Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Семенова Елена Михайловна

 

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполагание, учителю необходимо было учитывать особенности усвоения, восприятия, понимания информации выпускниками именно этого класса. Выпускной класс отличался некоторой индифферентностью восприятия, неэмоциональностью, невысокой учебной мотивацией у основной массы учащихся, отсутствием интереса к чтению, сравнительно слабой подготовленностью учащихся к учебному труду. На данном уроке в соответствии с приведённой выше характеристикой класса на первый план выходят именно воспитательные цели урока. Учителю было необходимо «разбудить» сознание учащихся через эмоции, которые педагог надеялся вызвать особым подбором материала, вызывающего сочувствие, сопереживание, ужас от неслыханной жестокости власти, отторжение подобных методов властвования.

 Органично вписывается в урок применение мультимедийных средств. Презентация несёт важную смысловую информацию, создаёт возможность комментировать ход урока в доступной и интересной для учащихся форме. Такой урок активизирует творческий потенциал учащихся, создаёт возможность для развития чувства сопереживания, сострадания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме

«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах

«Виновные без вины»

(урок-размышление  по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Составила и провела учитель

русского языка и литературы

Семенова Е.М.

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

 основной общеобразовательной школы

села Заборовка муниципального

района Сызранский Самарской области

2012 г.

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполагание, учителю необходимо было учитывать особенности усвоения, восприятия, понимания информации выпускниками именно этого класса. Выпускной класс отличался некоторой индифферентностью восприятия, неэмоциональностью, невысокой учебной мотивацией у основной массы учащихся, отсутствием интереса к чтению, сравнительно слабой подготовленностью учащихся к учебному труду. На данном уроке в соответствии с приведённой выше характеристикой класса на первый план выходят именно воспитательные цели урока. Учителю было необходимо «разбудить» сознание учащихся через эмоции, которые педагог надеялся вызвать особым подбором материала, вызывающего сочувствие, сопереживание, ужас от неслыханной жестокости власти, отторжение подобных методов властвования.

 Органично вписывается в урок применение мультимедийных средств. Презентация несёт важную смысловую информацию, создаёт возможность комментировать ход урока в доступной и интересной для учащихся форме. Такой урок активизирует творческий потенциал учащихся, создаёт возможность для развития чувства сопереживания, сострадания.

Тип урока: – урок усвоения новой исторической информации и первичного закрепления знаний, навыков, умений; формирования мотивации школьников к самостоятельному развитию познавательных компетентностей.

Форма урока:

– урок – размышление.

Цели и задачи урока:

– продолжить формирование интереса к сложным, неоднозначно

трактуемым и чувствительным сюжетам отечественной истории,

к их переосмыслению с гуманистической точки зрения, в частности, период сталинских репрессий;

– способствовать более осмысленному наполнению содержания таких известных учащимся терминов, как «террор», «репрессии»;расширить их представления о причинах и масштабах политических репрессий;

– развивать интерес к самопознанию на основе анализа литературного произведения; к пониманию объективных и субъективных причин соответствующего поведения народа в условиях тоталитаризма;

– продолжить работу по воспитанию чувства отторжения у учащихся насильственных методов, нарушающих право человека на жизнь и свободу, гарантированное Конституцией 1936 года;

Направленность на планируемые результаты образования:

– формирование самоуважения и позитивной самооценки, чувства собственного достоинства;

– формирование умения оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки (собственные и других людей); проявления доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– формирование умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

– развитие способности превращать учебно-практическую задачу в способ ориентации в реальной жизненной ситуации.

Форма организации учебной деятельности:

– фронтальная;

– индивидуальная.

Методы и технологии обучения (воспитания):

– словесный;

– проблемного изложения;

– оценки исторических событий, явлений;

– личностно-ориентированного обучения;

– ИКТ.

Приёмы деятельности учителя:

– фронтальная беседа;

– анализ художественных текстов;

– работа с терминами и понятиями;

– использование мультимедийных средств.

