Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Спайкова Ирина Натановна

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_grinu.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков  по повести А. Грина  «Алые  паруса». ( 6 класс)

Урок 1.

Тема: «Как сотворить чудо?»

1.Фотоматериалы с изображением океана.

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врывается в комнату. То же случается, когда мы открываем  книгу Александра Степановича Грина.

УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное, несбыточное возможно.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

Сегодня на уроке я зажгла свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике 20 века».

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каверна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт  такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

- Как вы думаете это русский или зарубежный писатель?

- В какое время, в какой стране жил?

- Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

 Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала  как своего  сына.

Чтение  статьи  учебника.

УЧИТЕЛЬ: Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

Словарная работа: Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

 (Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.  Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

 Анализ произведения.

1.Анализ композиции

Определите элементы композиции повести: завязка действия, развитие действия,  кульминация, развязка действия.

2. Давайте вспомним главных героев.

3. Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».

2 урок.

Блок вопросов:

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки.

5.  Найдите описание  Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её  внешности. Какой и зачем?

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

 9. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

Вывод: Попытки к сближению ни к чему не привели, но Ассоль кротко терпит оскорбления, не озлобившись душой.

  1. группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

2. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

4.  Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

5.  Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

6.  Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

7.  Почему паруса алые, а корабль белый?

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью?(специальный корабль)  В чем разница?

9. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

УЧИТЕЛЬ.Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.  Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения.

1. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4.  Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая  история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

5.  Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

ВЫВОД:Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

4. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

6.Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

7. Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

УЧИТЕЛЬ. Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи  вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.

 Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина

8.  Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

 (Она в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

9. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

УЧИТЕЛЬ:  Но вот герои встречаются. Грэй говорит девушке: “Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?”. Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”). Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)

Заключение:

Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

В чем смысл названия повести?

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

 Домашнее задание, Синквейн.

Темы: Ассоль, Грэй, «Алые паруса», Александр Грин.

Приложения.

Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? .( Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?( Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести ? ( На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла...)

7.«Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ? ( О Лонгрене).

8.«Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»

9.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу )

10.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? (О жителях Каперны.)

11. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

12. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)

13. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)

14.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

15.Кто такой Эгль?

16.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

17. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)

18. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

19. А что же произойдет однажды утром ? ( «…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)

20. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно  жизнеописанию Грея ? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)

21. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ? (Живой душой.)

22. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)

23. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать , как больно девушке.)

24. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)

25.С кем играл в детстве Артур Грей ? ( Один)

26. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

27. Продолжите фразу :« Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…») 

28. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» ( Я хочу к маме…)

29. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? (Капитана Гопа, к Грею).

30. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)

31. Как назывался новый корабль Грея ?( «Секрет»)

32. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?  (Спящую Ассоль).

33. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)

34. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

35.Кому принадлежат  данные  реплики из  текста.   

  “У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа” ( Марии).

36.  “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру” (Ассоль).

37.  “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею” (Лонгрен)

38.   “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук  гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.(Артур Грей)

39. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»   «…живое стихотворение.»

40. Кто истинные друзья Ассоль ? ( Это крупные старые деревья)

41. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль?

42. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

43.  «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? (О алом шелке, купленном Греем.)

44. Сколько метров алой материи купил Грей ? (Две тысячи метров.)

45. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» («.. она зацветет.»)

46.  Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)

47. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» ( «Новая душа будет у него и новая у тебя».)

48. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея.)

49. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

50. Как Летика назвал Ассоль ? (Лучшим грузом , лучшим призом «Секрета»)

51. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина.( «…о счастье.»)

Цитаты о счастье :

1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.(В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

    Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

    Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо  верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из  нас  могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как  нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся  тому, кто  много  трудится. (Леонардо да Винчи).

8. Самый  счастливый  человек тот, кто  даёт  счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне  счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать  его.(В. Гюго).

10. Право на  счастье составляет самое  неотъемлемое право  человека. (К. Ушинский).

11. Никогда  не знает  меры счастье. ( Сенека).

12. Ежели  бессчастия бояться, то и счастья не  будет. (Пётр  Первый).

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки.

5.  Найдите описание  Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её  внешности. Какой и зачем?

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

 9. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

 

группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

2.  Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»?

4.  Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

5.  Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

6.  Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

7.  Почему паруса алые, а корабль белый?

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью?  В чем разница?

9. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4.  Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5.  Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она?

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

4. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

6.Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации?

7. Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй?

8.  Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

9. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

 

 

 1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.(В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

    Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

    Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо  верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из  нас  могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как  нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся  тому, кто  много  трудится. (Леонардо да Винчи).

8. Самый  счастливый  человек тот, кто  даёт  счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне  счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать  его.(В. Гюго).

10. Право на  счастье составляет самое  неотъемлемое право  человека. (К. Ушинский).

11. Никогда  не знает  меры счастье. ( Сенека).

12. Ежели  бессчастия бояться, то и счастья не  будет. (Пётр  Первый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.

Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....

Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе

В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс

Методическая разработка системы  уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...

Система уроков по повести И.С.Тургенева "Муму"

разработка содержит систему уроков по повести И.С.Тургенева "Муму" с использованием технологии критического мышления как средства формирования читательской компетенции учащихся 5 класса...

Система уроков по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Конспекты уроков по литературе 7 класс...