Русские народные праздники. Святки.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Святки - один из любимых народных праздников. История, традиции праздника, упоминание о нём в русской литературе (произведения Жуковского, Пушкина, Гоголя). Это время гаданий. В сценарии урока подробно описываются различные святочные гадания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные праздники. Святки.

Урок литературы в 8 классе

Учитель: Селютина Татьяна Александровна

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26»

города Прокопьевска Кемеровской области

Цель: познакомить ребят с традиционными русскими народными обрядами;

          вызвать интерес к истории своего народа, своей страны;

          натолкнуть школьников на самостоятельную работу с книгами, справочниками;

          способствовать возрождению и дальнейшей жизни в других поколениях русских    

          народных традиций.          

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…

А.С.Пушкин.  

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Ребята, сегодняшний урок посвящён Святкам. Мы уже говорили о традиционных русских обрядах и праздниках – Масленице, Пасхе. Как ни старались у нас в стране сделать так, чтобы народ забыл об этих обрядах, ничего не получилось. Правда, народные традиции почти полвека были несколько приглушены, но сейчас вновь возрождается интерес к ним.

Хочется, чтобы вы знали и считали эти обряды неотъемлемой частью вашей жизни, стали носителями нашей, русской традиции и передавали их своим детям и внукам, чтобы мы не были Иванами, не помнящими своего родства.

Святки, святые вечера – так называли в России дни празднества и веселья, дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (25 декабря – по старому стилю) и оканчивавшиеся в канун Крещения (19 января, по ст. – 6 января). Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обрядов, примет, как Святки.

Особенно интересен день накануне Рождества. Даже не день, а вечер, ночь! Н.В.Гоголь посвятил ей целую повесть – «Ночь перед Рождеством». Называется этот вечер сочельник. Вспоминаем у Пушкина: «Вот в сочельник  в самый, в ночь, родила царица дочь». В эту ночь позволялось всё. Она узаконивала шалости, за которые в другие дни запросто можно было получить по шапке.

II. Народные приметы. Сочельник характерен разными приметами.

- Ребята, какие вы знаете приметы, связанные со Святками?

* Сильные холода – к большому урожаю

* Большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к хлебородию.

* Если млечный путь звездист и светел – к вёдру, тусклый – к ненастью.

* Если звёзды редки, то и ягод мало будет.

* За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов.

* Под Рождество на дворах зажигают огни, полагая, что умершие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится яровая.

Но главное, Святки на Руси – это маскарад, праздник ряженых. Ряженые ходили по домам, славили хозяев(колядовали), требуя угощения, дурачились. 

  1. История традиции.

1-й ведущий.

Подурачиться, говорят, любили даже цари. Иван Грозный даже казнил Репнина за то, что тот «не надел личины», то есть маски. Это, надо понимать, была его рождественская шутка. Принимал участие в святочных играх и Пётр 1.

2-й ведущий.

А вот наша, сибирская традиция. В Святки люди – обычно парни и девушки – наряжались. Всякие маски надевают, зубы большие из картошки вырезают, очки из брюквы делали, губы свёклой мазали. Выворачивали овчину наизнанку, закрывали платочком. Как и встарь, наряжаются в жениха и невесту, в попа и солдата, в медведя и коня, в покойника. Веселились, связали и пели. Это называлось шуликовать. А ряженых называют шуликанами. Ходят они в сумерках, раскатывают поленницу дров, а то приморозят ворота, так что хозяевам не сразу и выйти поутру. Ворота примораживают – намекают на любовь, на будущее сватовство, ведь зимние святки – время присматривать невест. После святок начинается мясоед с его весёлыми свадьбами.

1-й ведущий.

Ещё один обычай Святок – «славить», то есть ходить «артелью» - иногда огромной толпой ряженых – по домам соседей и знакомых и петь колядки:

  1. Небольшие сценки – хозяева и гости.

1-й гость:

Рождество твоё, Христе, Боже наш.

Воссияй мира и света разума.

Тебе кланяемся, солнцу.

Господи, слава Тебе!

2-й ведущий.

Славить ходили утром. За песню давали деньги, стряпнёй не расплачивались, - вспоминали старики.

На Святках (обычно в Рождество, на Новый год) на заре дети бегают по избам в одиночку или группами и посевают овсом. Зёрна бросают в передней или в красный угол, где образа, и поют:

2-й гость:

Сею – вею, посеваю,

В Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам!