Основные виды деятельности и действий обучающихся:

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей;

– эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;

– принятие и сохранение учебной задачи, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– смысловое чтение художественных  текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов;

– адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование урока:

– презентация «Виновные без вины»;

-музыкальное сопровождение «Реквием» Моцарта, Маршал «Колыма».

Предварительная подготовка:

– знакомство учащихся с «Колымскими рассказами» В.Шаламова.

Ход урока.

Учитель: В истории нашей страны есть много печальных страниц. И одна из них - годы политических репрессий и сопротивления  несвободе.

Массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е — 1950-е годы, обычно связывают с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Многие исследователи относят к жертвам сталинских репрессий осуждённых по ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (начало 1930-х гг.).

С общественно- политической жизнью страны в СССР в 30-е годы нас познакомит…. ( слово ученику)

Ученик:
    Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.    
     Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое.        
     Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня ». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.
    
     Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.    
«Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.    
     В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».  

Особенного размаха репрессии достигли в 1937—1938 годы, когда органами НКВД было арестовано 1,58 млн человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек.

С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.

Учитель:  Имена тех, кто пытался сказать обо всем, что происходило, были  не просто забыты. Они были запрещены.

 Сегодня мы знакомимся с  человеком, который одним из первых сказал правду о тех страшных годах. Варлам Тихонович Шаламов родился в семье священника, известного в Вологде церковного и общественного деятеля Тихона Николаевича Шаламова, также происходившего из потомственной священнической семьи. Учился в Вологодской гимназии. В юности увлекался идеями народовольцев. О том, чем обернулась революция для их семьи, неоднократно подвергавшейся гонениям, писатель вспоминает в «Четвёртой Вологде». В 1924 Шаламов уехал из родного города. Два года работал дубильщиком на кожевенном заводе в Сетуни, а в 1926 поступил на факультет советского права Московского государственного университета, принимал активное участие в политической и литературной жизни столицы.

19 февраля 1929 арестован и заключён в Бутырскую тюрьму за распространение знаменитого «Письма к съезду» Ленина. Был приговорён к трём годам заключения в Вишерском отделении Соловецких лагерей особого назначения. В 1932 вернулся в Москву, где снова продолжил литературную работу, занимался журналистикой, сотрудничал в ряде небольших профсоюзных журналов («За овладение техникой» и др.). В №1 журнала «Октябрь» опубликован один из первых рассказов Шаламова «Три смерти доктора Аугустино».

В январе 1937 снова арестован и приговорён к пяти годам Колымских лагерей, а в 1943 ещё к десяти — за антисоветскую агитацию (назвал писателя И. Бунина русским классиком).

Что такое ГУЛАГ? Каким он был ?

Ученик: Система ГУЛаг была создана по личному приказу Сталина  от 1929 года и получила дальнейшее развитие с 1930 года.  ГУЛаг (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ).

Система объединяла 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 спецкомендатур. Всего свыше 30 000 мест заключения.

 Статистика ГУЛага

До конца 1980 годов  официальная статистика по ГУЛагу была засекречена, доступ исследователей в архивы был невозможен, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключённых или членов их семей, либо на применении математико-статистических методов.

Согласно официальным данным всего в системе лагерей, тюрем и колоний ОГПУ и НКВД в 1930—1956 единовременно содержалось более 2,5 млн человек (максимум был достигнут в начале 1950 годов  в результате послевоенного ужесточения уголовного законодательства и социальных последствий  голода 1946 – 1947 годов

 Учитель: В 1951 Шаламов был освобождён, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером близ Оймякона. В 1953 поселился в Калининской области, работал два с половиной года агентом по техническому снабжению на торфопредприятии, а в 1956 после реабилитации вернулся в Москву.

