Главные вкладки

    конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Именалиева Елена Николаевна

    Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 7 классе

     

    Тема: “Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

     

    Эпиграф: 

     

    Цели:

    ·          обучающая – познакомить учащихся с личностью В.В. Маяковского, показать роль поэта

               в литературе революционной поры;

    ·          раскрыть поэтическое кредо поэта;

    ·          выработать умение работать с  литературой;

    ·          развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение  речи.

    ·          воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных понимать и чувствовать поэзию как явление искусства.

    Оборудование и материалы:

    Портрет В.В. Маяковского, иллюстрационный материал, учебник литературы  Т.Ф. Курдюмовой для 7 класса, звукозапись авторского исполнения стихотворения Маяковским, доклады учащихся.

     

     

    Ход урока:

     

    1.Организационный момент.

    Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!

    2. Проверка домашнего задания:

    В рассказе «Старуха Изергиль» Горький предлагает легенду о Данко. Перескажите коротко сюжет.

    Какое литературное направление представлено в этом рассказе? (Романтизм).  В чём его особенность? (Герой противопоставляет себя всему обществу, он одинокий, красивый).

    3. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы познакомимся с литературным направлением  футуризм.

    Футуризм - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века, от лат. futurum — будущее. Основными задачами в литературе были: заменить ямбы и хореи новыми стихотворными размерами, ввести новые слова (авторские неологизмы), упростить формы словосочетания, создать необычные сюжеты.

    Предлагаю вашему вниманию несколько стихотворных текстов. Определите авторов стихотворений. Найдите среди них стихотворение, которое не вписывается в этот ряд. Почему?

    Я пришел к тебе с приветом,

    Рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало;

    (А. А. Фет, «Я пришел к тебе с приветом...»)

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят -

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут, и гласят... 

    (Федор Тютчев «Весенние воды»)

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    (Александр Пушкин «Зимнее утро»)

    - Поэзия
             - вся! -
                     езда в незнаемое.
    Поэзия -
             та же добыча радия.
    В грамм добыча,
                   в год труды.
    Изводишь
            единого слова ради
    тысячи тонн
               словесной руды.

    (В. Маяковский «Разговор с финиспектором»)

    Приведите синонимы  к слову незнаемое (незнакомое, неизвестное). С чем Маяковский сравнивает поэзию? (С путешествием по просторам таинственной страны, имя которй-поэзия.). Лёгкий ли труд поэта? С каким трудом сравнивается он?

    Сведения из энциклопедии: РАДИЙ — радиоактивный химический элемент Чистый радий — блестящий серебристо-белый металл, быстро тускнеющий на воздухе. Плавится радий при 969° С, кипит при 1507° С. Любые физические и химические свойства радия изучать трудно из-за его очень высокой радиоактивности. Радий непрерывно выделяет теплоту, металл быстро нагревается и может даже расплавиться. Из-за высокой радиоактивности радий и его соединения светятся в темноте, его бесцветные соли быстро желтеют, а затем приобретают коричневую, вплоть до черной, окраску; их водные растворы разлагают воду, выделяя из нее водород и кислород. Под действием его излучения светились алмазы, а бумага и хлопчатобумажная ткань разрушались, на коже появлялись ожоги, а потом язвы.

    Работа по выделению радия из руды огромная, содержание радия в руде: 34 миллионные доли процента. Ученым приходилось перерабатывать тонны руды.

    Это и позволило В.Маяковскому написать известные строчки:

    Поэзия —

    та же добыча радия.

    В грамм добыча,

    в год труды.

    Изводишь,

    единого слова ради,

    Тысячи тонн

    словесной руды.

    - Какие же выводы можно сделать о поэзии футуризма? В чём необычность?

     Маяковский говорил, что его предназначение – воздействие на читателя. Именно поэтому Марина Цветаева назвала его  «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов – «мастером большой всеобщей жизни». Будучи «горланом и главарём» поэзии 20 годов, Маяковский оставался очень милым, ранимым человеком.