1-й ведущий.

Маленьких сеятелей, в которых видят предвестников будущего урожая и нового счастья для людей, одаривают, чем только могут.

1-й гость:

Славите, славите.

Сами, люди, знаете.

Я славить не умею,

Просить много не смею.

Отпирайте сундучок,

Вынимайте пятачок,

Мне, Ивану, на чаёк!

2-й гость:

Я, маленький юльчик,

Сел на стульчик,

В трубочку играю,

Христа поздравляю.

Хозяин с хозяюшкой,

Поздравляю вас с праздничком,

С Христовым рождеством!

Подайте пятак,

Отцу на табак,

Матери на кофе,

Сестре на картофель.

3-й гость:

Коляда светлая!

Пришла Коляда

Вперёд рождества,

Вперёд масленицы!

Зашла Коляда

К Бардиным во двор.

У Бардиных на дворе

Стоит тын железной,

А у этого тына

Вереюшки точёные,

Столбы золочёные.

Дай вам, господи,

Скота, живота,

Корову с телёночком,

Овцу с ягнёночком,

Лошадь с жеребёночком,

Свинью с поросёночком!

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!

Открывайте коробейки,

Доставайте копейки!

  1. Вечерние забавы взрослых и детей.

1-й ведущий.

В сумерки, когда вся семья забиралась на печи да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки и загадывались загадки.

Начинали с серьёзных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь, переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг представали совершенно в ином виде, освещались иным светом, сближались с разными вещами или явлениями.

Два затейника по очереди загадывают загадки:

*По синему пологу золотое просо рассыпано. (звёзды на небе)

*Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды, месяц)

*Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

*Избушка нова, жильца нет. Жилец появится – изба развалится. (яйцо)

*С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (рыба)

*Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт. (дверь)

*Одного отца – матери дитя, а никому не сын. (дочь)

*Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла. (корова)

*Сани бегут, а оглобли стоят. (река)

*Кину – крошка, а вырастет – с лукошко. (тыква)

*Рогат, да не бык, пищу берёт, а не сыт. (ухват)

2-й ведущий.

 Обязательно находился кто-то из взрослых, любитель задавать шуточные вопросы. Старшие уже знали ответы и редко попадали впросак, а младшие то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех.

*Что у  Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква Б)

*Что среди Волги стоит? («л»)

*Без чего человеку жить нельзя? (без имени)

*В каком году люди едят более обыкновенного? (в високосном)

*От чего собака лает? (не умеет сна баять)

*По чему девушки в церковь ходят? (по дороге)

*На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (ты спишь?)

*Чем корова сначала ходит? (телёнком)

*Царская монета грош. Чем её назовёшь? (языком)

*Какая разница между попом и Волгой? (тот – батюшка, а Волга – матушка)

*Сидело семь галиц. Я стрелил, трёх убил. Много ли осталось? (три, остальные улетели)

*У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (восемь)

*Несла баба на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (ни одного, так как дно упало).

VI. Гадания.

Архивариус:

А ещё в рождественскую ночь начинали гадать – до самого Крещения. Об этом написано немало произведений. Достаточно вспомнить В.А.Жуковского, его балладу «Светлана», или роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1-й чтец:

Раз в крещенский вечерок

     Девушки гадали:

 За ворота башмачок,

     Сняв с ноги, бросали;

 Снег пололи; под окном

     Слушали; кормили

 Счетным курицу зерном;

     Ярый воск топили;

 В чашу с чистою водой

 Клали перстень золотой,

     Серьги изумрудны;

 Расстилали белый плат

 И над чашей пели в лад

     Песенки подблюдны.

 Тускло светится луна

     В сумраке тумана —

 Молчалива и грустна

     Милая Светлана.

 «Что, подруженька, с тобой?

     Вымолви словечко;

 Слушай песни круговой;

     Вынь себе колечко.

 Пой, красавица: Кузнец,

 Скуй мне злат и нов венец,

     Скуй кольцо златое;

 Мне венчаться тем венцом,

 Обручаться тем кольцом

     При святом налое».

2-й чтец:

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольцы чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то всё богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро

И слава!» Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев;

Милей кошурка сердцу дев.

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно...

Татьяна на широкой двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна...

Чу... снег хрустит... прохожий; дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок ее звучит

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? Смотрит он

И отвечает: Агафон.

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне...