Некоторое время сотрудничал в журнале «Москва», писал статьи и заметки по вопросам истории культуры, науки, искусства, публиковал стихи в журналах. В 1961 выпустил в издательстве «Советский писатель» первый поэтический сборник «Огниво», затем вышли ещё несколько. Главные же произведения Шаламова — «Колымские рассказы» — распространялись в самиздате. В мае 1979 Шаламов переехал в дом инвалидов и престарелых. В январе 1982  скончался.

Учитель: Есть у Шаламова, как у каждого серьёзного поэта, свой «Памятник» — не по названию, а по сути ( стихотворение читается на фоне «Реквиема» Моцарта):

Я много лет дробил каменья
Не гневным ямбом, а кайлом,
Я жил позором преступленья
И вечной правды торжеством.

Пусть не душой в заветной лире —
Я телом тленья убегу
В моей нетопленой квартире,
На обжигающем снегу.

Где над моим бессмертным телом,
Что на руках несла зима,
Металась вьюга в платье белом,
Уже сошедшая с ума.

Как деревенская кликуша,
Которой вовсе невдомёк,
Что здесь хоронят раньше душу,
Сажая тело под замок.

Моя давнишняя подруга
Меня не чтит за мертвеца,
Она поёт и пляшет — вьюга,
Поёт и пляшет без конца.

Хрестоматийно известные метафоры Пушкина, Лермонтова, Блока, эти жемчужины художественности, у Шаламова прозаически материализованы, ввергнуты в грубый, жестокий мир Колымы. О Колыме писал и Анатолий Жигулин.

Ученик:

ПОСЛАНИЕ ИЗ АДА

 "На Колыме начался и закончился мор старой русской интеллигенции. В забоях с кайлом и тачкой, в стуже бараков, при жидкой баланде, умирали престарелые профессора, врачи, инженеры, писатели, артисты. Буквально за неделю погиб профессор Кох - хирург из Одессы, виртуозно владевший своим искусством. Сам-то я был молод, но как выжил, до сих пор не могу понять. Ведь у меня все было: обмороженные лицо и руки к концу промывочного сезона (а рабочий день при почти не заходящем северном солнце был световой), покрытые геморрагической сыпью, ноги в цинготных язвах становились как бревна. На второй ярус нар я уже не мог взгромоздиться без помощи товарищей. Все было - как у всех. На командировке (небольшой лагерь на прииске), где размещалось 700 человек, в день появлялось 2-3 трупа. Лагерь вымирал за 2 года. А я вот выжил. Не отвалился у меня нос. Не съела черная гангрена отмороженные пальцы. До сих пор целы некоторые зубы. Товарищи без боли вынимали их из челюстей пальцами...

В Теньлаге, которым командовали Лебедев и сменивший его Шкабура, учета людей не было. Знаю это потому, что когда после реабилитации в 1957 году мне потребовались документы о работе, то из ЮГПУ сообщили все мои перемещения вплоть до последнего дня: где и кем работал, а в Теньке восстанавливать стаж работы по "Бутугычагу" пришлось свидетельскими показаниями".

Анатолий Жигулин.

 Именно о « Колымских рассказах» и пойдет сегодня речь. С   историей  их создания  нас познакомит…….

Ученик:   Работая над « Колымскими рассказами» - главной своей книгой - Шаламов начал в 1954, когда жил в Калининской области, работая мастером на торфоразработках. Он продолжил ее, переехав в Москву после реабилитации (1956), а закончил в 1973.

« Колымские рассказы» - панорама жизни, страданий и смерти людей в Дальстрое - лагерной империи на Северо- востоке СССР, занимавшей территорию свыше 2 миллионов квадратных километров. Писатель провел в лагерях и ссылках более 16 лет, работая на золотых приисках и угольных шахтах, а в последние годы – фельдшером в больницах для заключенных. Они состоят из шести книг, включающих более 100 рассказов и очерков: «          Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», « Воскрешение лиственницы» и «Перчатка».

