Главные вкладки

    Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Будзинская Рауза Амантаевна

    Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_tyutchev_5_kl.docx20.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Крестьяновская школа Первомайского района Республики Крым»

    Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

    Тонкий лиризм поэзии

    Конспект урока

    по литературе

    в 5 классе

    Автор: Будзинская

    Рауза Амантаевна,

    учитель высшей

    квалификационной

    категории

    2017 г.

    Тема:  Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Тонкий лиризм поэзии

    Цель: раскрыть особенности поэзии Ф.И. Тютчева путём анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной…».

    Задачи: -учить анализировать стихотворение;

    -учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

    -при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

    -формировать общеучебные умения и способы деятельности;

    -учить видеть взаимосвязи между поэзией, музыкой и изобразительным искусством;

    - развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

    -прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;

    -воспитывать потребность в общении с поэзией.

    Планируемые результаты: 

    1. Предметные:

    -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
    - познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
    -формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
    - закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
    - отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
    2. Метапредметные:
    - владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
    - планировать свое выступление;
    - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
    - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
    - развивать память, внимание, творческие способности.
    3. Личностные:
    - создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению;

    -аргументировать свою позицию;

    -формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

    -оценивать собственную и коллективную деятельность

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Оборудование: слайды по теме урока, мультимедийный комплекс, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», шкатулка достижений и предложений

    Ход урока

    I.Психологический настрой на урок

    Однажды король пришёл в сад и увидел деревья, которые стали пропадать, вянущие цветы. Дуб сказал, что он умирает, так как не может быть таким высоким как сосна. А сосна тоже не радовалась жизни, потому что не могла давать урожай винограда как виноградная лоза. А лоза умирала от того, что не могла цвести как роза. Долго король бродил по саду и нашёл-таки растение, которое радовалось жизни. На вопрос короля растение ответило, что нужно радоваться каждой минуте жизни и принимать себя таким, какой ты есть. Главное – развивать свои лучшие качества и внести свой вклад в жизнь.

    Вот и я надеюсь, что и вы покажете сегодня, что умеете хорошо работать и сделаете этот урок интересным и запоминающимся.

    II. Мотивация учебной деятельности

    Не так давно были новогодние праздники, зимние каникулы. Зима ещё напевает нам свои ледяные песни, но всё ближе и ближе тёплое дыхание весны. Человеку лишь остаётся только наблюдать за разнообразием природы.

    Сегодня мы попробуем перенестись в прошлое и вспомнить любимое время года многих людей, в том числе А.С. Пушкина.

    - О каком времени года будет идти речь?

    Все времена года прекрасны, но очарование и неповторимость осени заставляет нас уважительно склонить перед ней голову. Осень и будет гостьей нашего урока и посмотрим мы на неё глазами известного русского поэта XIX века Фёдора Ивановича Тютчева.

    III. Объявление темы урока. Целеполагание

    (Слайд №1)

    Повторим…

    Изучим….

    Узнаем….

    Проверим…

    IV. Восприятие и усвоение учебного материала

    1.Актуализация опорных знаний

    Беседа:

    - Творчество каких поэтов мы изучали на уроках?

    - Какой главный образ объединяет стихи этих авторов?

    - Как мы называем поэзию, в которой описывается природа?

    - Что такое пейзаж?

    (Слайды № 2- 6)

    - К какой разновидности относятся эти пейзажи и почему?

    2.Ассоциаивный куст к слову «Осень» (Слайд № 7)

    -Вспомните и запишите всё, с чем у вас ассоциируется осень. Составьте ассоциативный куст.

    3.Написание творческих работ (зарисовок)

    - Используя эти ассоциации, напишите небольшую зарисовку (3-5 предложений).

            Помните, что мы с вами работаем со словами, поэтому представьте, что вы волшебники и у вас есть волшебная палочка (ручка) и помощники (слова, мысли).

    4.Чтение творческих работ

    Спасибо за образность, красочность ваших работ. Вы оказались настоящими волшебниками слова.

    5. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

    Какую картину осени создал известный русский поэт Ф.И. Тютчев, мы узнаем сегодня на уроке.

    - Прослушивание фонохрестоматии

    (Исп. В. Бохон

    Музыка: А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии».

    Исп. Би-би-си п/у Д. Саймона)

    - Какие оттенки настроения добавляет музыка к тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая произведение?

     

    6.Работа над анализом стихотворения

    - На что вы обратили внимание?

    - О какой поре осени идёт речь?

    - Какие признаки только что прошедшего лета описывает поэт?

    -Какие признаки осени подчёркнуты в поэзии?

    - Прочитайте первые 4 строки стихотворения. На какие слова вы обратили внимание?

    6.1. Словарная работа

    Хрустальный – очень прозрачный, чистый.

    Лучезарный – сверкающий, сияющий.

    6.2. Словесное рисование

    С помощью слов нарисуйте пейзаж, какой вы увидели, читая эти строки.

    - Какая цветовая гамма этого стихотворения?

    -Какие зрительные образы вы увидели?

    7.Определение изобразительно-выразительных средств стихотворения

    У поэзии свои законы, свой язык. Слова в стихах имеют более широкое значение, чем в обычной речи. Существуют специальные художественные средства, которые создают мир поэзии.

    Давайте вспомним некоторые из них (Слайды № 8-10)

    Работа в группах

    Учебник – стр. 279. Прочитайте стихотворение.

    Группа А – Найти в тексте эпитеты

    Группа Б – Найти в тексте метафоры и олицетворения

    - Какую роль играют в тексте данные тропы?

    8 Физкультминутка

    Упражнение «Послушай тишину»

            Тибетские монахи, чтобы услышать настоящую тишину, длительное время кричали, а потом внезапно умолкали и слушали тишину.

            Я вам предлагаю встать и различными действиями (топотом), словами и выкриками создать шум. Когда я хлопну в ладоши, вы быстро умолкаете и слушаете тишину.

    9.Сопоставление картин осени, созданных поэтом и художником

    Передать красоту осени можно не только при помощи слов, но и красок.

    Репродукция «Золотая осень» И. Остроухова (Учебник – стр. 278)

    Работа в парах

    (Слайд № 11)

    – Что общего в изображении осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?

     – Чем отличается изображение осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?

    V.Итог урока. Рефлексия

    (Слайд № 12)

    Шкатулка пожеланий и предложений

    -Что мы положим в шкатулку после сегодняшнего урока?

    - Над чем над ещё предстоит поработать, чтобы пополнить эту шкатулку?

    VI.Д/З: -выучить стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть,

            - создать осенний пейзаж словесно или с помощью кисти или карандаша

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

    Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

    Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

    Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

    Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

    К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

    Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Поэзия А.А.Фета"

    Данный урок формирует  представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворенй поэта, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. У...

    Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

    Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...

    Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

    Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...