Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Медведева Людмила Григорьевна

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev._obrazy_russkoy_prirody_v_poezii._ritm._rifma.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. (5 класс)

                                       Образы русской  природы в поэзии. Рифма, ритм.

                           Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».    

Цели урока:

 РАЗВИВАЮЩАЯ:  -) находить художественные особенности в тексте;

-) развивать навыки выразительного чтения;

-) развивать внимание, память, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся;

 -) развивать умение устного словесного рисования;

-) расширить лексический запас учащихся;

-) развивать чёткость артикуляции;

-)развивать оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального настроя

-) развивать умения совместной деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: -)прививать любовь к Родине и русской природе;

-) формировать культуру восприятия стиха;

-) повысить внутреннюю мотивацию к изучению литературы.

ОБУЧАЮЩАЯ: 1) продолжить работу по обучению анализа лирического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»:

-) учить определять тематику стихотворения;

-)  видеть нравственную глубину произведения;

2) правильно определять рифму и ритм стихотворения.

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный.
  2. эвристическая беседа
  3. частично-поисковый.

Формы: работа в группах, самостоятельная  работа учащихся, выразительное чтение стихотворения, сообщение учащихся,.

Оборудование: портрет Тютчева, выставка книг, запись на доске, словарь эстетических эмоций, учебник-хрестоматия, тексты для работы, компьютер, презентация, карточки настроения, магнитофон,  отрывок из музыкального произведения Чайковского «Времена года. Осенняя песнь (октябрь)», музыкальные отрывки разных ритмов.

Запись на доске.

ЗНАТЬ:                                                                            УМЕТЬ:

-)тему и идею стихотворения;                               -) определять тему, настроение стихотворения, ритм, рифму;  

-) художественные особенности стихотворения         -) находить в тексте художественные средства

                                                                                              выразительности( эпитеты, метафоры);                                          

                                                                               -) уметь устно «рисовать» картины, созданные поэтом (пейзаж)

                                                                                     -) выразительно читать, пользоваться толковым словарём;  

                                                                                     -) работать в группе;

                                                -)оценивать свои учебные достижения, физическое и   эмоциональное состояние;

                                                                                         -) совершенствовать письменную и устную речь;

              План урока. 

1. Организационный момент .

 2. Артикуляционная разминка.

3.  Повторение теоретических понятий.

4. Восстановление деформированного текста                                                                

5. Знакомство с темой и целями урока              

6.  Анализ  стихотворения

1)Слово учителя

2) Сообщения учащихся

3) Работа с толковым словарём

7. Выразительное чтение стихотворения Тютчева учащимися.

8.  Самостоятельная работа учащихся  

9. Подведение итогов.

10 Домашнее задание.

Ход урока.  

1. Организационный момент (выявление эмоционального настроя).    

-Доброе утро! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принёсёт нам всем радость общения друг с другом. Давайте вспомним наш девиз: «Давайте трудиться вместе!»

-Покажите мне, пожалуйста, как вы настроены на работу? (Учащиеся показывают карточки настроения.)

 2. Артикуляционная разминка

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции. Повторяются ранее изученные скороговорки

-Ребята, какие виды искусства кроме литературы вы знаете? А как вы думаете, что может объединять литературу и музыку?

- Давайте прослушаем отрывки музыкальных произведений, для того чтобы вспомнить, что такое ритм.

4. Повторение теоретических понятий.

1) Звучит музыка разных ритмов.

-Ребята, чем отличаются эти музыкальные произведения? (Ритмом)

— Что такое ритм?

2) Инсценирование отрывка из «Приключения Незнайки» Николая Носова.    (приложение №1)

-А сейчас, ребята, давайте посмотрим отрывок из сказочной повести Николая Носова «Приключение Незнайки», как он сочинял стихи и попробуем определить, что же в первую очередь вы должны уметь делать, чтобы вам никто не смог сказать, что у вас нет способности к поэзии?                            Слайд № 1    

Цветик. –Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. –Селёдка.

Цветик. –Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах. Попробуй придумать рифму на слово «пакля».

Незнайка. –Шмакля.

Цветик. – Какая шмакля? Разве есть такое слово?

