Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Дедова Надежда Павловна

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dedova_1.zip1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Дедова Н.П.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1

Урок литературы в 11-м классе

Тема урока: «Таруса в жизни и творчестве Марины Цветаевой»

Тип урока: интегрированный  

Вид урока: урок изучения нового материала

Цели: 1) образовательная:  выяснить роль  Тарусы в жизни и творчестве

М. Цветаевой;

2) воспитательная: способствовать воспитанию  у учащихся чувства любви к родине, родному краю; формирование эстетического вкуса и гуманистического мировоззрения;

3) развивающая: продолжить развитие умения анализировать поэтическое произведение; развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетентности.

Формы организации учебной деятельности: выступления учащихся, групповая работа, презентации, беседа, чтение и анализ стихотворений.

Оборудование урока:

1) эпиграф к уроку;

2) сборники стихов М. Цветаевой;

3) распечатанные стихотворения для работы в группах;

4) фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (ЦОР «Литература 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий»);

5) презентация «Дом-музей Цветаевых в Тарусе»;

6) Репродукции картин В.Д. Поленова «Ока близ Тарусы», «Ранний снег», «Золотая осень».

7) Букет осенних листьев («Костёр»);

8) Песня на стихи М. Цветаевой в исполнении группы учащихся. (Муз. М. Таривердиева «Мне нравится...»).

Ход урока:

1. Слово учителя.

В Тарусе, городе своего детства, Марина Цветаева любила зажигать костры на берегу Оки...

 В 1986 году прошёл первый «Костёр» памяти поэта. Потом он был зажжён под Вашингтоном, в Германии... В 2009 году 8 октября (по новому стилю) он был уже 23-м...

Сегодня мы проведём свой Цветаевский костёр. На нём выступят историки, художники, искусствоведы, литературоведы...

В память о Марине Цветаевой прозвучит песня в исполнении приехавших на «Костёр» музыкантов (группа учащихся с гитарой). Музыка М. Таривердиева, стихи Марины Цветаевой «Мне нравится...»

2.Учитель - о теме и цели урока

Тема нашего разговора сегодня - «Таруса в жизни и творчестве  М. Цветаевой».

Цель: выяснить, какую роль сыграла Таруса в жизни и творчестве поэта.

3. Вызов.

Обратимся к эпиграфу:

Родина - это всё. Нет! Человеку никак нельзя  жить без Родины,  как нельзя жить без сердца.

К. Паустовский.

Но есть другие слова. Они принадлежат М. Цветаевой и написаны в эмиграции, в 1934 году:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно -

Где совершенно одинокой

Быть...

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё -  равно, и всё - едино.

- Если остановиться здесь, не дочитать стихотворение до конца, что можно сказать о лирическом герое?

(подчёркивается отторженность от родины, неверие в чувство любви к родине, равнодушие к тому, что окружает...)

- Как объяснить эти слова поэта? Почему они сказаны?

Мы вернёмся к этому стихотворению в конце нашего разговора...

4. Слово предоставляется «Историкам» (выступление  учащихся).

Таруса-маленький городок в Калужской области (слайд-карта).

Первое упоминание о городе относится к 964 году. В это время киевский князь Святослав пошёл « на Оку и на Волгу и налезе вятичи». Увидев на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода- племени?» «То Рось, то- Рось!» - ответили с берега.

В древности на долю Тарусы выпала судьба ратная. Здесь не раз звучал тревожный клич: «К оружию, русичи, тарусичи!» Не раз звенел булат. Отсюда уходили на Куликовскую битву «хоробрые» тарусские дружинники. В конце 14 века Тарусское княжество присоединилось  к Московскому.

Таруса пережила владычество литовцев, нападение татар,

эпидемию чумы, опустошительный пожар. Во время Отечественной войны 1812 года Таруса - ближайший тыловой город, через который русская армия снабжалась снаряжением и продовольствием.

Таруса была расположена за 101-м километром, и поэтому в 1930-х годах туда отправляли после заключения в ссылку «политических». Общество там образовалось интеллектуальное.

В 1941 году город был оккупирован фашистскими войсками, но заметным разрушениям подвергнут не был.

5. «Художники» (выступление учащихся).

С конца 19-го века благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха.  В 1890-м году сюда проехало много художников-пейзажистов. Первой волной интеллигенции, приехавшей в Тарусу, были Поленовы, Цветаевы, Борисов - Мусатов, Ватагин, Виноградовы...

Первым «открыл» красоты Тарусы Василий Поленов (слайд-портрет). Много лет  прожил он на берегу Оки. Поленов нежно любил здешнюю природу, не переставал удивляться её гармонии. Он запечатлел Оку в разные времена года, в различных её состояниях. Его картины - это настоящая летопись жизни реки, полная поэзии и правды.

Таковы его произведения «Ока близ Тарусы» (слайд - репродукция), «Ранний снег» (слайд-репродукция), «Золотая осень» (слайд-репродукция).

«Как мне хотелось показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами впервые открыли её красоту и выбрали место для жительства... вот я живу здесь 22 года,.. а красота и гармония та же».

6. «Искусствоведы» и «кинематографисты» (выступление учащихся).

В конце 19 - начале 20-го века Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и учёные.

С этим городом также связаны имена  писателей А.Чехова, Николая Заболоцкого, Василия Пескова, Беллы Ахмадулиной, Варлама Шаламова, Владимира Железнякова, который писал здесь свою повесть «Чучело».

В конце 1970-х годов город стал любимым пристанищем диссидентов. Здесь скрывался от ареста Иосиф Бродский, гостил Александр Гинзбург, жил на даче Святослав Рихтер, сюда приезжал Александр Солженицын.