    (Сообщение о биографии поэта – доклады учащихся)

    - в 20-е годы Маяковский активно сотрудничал в Российском Телеграфном Агентстве.

     (Сообщение о творчестве- доклады учащихся)

    - Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работая в РОСТА и ежедневно приезжая в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

    4.  Работа над текстом поэмы.

    1. Работа над заголовком. Прогнозирование.

    – Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

    (О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

    Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

    (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

    Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

    2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

    Послушайте внимательно стихотворение, как его читал сам Маяковский. Запись с пластинки, поэтому появляются шумы, помехи. Поэтому просьба – внимательней вслушиваться в слова.

    – Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
    – О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

    (Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

    – Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?

    (В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) Значение слова плыла - надвигалась

    – Как в этой части представлено солнце? Его работа?

    (Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

     (Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

    – Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

    (Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

    – Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

    (Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

    – Нет ли другого чувства у героя?

    (Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)

    – Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

    (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

    (На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)

    – Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

    «...чем так,
    без дела заходить,
    ко мне
    на чай зашло бы!»?

    Объясним значения этих слов.

    Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

    Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

    Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.

    – Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

    (В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)

    – Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

    (Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

    Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

    – Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

    Черт дернул дерзости мои
    Орать ему...?

    (В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

    – В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

    Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

    (Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

    – Как меняются взаимоотношения героев?

    (Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

    – В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

    (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

    – Как звучат последние строки:

    Стена теней, ночей тюрьма...?

    – Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

    (Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

    – Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

    (Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
    Трезвонится – звонит во все колокола.
    Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

    – Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

    (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

    - Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения. Какая запись, на ваш взгляд, больше соответствует замыслу поэта?

    На доске:

    Светить всегда,

              светить везде,

               до дней последних донца,

    светить –

            и никаких гвоздей!

                         Вот лозунг мой –

                                              и солнца!

    Светить всегда, светить везде,

    до дней последних донца,

    светить- и никаких гвоздей!

    Вот лозунг мой – и солнца!

    (лесенка подсказывает выделение слов «всегда», «везде», «светить»).

    3. Итог урока.

    – Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось?

    Представителем какого направления является Маяковский?

    Заглавие стихотворения (уже в заглавие вкладывается основной смысл)

    Форма: Строчки делит на подстрочия («лесенки»), отсюда каждое слово выделяется паузой, на него обращается внимание.

    Интонация: Интонация в стихотворениях самая разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной.

    Система стихосложения: Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)

    Рифма: Рифма не всегда точная, слова рифмуются по звучанию, а не по написанию, поэтому читать его стихи лучше вслух.

    Язык: Много авторских неологизмов, много эпитетов, гипербол, метафор.

    4. Домашнее задание

    1)Работа по карточкам.

    Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

    В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
    Почему Маяковский выбирает метафору
    Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
    Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
    Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам
    (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
    Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире
    серого хлама, чтобы во всем мире _______.

     2) Выразительное чтение стихотворения «Гимн обеду»

     

    Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

    В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
    Почему Маяковский выбирает метафору
    Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
    Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
    Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам
    (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
    Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире
    серого хлама, чтобы во всем мире _______. 

    Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

    В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
    Почему Маяковский выбирает метафору
    Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
    Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
    Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам
    (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
    Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире
    серого хлама, чтобы во всем мире _______.

    Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

    В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
    Почему Маяковский выбирает метафору
    Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
    Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
    Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам
    (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
    Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире
    серого хлама, чтобы во всем мире _______.

    Светить всегда,

              светить везде,

        до дней последних донца,

    светить –

              и никаких гвоздей!

                            Вот лозунг мой –

                                                   и солнца!

    Светить всегда, светить везде,

    до дней последних донца,

    светить - и никаких гвоздей!

    Вот лозунг мой – и солнца!

