Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, - чтобы душа была в мире с людьми и с самим собой, а дело было у каждого такое, чтобы забирало целиком". Повесть "Пастух и пастушка" (1967 - 1971 - 1989) - это первое крупное произведение В.П.Астафьева о войне. 14 лет работал писатель над повестью, сделал пять её редакций. Это книга о тех, кто сделал явной нашу победу в Великой Отечественной войне.
...Время всегда быстротечно.
В нём короток жизни миг.
Астафьев звучать будет вечно
В страницах написанных книг.
Ольга Глазырина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал на урок литературы по творчеству В.П.Астафьева | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Дать представление о личности В.П.Астафьева . Показать нравственные идеалы писателя. Дать краткий обзор тематики творчества Астафьева. История создания повести «Пастух и пастушка», жанровые особенности и идейное содержание произведения. Образы героев повести. Раскрыть философский смысл повести.
В . П . Астафьев ушел из жизни совсем недавно.Таких людей, как он, называют совестью нации.Восприимчивость и чуткость к людям,ярость при встрече со злом,честность и способность по-новому видеть мир,требовательность к себе и сентиментальность—лишь некоторые черты его неординарной личности.
Биографическая справка Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001) Герой Социалистического труда (1989г.), Лауреат двух Государственных премий СССР (1978,1991). Родился 01.05.1924 г. в с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951г. Автор книги "До будущей весны" (1953), романа "Тают снега" (1958), маленьких повестей "Перевал", "Стародуб" и "Звездопад", повестей "Кража" (1966), "Последний поклон" (1968)и многих других произведений. Произведения Аста- фьева посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души. Умер В.П.Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001 г., похоронен там же.
Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в тёмную беспробудную яму ? Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье всесветное во всё . Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...
Основная тематика творчества писателя Человек и война «Пастух и пастушка» 1971 г. «Прокляты и убиты» ч.1-1992 г. и ч.2-1994 Нравственные проблемы «Кража» 1966 г. «Печальный детектив» 1986 г. Человек и природа «Царь-рыба » 1976 г.
«Заветная книга»
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» Это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относит- ся к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. 14 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны. Героями книги являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях свою доброту,духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.
Почему так названа повесть ? Что даёт уточнение «современная пастораль» ? Чем, по вашему мнению,отличается эта повесть от всех других произведений о войне ? Где и когда происходит действие повести ? Каков событийный фон повести ? Прочитать описание сражения в 1-й части повести - «Бой». Как ведут себя солдаты : что происходит с героем повести ? Что это за состояние, если он «завопил» и «завизжал», какая ситуация породила такое состояние ? Какой видит писатель войну, как изображает её ? Что она для него ? Вопросы и задания для беседы:
( продолжение вопросов и заданий) Как соотносится с военной темой тема любви ? Как изображается любовь ? Каковы особенности астафьевского символа ? ( символ жестокости войны и символ вечной любви) В чём особенность образа Люси ? Какое значение имеют эпизодические персонажи ? В чём особенность авторской речи ? Каков авторский замысел произведения ?
О жанре произведения Утончённо психологическая повесть «Пастух и пастушка»-- повесть-притча,она призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль- так определил писатель жанр своей повести. Пастораль—( от лат. Pastoralis )-пастушеский жанр антич- ной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей дере- венскую мирную жизнь пастухов. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. ,,
«Спящий пастушок». Худ. А. Г. Васнецов. 1825г. «
Тематика произведения В основе же «современной пасторали» Астафьева- один из катаклизмов 20 века- Великая Отечественная война. В повести соотнесены два антагонистически несовместимых явления : любовь,то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть.
Выводы : Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих жизней, разрушила пол-России, заставила народ ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство.В войне погибло целое поколение рождения 1924-1926 годов. Из четырёх человек этого поколения в живых остался один. Но самое страшное то, что война делает человека другим. Интеллигентный юноша Борис Костяев, мечтательный и светлый юноша, в бою теряет себя, «вопит» и «визжит». Писатель утверждает мысль : Если пуля и не убьёт человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни.
Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умер от совсем лёгкой раны. Писатель показывает, что война калечит человека физически,нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой,опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В.Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей. Композиция повести кольцевая. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине,опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека : «Как долго я искала тебя!» Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время…
Философское раздумье писателя о войне: «Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми!»- произносит «светлый парень» Борис Костяев, погибший в огне войны». Но та война не стала последней… И сегодня, когда в мире льётся кровь, В.Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, словом своей притчи призывает людей жить в мире. И любить…
Критика о повести : Критик Валентин Курбатов видит художественное открытиеАстафьева в том, «что до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…», где главное…- это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне,даже возвратившись с неё без единой царапины…» «Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов– есть стыд человечества, его горе, его проказа,»-- так определил смысл и значение повести критик. Так что повесть эта писалась не для тех, кто прошёл войну, а для тех, кто живёт сейчас и кто будет жить после нас.
Домашнее задание : «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение» ? 2 «Такое лёгкое ранение , а он умер,--сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи.Как эта фраза связана со всем содержанием повести и её названием? Какую роль играют названия четырёх частей повести : «Ни дня без строчки!» (В.П. Астафьев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева
Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....
Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.
Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.Это урок изучения нового материала, на котором учащиеся знакомятся с биографией А.И.Солженицына и его творчеством, на примере рассказа «Матренин ...
материалы к уроку по повести В.Астафьева "Пастух и пастушка"
примерный план урока...
Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса".
Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка".
Надеюсь, что данная презентация поможет вам, дорогие коллеги, скрасить урок и заинтересовать творчеством В.П. Астафьева ваших учеников....
Конспект урока литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и Пастушка"
В работе применяются различные подходы к анализу текста....
Комментарии
Спасибо большое за
Спасибо большое за возможность воспользоваться вашим материалом. Презентация насыщенная, подробная, интересная. Именно через такие произведения, через знакомство с творчеством таких писателей, как Астафьев, мы говорим с детьми о духовных ценностях.