Здесь работали режиссёры Андрей Тарковский и Никита Высоцкий. В Тарусе снято много фильмов: «Верные друзья», «Сельская учительница», «Отец Сергий», сериалы «Участок» и «Громовы» и др.

Но два имени стали символами города - Марина Цветаева и Константин Паустовский. Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (смотрим фрагмент, посвящённый Цветаевой и Паустовскому).

7. «Литературоведы» (выступление учащихся «Таруса в жизни Марины Цветаевой», презентация).

Профессор Иван Владимирович Цветаев арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» на протяжении 18-ти лет - с 1802 по 1910 года.

Дом  был куплен дедом Марины Цветаевой. После его смерти здесь жила его вторая жена, которую называли Тьо (тётя). Отсюда и название дома - дом Тьо. Летом девочки часто бывали у неё в гостях, жили во время зимних приездов в Тарусу. Марина вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном приезжала сюда летом 1912 года (слайды 1-5, «Дом-музей Цветаевых»).

Детство, проведённое в Тарусе, навсегда осталось в памяти Марины Ивановны. Тарусе посвящены многие её  ранние стихи. Они «настояны» на душистых, росных травах приокских лугов, озарены  «малиновыми закатами и тучными окскими радугами» (слайды 6-12, «Виды Тарусы»).

В эмиграции Цветаева напишет: « Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни - вот места души моей».

«Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить», - утверждала в «Воспоминаниях» сестра Марины Анастасия Цветаева.

В очерке «Хлыстовки» М. Цветаева писала: « Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины,.. где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника...» (слайды 13-15, «Тарусское кладбище», камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»).

На высоком берегу Оки стоит памятник Марине Цветаевой. Она изображена здесь такой, «какой была в последние годы жизни: согбенная, уставшая, босая, уже собравшаяся в путь «по старой дороге калужской...» (слайд 16, «Памятник М. Цветаевой»).

С Тарусой связаны не только радостные воспоминания. Здесь умерла мать Марины и Аси - Мария Александровна. Здесь в1937 году была арестована сестра Анастасия Ивановна. На Тарусском кладбище лежит дочь

Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Она провела в Тарусе последние 19 лет своей жизни.

8.  «Чтецы» (Чтение стихов наизусть).

Осень в Тарусе

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле

Всё повторяешь подряд.

Где-то бубенчики в поле

Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?

Едут ли на мольтьбу?

Глазки на миг заглянули

В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне...

И улыбается осень

Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всё же...

Ах, золотые деньки!

Как далеки они, Боже!

Господи, как далеки!

*  *  *

В светлом платьице, давно знакомом,

Улыбнулась я себе из тьмы.

Старый сад шумит за старым домом...

Почему не маленькие мы?

Почернела дождевая кадка,

Вензеля на рубчатой коре,

Заросла крокетная площадка,

Заросли тропинки на дворе...

Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

Не помчаться наперегонки?

Мы вдвоём, но, милый, не легко мне,-

Невозвратное меня зовёт!

За Окой стучат в каменоломне,

По Оке минувшее плывёт.

Вечер тих,- не надо поцелуя!

Уж на клумбах задремал левкой...

Только клумбы пёстрые люблю я

И каменоломню над Окой.

9. « Творческая лаборатория» (работа в группах).

Класс разбит на 3 группы. Каждая получает стихотворение и задание к нему. Учащиеся сообща готовят анализ стихотворения, выбирают форму выступления.

1-я группа:  прочитайте стихотворение и проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы:

1) Какое настроение создаёт стихотворение?

2) Определите тему произведения.

3) Охарактеризуйте чувства лирической героини.

4) Какова основная мысль стихотворения?

*  *  *

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Синей Оки?

Старые липы в цвету,

К взрослому миру презренье

И на жаровне варенье

В старом саду.

К Богу идут облака;

Лентой холмы огибая.

Тихая и голубая

Плещет Ока.

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

Летние дни.

2-я группа: прочитайте стихотворение и выполните задания:

1) выпишите из него слова в два столбика: в первый - «обыкновенные», обозначающие реальную жизнь, во второй - «высокие», рисующие мир фантастической мечты;

2) каким словом из стихотворения можно продолжить предложение: «Детство для лирической героини - это...» («рай»).

*  *  *

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звенят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

О дни, где утро было рай

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно - тяжело

Качаются на клумбах мальвы...

3-я группа: прочитать оба стихотворения и найти в них выразительные средства, которые помогают раскрыть основную мысль стихотворений.

(эпитеты, обращение, восклицательные, вопросительные предложения,

олицетворение, повторяющиеся  союзы...)

10. Итоги.

Догорает наш «Костёр». Пора подводить итоги...

- Итак, чем же была Таруса для Марины Цветаевой?

(Родиной с её живописной природой, «золотыми деньками», «золотой тропинкой», «золотыми майскими жуками», «золотой дорогой», «золотыми плотами», «раем», первой любовью, временем крепкой дружбы с сестрой, местом, где она черпала вдохновение, тем, что питало её душу и творчество всю жизнь. Родина - это духовная опора человека).

 -  А сейчас вернёмся к стихотворению М. Цветаевой «Тоска по родине!»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина...   (слайд «Куст рябины»)

 - «...последние две строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная фикцией, «разоблачённой морокой», становится живой, неизбывной болью  (С. Рассадин).

11. Домашнее задание: напишите сочинение «С чего начинается родина?» (по ранней лирике М. Цветаевой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Жизнь и творчество М.И.Цветаевой"

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой...

Презентация "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"

Работа рассказывает о жизни  М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях....

Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).11 класс

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941)....

Разработка урока "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой....

Слово и судьба.Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и  творческая биография)....