Незнайка. –А разве нету?

Цветик. –Конечно, нет.

Незнайка. –Ну, тогда рвакля.

Цветик. –Что это за рвакля такая?

Незнайка. –Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик. –Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не   выдумывать.

Незнайка. –А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик. –Значит, у тебя нет способности к поэзии….

-Ребята, как вы думаете, почему у Незнайки нет способности к поэзии? Что такое рифма?

5. Восстановление деформированного текста       (приложение № 2)             

-А теперь проверим, есть ли у вас способность к поэзии? Ведь чтобы создать стихотворение, в первую очередь,  нужно уметь рифмовать слова.

Работа по восстановлению деформированного текста организовывается по группам.                                     Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки.

 Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам и прочитать выразительно под музыку.                                                                                                                                                   Слайд № 2

Можно предложить ученикам стихотворение об осени Тютчева, пронумеровать строфы и раздать ученикам  шести   групп, а затем “собрать” стихотворения и прочитать их целиком.                                

-Ребята, понравились вам стихотворение?

-О каком времени года в нём говорится ?

3. Знакомство с темой и целями урока.                                                                                             Слайд № 3                             с названием темы урока на фоне русской природы (осень) и портретом Ф.И. Тютчева

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» Нарисуем образ русской природы, которую хотел нам показать поэт  при помощи ритма и рифмы этого стихотворения   и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремился передать автор этих строк. Что он чувствовал, что он видел? Запись в тетради  темы урока.

Но для начала мы познакомимся с личностью поэта и с историей создания стихотворения.      

6.  Анализ  стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

1)Слово учителя

Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской  губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

2) Выступления учащихся.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА                                                                                                                               Слайд № 4                                               с фоном осенней природы и стихотворением

УЧЕНИК: 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной                              1
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,                 2
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,                3
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

УЧЕНИЦА: Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,               4
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь                
На отдыхающее поле...

3) Эвристическая беседа.

-) Ребята, красивое стихотворение? Понравилось оно вам?

-Как вы думаете,  какую общую картину рисует Тютчев в своём стихотворении? (Пейзаж, «бабье лето»)

- В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Фёдор Иванович Тютчев передаёт читателю своё настроение. А вы почувствовали его настроение? Какое оно? (Торжественное и немного грустное.)

-А как вы думаете, о чём грустит поэт? (Об уходящем тепле)

-Чтобы нам лучше понять стихотворение, давайте попробуем проанализировать его. На сколько строф  оно делится?

-Давайте попробуем передать то, о чём они рассказывают?                

                         

ЧТЕНИЕ  1-ой строфы.    

-Что описывает поэт в 1-ом четверостишии? Какие ключевые слова помогают нам создать общую картину осени? (Осень первоначальная, короткая пора)

-С помощью каких слов  Тютчев, передаёт своё отношение к  этой  осенней поре? (дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера - восхищение)

-Как вы думаете, каким художественным средством будут являться эти слова? (Эпитетами)

-Давайте повторим, что такое эпитет.

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Природа замерла в ожидании, и это помогает передать то, что в первом четверостишии всего два глагола: “есть” и “стоит”. Ключевые слова: осень, дивная пора. Эпитеты: осени  дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера .

ЧТЕНИЕ 2-ой строфы

-Ребята, лексическое значение какого слова вам непонятно? А как вы понимаете значение слова праздный? От какого слова оно могло образоваться?

-)Работа с толковым словарём: праздный- ничем не занятый.

-О чём вспоминает Тютчев в первой строке 2-ой строфы?

 Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (“на праздной борозде”). Ключевые слова: серп, колос, борозда. Эпитеты: бодрый (полный сил)серп, праздная борозда.

- Какие слова помогают нам представить время жатвы? (Серп гулял, падал колос – метафора; бодрый серп – эпитет)

- Какими художественными средствами являются эти слова и для чего поэт насыщает  одну строчку таким изобилием художественных средств? (Передать энергию жатвы . При помощи этих худ.средств мы представляем могучего земледельца-труженника, полного сил и энергии)

-Как вы прочитаете эту строчку? (торжественно, энергично)

- Какие чувства описывает поэт дальше? ( Сожаление, грусть)

-О чём грустит поэт? ( О том, что везде пусто, только паутина везде)

-Почему автор сравнивает паутину с волосом? (Паутина очень тонкая, невидимая, как волос – метафора)

ЧТЕНИЕ  3-ей строфы

-О чём  говорит поэт в 3-ей строфе? ( В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури.)