     

    Заглавие стихотворения:

    Форма:

    Интонация:

    Рифма:

    Язык:

    Система стихосложения: 

    Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока литературы на тему « Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

    Данный урок является первым  по творчеству Маяковского. На втором уроке учащиеся ещё раз обратят внимание на особенности стихотворения «Необычайное приключение…», познакомятся со стихотворением в жанре сатиры.

    С  творчеством В. Маяковского учащиеся знакомы только по детским стихотворениям, в 5 и 6 классах этот автор не изучается. Литература 7 класса уделяет большое внимание родам и жанрам литературы.  

    Цель урока:

    1. Знакомство учащихся с личностью Маяковского, его ролью в литературе революционной поры
    2. Формирование умения работать с литературой
    3. Обучение приемам работы с текстом на основе анализа произведения (сравнение, обобщение, внимание к слову, выделение главного)
    4. Воспитание эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства
    5. Развитие межпредметных связей (химия, изобразительное искусство)

     Тип урока – комбинированный (объяснение нового материала с использованием результатов поисковой работы учащихся).

     В качестве индивидуальной формы обучения используются сообщения учащихся.После выступления  групп (нескольких) учащихся учитель переходит к фронтальной работе, в беседу включается весь класс.

    Основной метод, который даётся на уроке, - объяснительно-иллюстративный. Учитель и учащиеся представляют материал, подтверждают его примерами. Используется поисковый метод. По вопросам, данным учителем заранее, ребята подбирали нужный материал. Работая со всем классом над анализом стихотворения, учитель ставит проблемные вопросы после прочтения каждой части, включает учащихся в беседу.

    В качестве наглядных средств представлено следующее оборудование к уроку:

    1. Портрет В.В. Маяковского и портрет во время работы его в РОСТА
    2. Фонозапись стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
    3. Картины футуристов

    Были осуществлены межпредметные связи с уроками  рисования, химии, русского языка.

    Контроль знаний, умений, навыков учащихся  даёт учитель.

    Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная. Ребята с интересом выслушивают друг друга, отвечают на вопросы учителя. Учитель подводит итоги на каждом этапе урока, оценивает работу учеников.

    На дом ученики получают домашнее задание: прочитать стихотворение «Необычайное приключение…» и заполнить пропуски в сочинении.

    Кроме того, учащиеся должны познакомиться с новым стихотворением Маяковского, который будут изучать на следующем уроке.



    Предварительный просмотр:

    МКОУ СОШ п. Юбилейный Екатериновского района Саратовской области»

    «Рассмотрено»

    Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы

    ___________/Жаткина О.В.

    Протокол №_____

    от «____»___________2012 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    МКОУ СОШ п. Юбилейный

    __________/Ерова О.А./

     «_______»_______________2012г.

    «Утверждено»

    Директор МКОУ СОШ п. Юбилейный

    _____________/Тимофеева М.А./

     Приказ №________

    от «_______»______________2012г.

    Рабочая программа

     предмета «Русский язык»  для 5 класса

    педагога Именалиевой Е.Н.

    2012-2013 учебный год

    Базовый уровень

    Рассмотрено на заседании

    Педагогического совета школы

    Протокол № ___ от «____» ______ 2012 г.

         

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:

    а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

     б) хранения и передачи информации;

     в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

    Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

     

    Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

    Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного. общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

    Задачи преподавания русского языка.

    Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

    Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

    Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

    Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

    Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

    Общепредметными  задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

    Содержание школьного курса русского языка в V – IX  классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

    Программа содержит:

    - отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

    -  сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

    Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

    Структура школьного курса русского языка в V-IX классах.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

    Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в У, УI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII-IX классах.

    Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.

    Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.

    Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повторение пройденного в  I – IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

    1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Учебник «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2008 год.
    2. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 5 классе, Москва, «Просвещение», 2006 год.
    3. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.  «Интеллект-Центр», 2004 год.
    4. Малюшкин А.Б. Рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста».  Москва, Творческий центр «Сфера», 2004 год.

