчество поэта - одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы сейчас убедимся.

-О чём же это произведение?

(о Бородинском сражении, о героической битве)

-Проведём небольшую словарную работу:

Редут - квадратное земляное укрепление на поле боя.

Мусью - сударь, господин.

Картечь - арт. снаряд, наполненный круглыми пулями.

Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол арт. орудия.

Бивак- стоянка войск под открытым небом.

Кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи.

Булат – оружие из булатной стали.

Улан, драгун - солдаты конных полков.

Бусурманы – люди другой веры, враги.

-Для чего автор употребляет данные слова?

(Показать, что речь пойдёт о военных событиях 1812 года, терминология того военного времени).

-А тогда это произведение вымысел или реальность? (вымысел)

-А как же вымысел, когда Бородинское сражение было в реальности?

-От чьего имени идёт повествование?

( Лермонтов даёт своё представление об историческом событии, более того, он сам как повествователь устраняется и рассказывает о битве устами воина).

-Найдите подтверждение этой мысли.

-А как же автор? Он как - нибудь чувствуется в произведении?

(Скрыто: в описании , языке, композиции, простой солдат не смог бы так построить рассказ, тем более о давно прошедших событиях).

И чтобы это доказать, обратимся к художественному тексту.

Теперь обратимся к художественному тексту.

-Это какой род литературы? (лиро-эпический)

-Почему? (чувства и повествование)

-А жанр? (баллада)

-Какие особенности баллады вы можете назвать?

(Баллада имеет сюжет. Важную роль  в раскрытии идеи играет диалог. Особая роль в балладе отводится повествователю, который даёт оценку происходящему, баллада имеет зачин и концовку, отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов).

-Докажем, что это баллада. С чего начинается и чем заканчивается?

-Это абсолютный повтор? В чём разница? Как вы понимаете эту разницу?

-Какие строки вы выделили бы главными?

-Баллада - лироэпический жанр. Какие чувства выражаются в балладе?( патриотические).

-Чьи чувства? (защитника Родины, старого солдата).

-Есть ли диалог? Какова его особенность? (молодой солдат спрашивает своего старого).

-А почему его это интересует, желание поговорить? (преемственность поколений, судьба Родины волнует всех)

-О чём? Что отвечает старый солдат?

-Представьте себе рассказчика, нарисуйте устно его портрет, расскажите о его мыслях, чувствах, характере, подумайте, что в облике главное.

(артиллерист, на голове кивер, с седыми усами, добрые глаза, простое русское лицо, солдат волнуется, когда рассказывает о Бородино, гордится своими товарищам, их победой, потому что любит Родину).

-Почему солдат почти всегда говорит мы, и лишь иногда –я? (Чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Любовь к Родине и готовность защищать её ценой жизни объединило всех воинов, придало им богатырские силы, вдохновило на подвиг).

-Значит, какой общий вывод можно сделать об идее баллады? (Горячая любовь к Родине, готовность отдать за неё жизнь свойственны всем русским людям, составляют национальную черту характера)

-Кто конкретно проходит из патриотов перед читателями?( Молодой солдат, старый воин, рассказчик, солдаты, полковник).

О рассказчике, мол. солдате и старом воине мы поговорили, обратимся к другим героям.

Представьте, что вы находитесь на Бородинском поле.

(музыкальная заставка, ребята занимают места)

Инсценировка.

1. Мы долго молча отступали…

2. Что ж мы на зимние квартиры…

3. И вот нашли большое поле…

4. Забил снаряд я в пушку…

1. Два дня мы были в перестрелке…

2. Пора добраться до картечи…

1. И вот на поле грозной сечи…

5. Прилёг вздремнуть я у лафета…

Образ полковника. Инсценировка.

2. И только небо засветилось…

6. Ребята! Не Москва ль за нами…

2. И умереть мы обещали…

-Что испытывали солдаты, когда они молча отступали?

-Как изменилось настроение, когда нашли большое поле?

-Как по-разному ведут себя французы и русские перед боем и почему, чем была битва для тех и других?

-Найдите характеристику французов.

-Как старый солдат характеризует их - объективно или умаляет их качества?

-Какие черты национального характера вы можете отметить? (Мужество, храбрость, смелость, отвага, удаль, героизм, стойкость, единство, чувство товарищества, чувства превосходства над врагом).

-Как относятся солдаты к полковнику, какими словами передано это отношение?

-Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат?

-Почему о нём не сказано просто погиб, а сражён?

-Зачем нужны старые слова: булат, очи?

-Почему полковник обращается к солдатам: «ребята»? К чему он призывает их?

-Зачем повторяется слово: умрём? Как меняется смысл этого слова от того, что оно трижды повторяется?

Учитель.

Образ народа многогранен, как много вмещает в себе лермонтовский идеал. Все черты народа, все его прекрасные качества есть проявление единого одушевляющего всех чувства – любовь к Родине, потому и прекрасные эти черты, что у народа есть великая цель – защита Родины.

-Таким образом, Лермонтов показывает русских обобщённо или индивидуально? (И так и этак, ещё раз подчёркивая, что патриотизм – национальная черта, а не качество отдельных граждан).

Понаблюдаем за художественными особенностями баллады.

-Эта баллада переводная или оригинальная?

- К какому типу вы её отнесёте? (героическая)

Учитель.

Чтобы подчеркнуть народную память, важность событий, прошедших давно, вечность национального патриотического сознания, Лермонтов использует важный композиционный приём- ретроспектива (запишем) - обращение к прошлому.

-Найдите ретроспективу в этой балладе. (Баллада начинается со слов молодого, который знает, что Москва была отдана французам, а потом старый солдат рассказывает, почему это случилось - не по слабости или трусости русских, а по воле Божьей).

 (Перевес был на стороне русских, но Кутузов решил сохранить армию, прекратить кровопролитие и отступить. Французы беспрепятственно дошли до Москвы, которая встретила их пустотой и пожаром. А тут ещё французов прихватила зима – расчёт Кутузова оправдался. Французы проиграли и стали сдаваться в плен, а их великий полководец Наполеон тайно выехал из Москвы, бросив свою армию).

-Какие художественные приёмы средства выразительности вы увидели в балладе?

-Есть ли в балладе пейзаж? Зачитайте. Чьими глазами он даётся?

-Как это отражается в языке, в словах?

-Прочтите описание боя. Какие средства языка здесь? (сравнения)

-С какой целью? (передать напряжённость боя)

Л. Н Толстой написал роман «Война и мир», я предлагаю вам посмотреть фрагмент боя на Бородино.

- А теперь этот же фрагмент прочитайте у Лермонтова «Носились знамена…».

Слышите вы звук боя? Благодаря чему он создаётся? (повторяющими звуками)

Записать. Такой художественный приём, когда звуками языка передаётся характерное для описания предмета или явления звучание, называется звукописью (Москва, звенять колокола…)

Таким образом, сделаем вывод:

-Что же хотел сказать нам автор своим произведением?

 Поэт горячо любил свою Родину, Москву, простой народ. Ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу и защищать Родину.

Горячая любовь к Родине, готовность отдать за неё жизнь, свойственны всем русским людям,   Это было ,есть и будет основной чертой русского характера.

Русский человек испокон веков защищает свою Родину. И этой теме посвящают стихи и современные писатели.

Е Синицын.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе
и родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой,

Берегите Россию-

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения

Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...

Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения.

Один из приёмов выражения авторской позиции в художественном произведении – это эпиграф. В школьной практике, к сожалению, нередко игнорируется углублённая работа с ним. А ведь это возможность понять ...

Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения.

(Из опыта работы, 8 класс, повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)...