- Найдите эпитеты, при помощи которых автор передаёт своё настроение Какое это настроение? («Чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.  Наслаждение  теплом, нежной грусти, восхищения красотой природы )

- Ребята, представьте себе поэта, который задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Как вы думаете, что ещё кроме худож. средств выразительности помогает передать состояние задумчивости, грусти? (Способ рифмовки)

— Какой способ рифмовки в этих строфах? (1,2 – перекрёстная, 3- кольцевая (опоясывающая)

-А почему Тютчев в 3-ей строфе использует кольцевую рифмовку? (Этим он как бы завершает образ пустоты)

- Понаблюдайте над длиной строк, все ли строчки одинаковой длины? (Разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными)

-Что происходит с ритмом стихотворения. Он ровный или сбивчивый? Какое впечатление создаётся при этом?  (Ритм как бы сбивается,  создаётся впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть)

-Ребята, вспомните эти последние тёплые деньки осени. А вам нравится природа в это время года? Что вы чувствуете при этом?  

Вот и Тютчев хотел передать читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

7. Выразительное чтение стихотворения Тютчева учащимися.

8.  Самостоятельная работа учащихся      (приложение № 3)                                                           Слайд № 5

9. Подведение итогов. 

1)Чтение вариантов ответов самими учащимися.

Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Ф.Тютчева. Попытались понять его, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Мы рассмотрели тропы, которые помогают создать выразительную картину – эпитеты, метафоры, олицетворения. Но! Самое главное, я надеюсь, что этот урок показал вам …                                                                                                                                            Слайд №6

2) Рефлексия.                                                                                                                                             Слайд №7

Продолжить фразы:

-) Урок привлёк меня тем, что…

-) Мне больше всего удалось…

-) Мне не удалось…

-) Моё состояние во время работы… (карточка настроения)

3) Выставление оценок.      

10 Домашнее задание.                                                                                                                          Слайд №8

                                        1) выучить стихотворение наизусть;

                                        2) нарисовать иллюстрации к стихотворению;

3) ИНДИВИД.: подобрать стихотворение об осени, выучить наизусть и проанализировать по плану.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Отрывок из сказочной повести Николая Носова «Приключения Незнайки».

-Ребята, вы все, наверно, знакомы с героем Николая Носова Незнайкой?                                     

-Давайте посмотрим, как Незнайка учился писать стихи и почему у него ничего не получилось?

Цветик. –Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. –Селёдка.

Цветик. –Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах. Попробуй придумать рифму на слово «пакля».

Незнайка. –Шмакля.

Цветик. – Какая шмакля? Разве есть такое слово?

Незнайка. –А разве нету?

Цветик. –Конечно, нет.

Незнайка. –Ну, тогда рвакля.

Цветик. –Что это за рвакля такая?

Незнайка. –Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик. –Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не   выдумывать.

Незнайка. –А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик. –Значит, у тебя нет способности к поэзии….

-Ребята, как вы думаете, почему Незнайка не смог подобрать рифму? Что такое рифма?

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2  

Восстановление деформированного текста      

                               ***

Небо бледно-голубое

Дышит светом и теплом

И приветствует Петрополь

Небывалым сентябрем.

Все привольней, все приветней

Умаляющийся день,--

И согрета негой летней

Вечеров осенних тень.

Ночью тихо пламенеют

Разноцветные огни...