         5. А.С.Хазанова. Русский язык. Практическое руководство. Москва. «ВАКО»,
            2007 год

             http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
             ресурсов.

             http://window.edu.ru/   Единое окно доступа к образовательным ресурсам

             http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

    Календарно-тематическое планирование учебного материала курса «Русский язык» в 5 классе на 2012-2013 учебный год

    № п/п

    Наименование раздела, тема урока

    Всего

    часов

    В том числе на:

    Повторение

    ИКТ

    Дата

    уроки

    Контрольные и практические работы

    по плану

    факт

    Общие сведения о языке

    2+1

    1.

    Наука о русском языке, её основные разделы. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

    1

    Пословицы о русском языке, о роли знаний в жизни человека.

    Презентация «Происхождение устной и письменной речи»

    2.

    Язык и его единицы.

    1

    Лингвистика, ее разделы.

    3.

    Р.Р. Стили речи.

    1

    Текст, его признаки. Стили речи.

    Интерактивный плакат «Стили речи»

    Повторение изученного в начальных классах

    17+3

    4.

    Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.

    1

    Фонетика. Орфограмма. Морфема.

    Презентация «Гласные и согласные звуки и буквы»

    5.

    Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

    1

    Однокоренные слова, слова с одинаковыми по звучанию корнями

    Презентация «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»

    6.

    Правописание проверяемых, непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.

    1

    Виды орфограмм в корне

    Презентация «Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова»

    7.

    Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь.

    1

    Написание и,у,а после шипящих. Условия выбора Ъ и Ь знаков.

    Презентация «разделительные Ъ и Ь»

    8.

    Отличие предлога от приставки.

    1

    Орфограмма-пробел, отличие ее от орфограммы-буквы.

    Презентация «Приставки и предлоги»

    9.

    Р.Р. Текст.

    1

    Основные признаки текста. Различие стилей речи.

    Интерактивный плакат «Типы речи»

    10.

    Р.Р. Обучающее изложение (на основе упр. № 66).

    1

    Виды изложений: подробное, сжатое, выборочное. План изложения.

    11.

    Части речи.

    1

    Самостоятельные части речи.

    Презентация «Части речи»

    12.

    Наречие.

    1

    Морфологические признаки наречия

    13.

    Глагол.

    1

    Морфологические признаки глагола.

    Презентация «Путешествие в Глаголию»

    14.

    -Тся и –ться в глаголах.

    1

    Способ определения действия при выборе написания –ться,-тся.

    15.

    Р.Р. Тема текста. Основная мысль текста.

    1

    Широкая и узкая тема текста.

    Презентация «Что такое текст?»

    16-17.

    Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

    2

    Спряжение глаголов. Глаголы-исключения.

    Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

    Презентация Правописание не с глаголами»

    18.

    Имя существительное. Буквы е – и в окончаниях существительных.

    1

    Морфологические признаки существительного Склонение существительных.

    Презентация «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»

    19.

    Ь после шипящих на конце существительных.

    1

    Склонение существительных

    Презентация 

    « Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

    20.

    Имя прилагательное.

    1

    Орфограмма в окончаниях прилагательных.

    21.

    Местоимение.

    1

    Личные местоимения. Морфологические признаки местоимения.

    Презентация «Местоимение»

    22.

    Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

    1

    23.

    Анализ контрольной работы.

    1

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

    29+7

    24.

    Синтаксис как раздел грамматики.

    1

    Синтаксис, его основные единицы. Правописание безударных гласных в корне слова.

    Презентация «Путешествие в страну «Синтаксис»

    25.

    Словосочетание. Строение словосочетаний.

    1

    Словосочетание. Правописание безударных гласных в корне слова.

    Презентация «Строение словосочетаний»

    26.

    Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

    1

    "Способы связи слов в словосочетании

    27-28.

    Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

    2

    Орфограммы (гласные и согласные) в корне слов.

    Презентация «Виды словосочетаний»

    29.

    Предложение.

    1

    Признаки предложения. Грамматическая основа.

    Презентация

    30.