И я — при мысли о Светлане

Мне стало страшно — так и быть...

С Татьяной нам не ворожить.

Архивариус:

Серебро в системе мифологических представлений символизировало горе, слёзы, а кот и кошурка – любовь, семейный уют. На традиционной символике народных гаданий и поверий, связанных с ними и временем святок, построены вещий сон Татьяны Лариной, пророческое гадание Наташи Ростовой и многих других литературных героинь. Таким образом, знание традиционной народной культуры даёт ключ к пониманию многих произведений русской литературы.

Наши предки представляли, что мир, окружавший людей, делился на две половины: в одной жили они сами (это был мир живых), в другой – божественные существа и умершие родственники (мир мёртвых). От последних, согласно поверьям, зависела судьба, материальное и духовное благополучие каждого человека. Чтобы обезопасить себя, наладить хорошие отношения с могущественными обитателями потустороннего мира, и были созданы многие обряды, в том числе и крещение.

Временем, благоприятным для такого контакта, считался любой временной рубеж – суток, сезона, года. Поэтому и гадали ближе к полночи. После 12 часов гадать не рекомендовалось, так как ночь поворачивала на день, а нечистая сила, как известно, боится дневного света и крика петуха.

Гадали преимущественно во вторую неделю святок (с Нового года до Крещения), в так называемые страшные вечера (первая неделя святок именовалась святыми вечерами). По поверьям, именно в эти дни нечистая сила пребывала на земле, проказничала и пыталась совратить людей. А так как только она могла предсказать будущее, гадательный обряд стал средством, позволяющим человеку, во-первых, вступить в контакт с нечистым миром, а, во-вторых, обезопасить себя от него во время этого контакта: ведь участвующий в гадании должен был как бы пересечь мифологическую границу и стать частью иного мира.

Чтобы после завершения гадания всё вернулось на круги своя, то есть восстановить прежнюю границу и вновь стать вполне человеком, участники обряда должны были придерживаться определённых правил в выборе времени, места, состава участников.

Время – ближе к ночи.

Место – гадающие располагались там, где, по представлениям предков, проходила мифологическая граница между своим и чужим мирами: у печи, окна, порога, подполья, ворот, в бане, на перекрёстке дорог. Чем дальше от избы, защищённой божественной силой икон, совершался обряд, тем опаснее становилось гадание и тем больше обережённых магических предметов и действий оно включало. Гадающие на перекрёстке обязательно очерчивались кругом, воздвигая тем самым дополнительную границу, через которую нечистая сила не могла достать человека. Именно с этим поверьем связан обычай носить кольца, пояс, нашейные украшения в обычной жизни и снимать их во время гадания. В критической ситуации могли помочь молитвы и крестное знамение. Отсюда обычай крестить на ночь окна и двери, «запирая» тем самым избушку от нечистой силы и колдунов.

Важным условием при гадании было нечётное число участников (если было чётное число, то вместо отсутствующего брали ложку). Нечет, как и левая сторона, в сознании людей связывался с нечистым миром - по поверьям, за левым плечом стоит дьявол, за правым – ангел, отсюда и обычай плевать именно три  раза именно через левое плечо, чтобы дьявол не навредил человеку.

1-я рассказчица:

 Итак, гадают не благословясь, без креста, снимают с себя кольца, верхнюю одежду. Обязательным было и распускание волос. Распущенные волосы были принадлежностью иного мира; вспомните русалок и ведьм; женщины же тщательно прятали волосы под головные уборы; принародное обнажение волос считалось позорным – отсюда и пошло выражение опростоволоситься, то есть попасть в нелепое положение.

Учитель: - А теперь посмотрим, как же гадали на Руси.

Рассказы сопровождаются действиями – представлениями гаданий:

2-я рассказчица:

Гадали различными способами. Самым верным считалось выслушивание (на перекрёстке, у окон, дверных замков, в подполье, на банном полке, у овина, гумна): послышался звон колокольцев, игра на гармони, пение, лай собаки – быть свадьбе в наступающем году (или хорошо проживёшь год); застучат доски – ожидай смерти.

*В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает:

«Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе весёлую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка предвидит жизнь бедную.

 *Девушки выходят на перекрёсток в полночь и, загадав каждая из них о своём будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нём, прислушиваются. Когда почудится им звон колокольчиков, или смех, или весёлое пение, то заключают, что быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, значит – умереть. На перекрёстке тоже смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого.

