Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Поэзия А.А.Фета"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный урок формирует представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворенй поэта, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Урок строится на основе проблемного обучения, на нем используются технологии исследовательского обучения. Познавательная деятельность учащихся реализуется через фронтальную, групповую, поисковую , иллюстративную работу. Итог урока - творческая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по поэзии А.А.Фета | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План к уроку литературы в 10 классе + презентация
Учитель Иванова Любовь Валерьевна
Тема: Поэзия А.А.Фета
Главная дидактическая цель урока: формирование представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворений поэта.
Задачи урока:
- Образовательные
- Углубить знания о творчестве А.А. Фета как поэте «чистого искусства».
- Показать своеобразие поэзии А.А. Фета.
- Познакомить с новыми понятиями в русском стихосложении.
- Развивающие
- Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.
- Развивать творческое мышление.
- Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.
- Воспитательные
- Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.
- Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
- Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая
Учебник: Маранцман В.Г. Литература. 10 класс. Издание: 6-е изд. - М.: Просвещение, 2009
Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал группам для исследовательской работы.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Композиция, двуплановость композиции,строфика, ритмика, аллитерация, метафорический образ, суггестия, панторифма.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Объявление темы. Постановка проблемного вопроса.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья
Для звуков сладких и молитв,-
так писал А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» о поэтическом творчестве, провозглашая требования независимости поэзии от власти и народа. Представление о поэзии как Богом вдохновленном творце было подхвачено романтиками второй волны под именем искусства для искусства, среди которых был Афанасий Афанасьевич Фет.
В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». Но что же такое – поэзия А.А.Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»? Эту проблему нам и предстоит разрешить на уроке.
- Поэтический концерт (стихи читают заранее подготовившиеся учащиеся).
Учитель:
-Давайте вслушаемся в стихи А.А. Фета, чтобы погрузиться в художественный мир поэта.
А. Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот. 1842
Б. У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль. 1856
В. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу , ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 1887
Г. На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись , дрожал.
Земля, как смутный сон, немая
Безвестно уносилась прочь.
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся в бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону. 1857
Д. Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опохал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колеблется, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почующей природы,
Волнистые проходят облака. 1854
Е. Слушать романс в записи.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билась больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит! 1842
Ж. Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету,-
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, -
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу. 1887
Учитель:
- Вы послушали стихи Фета разных лет. О чем они? Какие чувства вызвали у вас? Расскажите.
- Стихотворения Фета красивы, мелодичны. Они вызывают светлые, радостные чувства. В них воспевается красота природы, человеческих чувств – «прелесть русской природы» и «внутренний мир души» идут параллельно.
- Судьба А.А.Фета, становление его творчества (доклады учащихся по индивидуальным заданиям).
Учитель:
-В судьбе Фета много необычного, порою даже загадочного, что , несомненно, сыграло огромную роль в становлении личности и творчества поэта. Расскажите об этом.
Выступление подготовленных учащихся:
- Рождение А.А. Фета загадочно, ибо известен только год – 1820, а точная дата неизвестна: в октябре или ноябре.
-В 14 лет мальчик узнал, что он незаконнорожденный, поскольку отец и мать обвенчались после его рождения.
- Целью его жизни стало возвращение утраченного звания русского дворянина.
-Носил немецкую фамилию Фет родственников матери, мещан, которые согласились признать ребенка своим.
- В 1838 году он был зачислен в Московский университет на словесное отделение философского факультета, где проучился 6 лет вместо 4, так как учился неважно.
-Студенческие годы провел в доме родителей своего друга – Аполлона Григорьева, будущего известного критика и поэта.
- Стихи стал писать случайно: во время пребывания в погодинском пансионе одному из учителей понадобилось стихотворное сатирическое осмеяние соперникав любви. Фет написал стихи и они подошли к случаю. Заказчик заявил автору: «Вы несомненный поэт и вам надо писать стихи».
- Итогом поэтического творчества юноши стал сборник стихотворений «Лирический пантеон», во многом подражательных, но талантливых.
- В 40-х годах Фет печатал свои стихотворения в журналах «Московитянин» и «Отечественные записки».
-Под стихотворением «Я пришел к тебе с приветом» поэт впервые подписался – А.Фет. Наборщик потерял точечки над «е», и таким образом немецкая фамилия превратилась в псевдоним русского поэта – Фет.
- Желание получить дворянское звание заставило его пойти на военную службу. Служил кавалерийским офицером 13 лет, но желаемого не добился. В эти годы литературой почти не занимался.
- Во время военной службы встретил девушку – Марию Лазич, умную, образованную, тонкую ценительницу поэзии, музыкантшу. Возникло сильное взаимное чувство. Однако от женитьбы уклонился из-за своего полунищенского существования. Они расстались.
