Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Будзинская Рауза Амантаевна

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tyutchev_5_kl.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крестьяновская школа Первомайского района Республики Крым»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Тонкий лиризм поэзии

Конспект урока

по литературе

в 5 классе

Автор: Будзинская

Рауза Амантаевна,

учитель высшей

квалификационной

категории

2017 г.

Тема:  Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Тонкий лиризм поэзии

Цель: раскрыть особенности поэзии Ф.И. Тютчева путём анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной…».

Задачи: -учить анализировать стихотворение;

-учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

-при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

-учить видеть взаимосвязи между поэзией, музыкой и изобразительным искусством;

- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;

-воспитывать потребность в общении с поэзией.

Планируемые результаты: 

1. Предметные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
2. Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению;

-аргументировать свою позицию;

-формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-оценивать собственную и коллективную деятельность

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: слайды по теме урока, мультимедийный комплекс, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», шкатулка достижений и предложений

Ход урока

I.Психологический настрой на урок

Однажды король пришёл в сад и увидел деревья, которые стали пропадать, вянущие цветы. Дуб сказал, что он умирает, так как не может быть таким высоким как сосна. А сосна тоже не радовалась жизни, потому что не могла давать урожай винограда как виноградная лоза. А лоза умирала от того, что не могла цвести как роза. Долго король бродил по саду и нашёл-таки растение, которое радовалось жизни. На вопрос короля растение ответило, что нужно радоваться каждой минуте жизни и принимать себя таким, какой ты есть. Главное – развивать свои лучшие качества и внести свой вклад в жизнь.

Вот и я надеюсь, что и вы покажете сегодня, что умеете хорошо работать и сделаете этот урок интересным и запоминающимся.

II. Мотивация учебной деятельности

Не так давно были новогодние праздники, зимние каникулы. Зима ещё напевает нам свои ледяные песни, но всё ближе и ближе тёплое дыхание весны. Человеку лишь остаётся только наблюдать за разнообразием природы.

Сегодня мы попробуем перенестись в прошлое и вспомнить любимое время года многих людей, в том числе А.С. Пушкина.

- О каком времени года будет идти речь?

Все времена года прекрасны, но очарование и неповторимость осени заставляет нас уважительно склонить перед ней голову. Осень и будет гостьей нашего урока и посмотрим мы на неё глазами известного русского поэта XIX века Фёдора Ивановича Тютчева.

III. Объявление темы урока. Целеполагание

(Слайд №1)

Повторим…

Изучим….

Узнаем….

Проверим…

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1.Актуализация опорных знаний

Беседа:

- Творчество каких поэтов мы изучали на уроках?

- Какой главный образ объединяет стихи этих авторов?

- Как мы называем поэзию, в которой описывается природа?

- Что такое пейзаж?

(Слайды № 2- 6)

- К какой разновидности относятся эти пейзажи и почему?

2.Ассоциаивный куст к слову «Осень» (Слайд № 7)

-Вспомните и запишите всё, с чем у вас ассоциируется осень. Составьте ассоциативный куст.

3.Написание творческих работ (зарисовок)

- Используя эти ассоциации, напишите небольшую зарисовку (3-5 предложений).

        Помните, что мы с вами работаем со словами, поэтому представьте, что вы волшебники и у вас есть волшебная палочка (ручка) и помощники (слова, мысли).

4.Чтение творческих работ

Спасибо за образность, красочность ваших работ. Вы оказались настоящими волшебниками слова.

5. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Какую картину осени создал известный русский поэт Ф.И. Тютчев, мы узнаем сегодня на уроке.

- Прослушивание фонохрестоматии

(Исп. В. Бохон

Музыка: А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии».

Исп. Би-би-си п/у Д. Саймона)

- Какие оттенки настроения добавляет музыка к тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая произведение?

 

6.Работа над анализом стихотворения

- На что вы обратили внимание?

- О какой поре осени идёт речь?

- Какие признаки только что прошедшего лета описывает поэт?

-Какие признаки осени подчёркнуты в поэзии?

- Прочитайте первые 4 строки стихотворения. На какие слова вы обратили внимание?

6.1. Словарная работа

Хрустальный – очень прозрачный, чистый.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.

6.2. Словесное рисование

С помощью слов нарисуйте пейзаж, какой вы увидели, читая эти строки.

- Какая цветовая гамма этого стихотворения?

-Какие зрительные образы вы увидели?

7.Определение изобразительно-выразительных средств стихотворения

У поэзии свои законы, свой язык. Слова в стихах имеют более широкое значение, чем в обычной речи. Существуют специальные художественные средства, которые создают мир поэзии.

Давайте вспомним некоторые из них (Слайды № 8-10)

Работа в группах

Учебник – стр. 279. Прочитайте стихотворение.

Группа А – Найти в тексте эпитеты

Группа Б – Найти в тексте метафоры и олицетворения

- Какую роль играют в тексте данные тропы?

8 Физкультминутка

Упражнение «Послушай тишину»

        Тибетские монахи, чтобы услышать настоящую тишину, длительное время кричали, а потом внезапно умолкали и слушали тишину.

        Я вам предлагаю встать и различными действиями (топотом), словами и выкриками создать шум. Когда я хлопну в ладоши, вы быстро умолкаете и слушаете тишину.

9.Сопоставление картин осени, созданных поэтом и художником

Передать красоту осени можно не только при помощи слов, но и красок.

Репродукция «Золотая осень» И. Остроухова (Учебник – стр. 278)

Работа в парах

(Слайд № 11)

– Что общего в изображении осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?

 – Чем отличается изображение осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?

V.Итог урока. Рефлексия

(Слайд № 12)

Шкатулка пожеланий и предложений

-Что мы положим в шкатулку после сегодняшнего урока?

- Над чем над ещё предстоит поработать, чтобы пополнить эту шкатулку?

VI.Д/З: -выучить стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть,

        - создать осенний пейзаж словесно или с помощью кисти или карандаша

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Поэзия А.А.Фета"

Данный урок формирует  представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворенй поэта, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. У...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...