*Девушки ходят по улице, и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук девушки отзовётся голос женщины, то это значит, что постучавшая в окно девушка не выйдет в этом году замуж; если же она услышит на свой стук голос мужчины, то выйдет (молодцам наоборот).

*Скакали на кочерге по дороге. Кто много снега загребёт кочергой, тот за богатого выйдет замуж.

*А вот ещё со стуликом гадали. Стулик такой без гвоздей, деревянный, некрашеный. Вот все сядут вокруг него, и руки на этот стулик положат. И загадывает каждый своё. Примерно, хочет парень (девушка) узнать, любит ли его эта девушка (этот парень) или нет. Он (она) и говорит: «Если она (он) меня любит, то пусть стулик 10 раз об пол стукнет, а если нет – то один раз». И всё сбывается. Так гадали и парни, и девушки вместе.

1-я рассказчица:

Широко распространёнными у нас в Сибири были и гадания, основанные на высматривании своей судьбы в зеркале и обручальном кольце; гадания по следам, оставленным на снегу ногой или телом при падении навзничь; гадания по тени от сожжённой бумаги.

Наибольшую опасность сулило гадание с зеркалом, потому что зеркало представлялось как окно в иной мир, распахивающееся во время гадания. Именно поэтому, если в зеркале что-то показывалось, на него необходимо было набросить платок; если этого не сделать, чёрт мог задушить гадающего или утащить его через зеркало в свой мир, Зазеркалье.

*Во все дни от Рождества до Крещения девицы ложатся на снег и катятся по двору или дому от стены до стены, или к воротам: если прикатится лицом к воротам и двери, тогда отдадут замуж; если спиной – тогда посидит ещё, девкой останется.

*Берут стакан, наполненный чистой водою, и в эту воду с осторожностью выпускают свежее яйцо. Дают немного постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.

*В тёмном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажигают свечу. Гадающая девушка смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Когда она скажет: «Чур меня», видение исчезает.

*Кладут на стол зеркало. А на зеркало ставят стакан с водой. В воду опускают обручальное кольцо. А затем смотрят в кольцо до тех пор, пока что-нибудь не покажется в кольце.

*Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирён и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.

2-я рассказчица:

Многие гадания основаны на выборе жребия из нескольких предметов. Например, ставили перед курицей или петухом воду, уголь, хлеб, зеркало: если курица подходила к воде – будущий муж будет пьяницей, к углю – бедняком, зерну – богатеем, зеркалу – щёголем.

*В потёмках бегали к поленнице и, встав к ней спиной, через левое плечо тащили полено: вытащишь гладкое, без сучков – муж попадётся ласковый, красивый; суковатое, неровное – злой, с неприятной наружностью.

*Девушки наливают воду на блюдце и пускают туда две тонкие иголки. Если они сходятся, то гадающая за милого замуж выйдет.

*Несколько девушек берут по лепёшке и, выбежав во двор, бросают свои лепёшке собаке. Первою выйдет замуж обладательница той лепёшки, которую прежде всего съела собака.

*Выходили за ворота и спрашивали у первого прохожего: «Как зовут?» И какое скажет он имя, так будут звать жениха.

*Бросали в чужой дом лаптем, валенком. Если хозяева засмеются – попадёшь в весёлую семью, если будут ругать – в сварливую.

*Берут какую-либо книгу, желательно духовного содержания, и, не раскрывая её, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу, наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитывается из определённой страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему.

1-я рассказчица:

 К наиболее известным гаданиям относятся подблюдные. Гадающие опускали в блюдо жребий (свои вещи) – кольца, серьги, заколки, пуговицы. Чтобы не перепутать похожие предметы, жребии метили ниткой, крестиком, именем. Потом их накрывали платком и запевали песни – предсказания. В конце песни блюдо встряхивали и через платок ловили жребий: чей вытянет, тому и адресуется песня.

Девушки поют песни:

Идёт лесник из лесу,

Куницами, лисицами обвешался,

Чёрным соболем опоясался.   (к богатству)

                   Ходит старушка посереди,

                   На ней сарафанюшко истрескался,

                   Истрескался, изверескался.   (к бедности)  

Твори, мати, квашню, пеки пироги:

К тебе, мати, гости, ко мне женихи,

К тебе в лаптях, ко мне в сапогах.  (к замужеству)

                    У корыта сижу да пива жду.