Очарованные ночи,

Очарованные дни.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Самостоятельная работа учени ________5-Б класса_________________________

1. Какую картину рисует Тютчев в своём стихотворении?_______________________________________

2. О каком времени года идёт речь в стихотворении?___________________________________________

3. Какое настроение передаёт И.Ф.Тютчев в своём стихотворении «Есть в осени первоначальной…» _________________________________________________

4. Как бы ты озаглавил это стихотворение?_________________________________

5. Какие художественные средства использует автор в данном тексте? Приведи  примеры. ______________________________________________________________________________

6. Какой способ рифмовки в этих строфах?__________________________________________

7. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого стихотворения? (Выпиши верные слова)

Автор этого стихотворения – человек чуткий, наблюдательный, строгий, открытый,  задумчивый, ироничный.

                       ***                                                                                                    

1.Небо бледно-голубое

Дышит светом и теплом

И приветствует Петрополь

Небывалым сентябрем.

2.Все привольней, все приветней

Умаляющийся день,

И согрета негой летней

Вечеров осенних тень.

3.Ночью тихо пламенеют

Разноцветные огни...

Очарованные ночи,

Очарованные дни.

Цветик. –Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. –Селёдка.

Цветик. –Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах. Попробуй придумать рифму на слово «пакля».

Незнайка. –Шмакля.

Цветик. – Какая шмакля? Разве есть такое слово?

Незнайка. –А разве нету?

Цветик. –Конечно, нет.

Незнайка. –Ну, тогда рвакля.

Цветик. –Что это за рвакля такая?

Незнайка. –Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик. –Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не   выдумывать.

Незнайка. –А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик. –Значит, у тебя нет способности к поэзии….

Цветик. –Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. –Селёдка.

Цветик. –Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах. Попробуй придумать рифму на слово «пакля».

Незнайка. –Шмакля.

Цветик. – Какая шмакля? Разве есть такое слово?

Незнайка. –А разве нету?

Цветик. –Конечно, нет.

Незнайка. –Ну, тогда рвакля.

Цветик. –Что это за рвакля такая?

Незнайка. –Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик. –Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не   выдумывать.

Незнайка. –А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик. –Значит, у тебя нет способности к поэзии….

УЧЕНИК: 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

УЧЕНИЦА: Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

УЧЕНИК: 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

УЧЕНИЦА: Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Усадьба на живописном берегу реки, тенистые аллеи парка, классическая архитектура господского дома и живописный пруд с беседкой на островке. Здесь - малая Родина поэта. Овстуг! Меж невысоких пологих холмов, в окаймлении лесистых оврагов, в низких берегах течет речка Овстуженка, малый приток реки Десны. Заливные луга перемежаются с зарослями ольхи, осины, ивняка и дарят разнообразием перспектив - благородной красотой окружающего ландшафта.
Овстуг! В архивных материалах он упоминается с 16 в., но раскопки археологов уточняют, что еще во II в. До н.э. селились здесь племена северян, вятичей и родимичей. Название села пришло из той давней языческой поры.

"Стуг" - стоянка, поселение.
"Овстуг" - знакомая, старая стоянка.
А по соседству, в пяти километрах от села - земли древнего Вщижского княжества. Язычество, православие и современность - затейливо и своеобразно переплелись на земле этой. Старая истина - чем древнее памятник культуры, искусства, археологии, тем ярче горит в нем огонь творческой глубинной мудрости. А на земле, родившей его, не только озаряет, но и согревает душу творца, одаривая новым торжеством открытий - слова, красок, форм, мелодий. Вот и спешат в места тютчевские - художники, поэты, скульпторы и мыслители.
Искра Божия вдохновения, осознания, озарения нисходит в души чуткие, ранимые, сопричастные испытаниям века нашего. Усадьба поэта не перестает быть духовной "Меккой" творческой интеллигенции. В современном культурном сознании Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник "Овстуг" неразрывно связан с личностью и творчеством великого поэта, философа, лирика, мыслителя - Федора Ивановича Тютчева.

Оставь на время град, в заботах погруженный,
Склонись под тень дубрав; здесь ждет тебя покой.
Под кровом сельского Пената,
Где все красуется, все дышит простотой,
Где чужд холодный блеск и пурпура и злата, -
Там сладок кубок круговой!
Чело наморщенное думой,
Теряет здесь свой вид угрюмый;
В обители отцов все льет отраду нам!

Ф. И. Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся....

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения....

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенняя роза"

ОСЕННЯЯ РОЗА  Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло. Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна ...

Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы

Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....