С начала 1960 Шаламов предлагал «Колымские рассказы» советским журналам и издательствам, однако ни один из них не смог пройти советскую цензуру. Рассказы получили широчайшее хождение в самиздате ( как правило, они перепечатывались на машинке небольшими порциями- по 2-3) и сразу же поставили Шаламова как разоблачителя сталинской тирании в неофициальном общественном мнении рядом с Александром Солженицыным.

 Редкие публичные выступления Шаламова с чтением «Колымских рассказов» становились общественным событием ( так, в мае 1965 писатель прочел рассказ «Шерри- бренди» на вечере памяти поэта Осипа Мандельштама, состоявшемся в здании МГУ на Ленинских горах).

C 1966 «Колымские рассказы», попав за границу, начинают систематически печататься в эмигрантских журналах и газетах ( всего в 1966-1973 в журналах «Грани», «Посев», «Вестник Русского студенческого христианского движения», «Новом журнале» и газете «Новое русское слово» прошло 33 публикации рассказов и очерков из книги). Сам Шаламов к этому факту относился отрицательно ( он мечтал увидеть «Колымские рассказы» изданными в одном томе и считал, что разрозненные публикации не дают полного впечатления о книге, к тому же делая их автора невольным постоянным сотрудником эмигрантской периодики).

В 1972 писатель на страницах московской Литературной газеты публично протестовал против этих публикаций. Однако,  когда в 1978  в лондонском издательстве OPI «Колымские рассказы» были наконец изданы вместе ( том составил 896 стр.), тяжело больной Шаламов был этому очень рад.

Только через 6 лет после смерти писателя в разгар перестройки стала возможна публикация «Колымских рассказов» в СССР (впервые – в журнале «Новый мир», № 6 за 1988). С 1989 «Колымские рассказы» неоднократно издавались на родине в различных авторских сборниках Шаламова и в составе его собрания сочинений.

Учитель: Андрей Вознесенский  восклицал: «Кто за нас может освоить наш чудовищный опыт несвободы и попытки свободы? » Шаламов своими «Колымскими рассказами» этот опыт освоил и дал нам к нему  ключ. Дома вы читали «Колымские рассказы». Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного………….

 Обратимся к некоторым произведениям Варлама Тихоновича.

Работа в группах.

Задание №1:

Что происходит с человеком, попавшим в лагерь? Сохраняет ли он человеческие качества?

Свой ответ обоснуйте. Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Ночью”, “Одиночный замер”, “Сентенция”, “Сгущённое молоко

Задание №2  

Как выживают герои? Какие пути выбирают?

Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Ночью”, “Заклинатель змей”, “Тифозный карантин”, “На представку”.

 Задание №3

Чем жив человек? Что помогает человеку сохранить себя? Приведите примеры из рассказов В.Шаламова “Заговор юристов”, “Тифозный карантин”, “Надгробное слово”, “Лучшее слово”, “Последний бой майора Пугачёва”,  и другие.

Подведение итогов урока.

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

«Нужен ли опыт растоптанной жизни?»

Какие мысли вызвали прочитанные рассказы?

Домашнее задание.  Написать сочинение- миниатюру «О чём заставил задуматься сегодняшний урок».

Литература

  1. Шаламов, Варлам Тихонович//  ru.wikipedia.org
  2. http://shalamov.ru/
  3. Колымские рассказы. М.: Современник, 1991.  
  4. Лейдерман Н. Л. «В метельный леденящий век»: О «Колымских рассказах» Вар-лама Шаламова // Русская литературная классика XX века: Моногр. очерки. Екатеринбург, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в форме брейн-ринга для учащихся старших классов

Внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры брейн-ринг по литературе для старших классов учит вчитываться в текст,пробуждает интерес к русской классике, позволяет увлечь в игру две команды и...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6 класса «Дива былинные»

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие после изучения темы "Былины". Мероприятие проводится в форме игры с учащимися, содержит основные вопросы по данной теме. При проведении зан...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Зима в поэзии, музыке и живописи».

Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов. Задачи:- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, пос...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе «Мужество и стойкость русской женщины » (по фрагментам повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»).

на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности....

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!»

Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....