                    Ещё посижу да ещё подожду. (к девичеству)

Сидит воробей на перегороди.              

Куда поглядит, туда и полетит.  (к отъезду)

2-я рассказчица:

  А чаще всего гадали по вещему сну, ведь на Святках свою судьбу можно увидеть и во сне. Предварительно надо или загадать желание, или, положив под подушку определённые вещи, сопроводить заговором.

*С гребнем гадают преимущественно парни. Перед сном парень берёт гребень, говорит три раза: «Суженая – ряженая, приходи ко мне по гребень чесаться» - и кладут гребень на ночь под свою подушку. Во сне увидишь свою невесту, пришедшую просить гребня чесать волосы.

*Снимают пояс, хлещут им о порог и говорят: «Пояс мой, пояс! Укажи мне жениха и поезд». Во сне увидят суженого.

*Перед сном девушка берёт ножницы, говорит три раза: «Суженое – ряженое, приходи ко мне постригаться» - и кладёт их под свою подушку. Увидишь во сне, как жених придёт просить ножницы стричь волосы.

*Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку, припевая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост». Суженый если явится во сне и переведёт через мост, значит, быть замужем в этом году.

*А можно положить под подушку фарфоровую тарелку и нашептать: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!»

*На ночь кладут бубнового или другого короля и загадывают на суженого – ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга. Толкуют сон по соннику.

VII. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что больше всего запомнилось, понравилось? Что, может быть, вам пригодится в жизни?

Литература:

  1. Даль В.И. Месяцеслов. Суеверия. Приметы. Причуды. Стихии. Пословицы русского народа. - Лениздат, 1992. 96с.
  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. Некрылова А.Ф.- М., Правда, 1989.  496 с.
  3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 3. Юность и любовь. Девичество. Под ред. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстого Н.И. - М., Художественная литература, 1994. 525с.
  4. Обрядовая поэзия. Сост. Жекулина В.И., Розов А.Н. – М., Современник. 1989. 735с.
  5. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. – СПб., Азбука, 1999. – 368 с.
  6. Русские пословицы и поговорки. Под ред. Аникина В.П. – М., Художественная литература, 1988. – 431 с.
  7. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. Забылиным М. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., «Автор», 1992. – 617 с.
  8. Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., Азбука, 1999. 558с.
  9. Церковно – народный месяцеслов на Руси И.П.Калинского. – М., Художественная литература, 1990. – 238 с.
  10. Энциклопедия для детей. История России. Том 5, часть 1. От древних славян до Петра Великого. – М., «Авантана+», 1995. – 672 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"

Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"....

Русские народные праздники

открытое мероприятие на тему "Русские народные праздники". Данная тема способствуетактивному приобретению детьми культурного богатства русского народа....

Русские народные праздники

Презентация к уроку по ИЗО "Русские народные праздники". Викторина....

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

Внеклассное мероприятие "Русские народные праздники. Святки."

Внеклассное мероприятие "Русские народные праздники. Святки" проведено 23.11.2016 года в рамках регионального методического семинара "Достижение планируемых результатов на уроках русского языка и лите...

Фестиваль открытых уроков по ИЗО на тему: "Народные праздники. Святки"

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках изобразительного искусства, знакомство с народным праздником «Святки» Развитие творческих способностей, умения работат...

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Интересный материал. Жаль, что нет презентации.

Банникова Наталья Анатольевна

Поддерживаю Марию Викторовну. Презентация необходима. Будет на порядок интереснее.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Интересно и познавательно.Жаль,конечно,что нет презентации.Спасибо за интересный материал!

Карандина Галина Ивановна

Татьяна Александровна, мне очень понравился Ваш материал. Я бы использовала очень маленькую по объему презентацию, потому что здесь есть все: и костюм, и слово, и действие. Большое спасибо!

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Татьяна Александровна. Спасибо за интересный урок. Особенно, конечно, он интересен накануне Рождества. У подростков любовь в голове. А гадать на женихов как не в эти юные годы. Думаю, не таком уроке равнодушных не будет. Материал подаётся профессионально, корректно.

Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за добрые отзывы. Очень вам признательна.

Нестерова Марина Георгиевна

Воспользоваться можно материалом и для внеклассной работы. Очень нужный материал, особенно для школьников.

Нестерова Марина Георгиевна

Воспользоваться можно материалом и для внеклассной работы. Очень нужный материал, особенно для школьников.