Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Игнатьева Елена Константиновна

Урок – презентация: Жизнь и творчество А.И.Солженицына.

Это урок изучения нового материала, на котором учащиеся знакомятся с биографией А.И.Солженицына и его творчеством, на примере рассказа «Матренин двор». Каждый этап урока сопровождается слайдом.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства.

Цели урока:

  • продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
  • учить анализу прочитанного рассказа;
  • развивать навыки целостного анализа;
  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
  • обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;
  • побуждение задуматься, так ли мы живём;
  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;

Задачи:

  • доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;
  • воспитывать честность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignateva_e.k.opisanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор»)

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства.

Цели урока:

  1. продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
  2. учить анализу прочитанного рассказа;
  3. развивать навыки целостного анализа;
  4. воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
  5. обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;
  6. побуждение задуматься, так ли мы живём;
  7. подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;

Задачи:

  1. доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;
  2. воспитывать честность.

Оборудование:

  1. портрет А.И. Солженицына, выставка его произведений; фотография Матрены Васильевны Захаровой;
  2.  словарь литературоведческих терминов (А.Б. Есина),
  3. толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.
  4. Интернет - ресурсы

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: классно-урочная, урок- размышление.

Место проведения урока: компьютерный класс.

Предварительная подготовка учащихся:

1.Всем прочитать рассказ А.Солженицына “Матрёнин двор”, выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник );  выписать наиболее характерные высказывания героини:

2. Темы для индивидуальных сообщений:

а) “Жизнь и творчество писателя”

в) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)

Оформление доски: портрет А.И.Солженицына, запись темы, эпиграфов.

Эпиграфы к уроку

1.Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

2.У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

3.Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)

4.Солженицын - трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью. (Владимир Соколов)

 5.Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу. (А.И.Солженицын)

Ход урока

1. Оргмомент. Цель урока: раскрыть основную идею и философский смысл рассказа. (слайд)

-Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите в тетрадь, который вам больше всего понравился.

2. Вступительное слово учителя

3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное учеником (презентация)

Жизнь и творчество писателя

Слово учителя:

Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки

Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)

Слово учителя.

-Кого можно считать нравственным человеком? (словари, Интернет - ресурсы)

После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:

Нравственным можно считать человека: (слайд)

1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)

2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.

4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.

5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

- Найдем в словарях лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.

Учитель

- Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева.

6. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы), (слайд)

1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.

2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.

3 часть – смерть, после смерти.

7. Анализ 2 главы (слайды)

8. Инсценирование эпизода “Рассказ о прошлом”

Слово учителя

9. Выразительное чтение финала рассказа

Слово учителя 

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)

Учитель

- Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души,  добротворчества.

Звучит песня “Живем мы недолго” в исполнении А. Кальянова.

10. Подведение итогов размышлений учащихся

- Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

11. Рефлексия методом синквейна

Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности

12. Итог урока

13. Домашнее задание:

Литература:

1.Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

2.Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.

3.Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.

5.Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.

6.Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

7.Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.

8. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПБ.: “Паритет”, 2004. Мальцев Ю.И. А.Бунин. - Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев.- 1994.

9.Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.

10.Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.

11.Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.

12.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.

13.Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”

14.Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.

Игнатьева Елена Константиновна, Зональная средняя общеобразовательная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Урок литературы в 9 классе "Жизнь и творчество А.И.Солженицына"( с презентацией)

Краткий очерк о жизни и творчестве А.И.Солженицына(вводный урок)....

Презентация. Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына

Презентация содержит сведения о жизни и творчестве А.И.Солженицына Рекомендована к использованию на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества А.И.Солженицына....

Жизнь и творчество А. И. Солженицына

Презентация-подспорье для короткого дайджеста по творчеству Солженицына...

Внеклассное мероприятие "По страницам жизни и творчества А. И. Солженицына"

В 2018 году Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. И. Солженицына. К этой дате и был приурочен открытый классный час под названием "По страницам жизни и творчества А. И. Солженицына". ...