- Вскоре Мария Лазич умерла страшной смертью: от неосторожно брошенной спички загорелось ее платье. Возможно, это было самоубийство. Глубокое чувство к ней Фет пронес через всю свою жизнь, до конца дней своих посвящая ей стихи.
- В 1853 году Фет добился перевода в Петербург. Он возвратился в литературный мир, сблизился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым.
- Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданное, стал помещиком, купив имение в Орловской губернии. Тургенев вспоминал: «Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл…»
- Общественная позиция Фета-монархиста, практическая деятельность Фета-помещика, его далекое от социальных проблем поэтическое творчество стало предметом резких нападок, ибо в стихах «крайняя незначительность содержания».
- Наконец Фет добился признания своих прав на фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина и даже придворного звания камергера.
- В 1877 году Фет переехал в купленную им старинную усадьбу в Курской губернии – Воробьевку, которая стала обителью лирики до конца жизни поэта. Здесь были написаны стихотворения, которые образовали 4 сборника под общим названием «Вечерние огни».
- Загадочна и смерть поэта. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда прислуга воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца.
Учитель:
-Такова проза жизни поэта. Последние 25 лет Фет увлекался философией Шопенгауэра и находился под сильным ее влиянием.
Сообщение подготовленного ученика:
- Артур Шопенгауэра – немецкий философ, родился в 1788 году, умер в 1860 году. Он сын немецкой писательницы Иоганны Шопенгауэр. Его философия – это философия пессимизма, иллюзорности счастья и неотвратимости страдания и бессмысленности жизни. Были во взглядах Шопенгауэра и созидательные начала: горький стоицизм, этика сострадания, преклонение перед творческим гением художника. Все это было близко Фету, особенно недоверие разуму, иррационализм, моменты фатализма. Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Следуя за своим любимым философом, он считал, что поэзия не должна иметь никаких целей вне себя, в ней не должно быть никакой логики, внутренней связи.Фет любил парадоксы.
Учитель:
-Из этой угловато сложившейся жизни, из мрачной души, странной системы взглядов на поэзию возникла лирика, которую можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждой на будущее, эта лирика своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.
- Своеобразие поэзии А.А.Фета.
Учитель:
-Но обратимся к стихотворениям Фета и попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.
- Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:
Облаком волнистым
Пыль встает вдали,
Конный или пеший –
Не видать не зги!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
А. Ответьте на вопросы:
1.Какая картина рисуется в вашем воображении?
(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)
2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?
(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)
3.Какие строчки самые важные в стихотворении?
(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!»)
Б.Учитель:
- Но давайте сопоставим маленькое стихотворение фета со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?
- Тема свободы внешней и внутренней
- Развитие творческого начала в человеке
- Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».
Вывод: стихотворение А.С.Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?
- Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?
Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».
В.Учитель:
-Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?
Вывод: стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.
Г. Учитель:
- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу. 1885
(Прозвучало признание в любви.)
-Можно ли какое-то из стихотворений А.С.Пушкина сравнить со стихотворением Фета?
(«Я вас любил…»)
-Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?
(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)
-Что заметили особенного в построении стихотворения?
(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность – создает впечатление полной завершенности.)
Учитель:
- В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.
В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.
- Исследовательская работа по группам.
Учитель:
-Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построениистрофы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.
Задание 1 группе
Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальеость стихотворения?
На черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок.
Я не влеку могучей силой
Очей твоих,
Но приманю я взор твой милый
На краткий миг.
И точка трепетного света
Моих очей –
Тебе печальная примета
Моих страстей.
Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.
Задание 2 группе
Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.
Задание 3 группе
Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?
…Не еду в город: «смесь одежд и лиц»
Так бестолкова! Лучше у камина
Засну – и черт мне кучу небылиц
Представит. Пусть прекрасная Алина
Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц
Потянется по небу паутина,
И буду вновь глядеть на небеса:
Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!
«Хандра»
Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.
Задание 4 группе
Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?
Сны и тени,
Сновиденья,
В сумрак трепетно манящие,
Все ступени, Усыпленья
Легким роем преходящие …
«Сны и тени» 1859
Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.
Задание 5 группе
Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.
Учитель:
-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму .) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:
Звуки музыки и трели,
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?
(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья.)
Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.
- Подведение итогов проведенной работы. Рефлексия.
Учитель:
-Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.
Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал;
И слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…
Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?
(Нет)
Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»
Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии. И этому будет посвящен наш следующий урок.
- Домашнее задание
А. Записать в тетрадь особенности поэтики Фета, опираясь на материал урока и учебник.
Б. Составить из стихотворений Фета композицию на тему: «Ночь и я, мы оба дышим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...