    Р.Р. Изложение «Старый пень».

    1

    План изложения.

    31.

    Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

    1

    Презентация «Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения».

    32.

    Р.Р. Сочинение на тему «Памятный день в школе».

    1

    33.

    Члены предложения. Сказуемое.

    1

    Главные члены предложения.

    34.

    Подлежащее.

    1

    Правописание безударных гласных в корне слова. Главные члены предложения.

    35.

    Тире между подлежащим и сказуемым.

    1

    Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

    Интерактивный плакат «Тире между подлежащим и сказуемым»

    36.

    Распространённые и нераспространённые предложения.

    1

    Глагольные словосочетания. Грамматическая основа предложения.

    37.

    Второстепенные члены предложения. Дополнение.

    1

    Грамматическая основа предложения. Второстепенные и главные члены предложения.

    Презентация «Второстепенные члены предложения».

    38.

    Определение.

    1

    Второстепенные и главные члены предложения.

    Презентация «Второстепенные члены предложения. Определение.»

    39.

    Обстоятельство.

    1

    Второстепенные и главные члены предложения.

    Презентация «Обстоятельство-второстепенный член предложения»

    40.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    1

    Второстепенные и главные члены предложения. Употребление в речи выразительных средств.

    41-42.

    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

    2

    Опознавательные признаки однородных членов предложения.

    Презентация «Однородные члены предложения»

    43.

    Обобщающие слова при однородных членах.

    1

    Составление схем предложений.

    44-45

    Обращение.

    2

    Отличие обращения от подлежащего.

    Презентация «Обращение»

    46.

    Р.Р. Письмо.

    1

    Особенности письма.

    Презентация «Письмо-чудо, прошедшее через века»

    47.

    Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

    1

    Виды разбора.

    Презентация «Синтаксический разбор простого предложения»

    48-49.

    Р.Р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (упр.218).

    2

    Презентация «Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

    51-51

    Простые и сложные предложения.

    2

    Структурные различия между простыми и сложными предложениями.

    Презентация «Простые и сложные предложения»

    52.

    Синтаксический разбор сложного предложения.

    1

    Грамматическая основа предложения. Чтение схем предложений. Составление предложений по схемам.

    Презентация « Синтаксический разбор сложного предложения».

    53.

    Прямая речь.

    1

    Понятия: «прямая речь», «слова автора».

    Презентация

    «Предложения с прямой речью»

    54.

    Прямая и косвенная речь.

    1

    Чтение схем предложений с прямой речью.

    55.

    Р.Р. Диалог.

    1

    Понятия: «диалог», «реплика», «речевой этикет».

    Презентация «Диалог. Правильно ли мы говорим по телефону?»

    56.

    Обобщение по теме: «Синтаксис и пунктуация».

    1

    Разделы лингвистики: «Синтаксис. Пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы.

    Тест. Тренажер (СD-диск)

    57.

    Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».

    1

    58.

    Анализ контрольного теста.

    1

    Орфограммы. Чтение схем предложений.

    59.

    Р.Р. Выборочное изложение (упр.254).

    1

    Виды изложений. Особенности выборочного изложения. Текст.

    Фонетика. Орфоэпия

    15+3

    60.

    Фонетика – наука о звуках.

    1

    Разделы лингвистики: фонетика, графика, морфемика. Звук и буква.

    Презентация «Звуки и буквы»

    61.

    Гласные звуки.

    1

    Гласные и согласные звуки. Звук и буква, их отличие.

    Презентация «Гласные звуки»

    62.

    Согласные звуки.

    1

    Гласные и согласные звуки. Звук и буква, их отличие.

    Презентация «Соласные звуки»

    63.

    Изменение звуков в потоке речи.

    1

    Чередование гласных и согласных звуков.

    64.

    Согласные твёрдые и мягкие.

    1

    Согласные звуки парные-непарные.

    65.

    Р.Р. Повествование. Изложение по упр.275.

    1

    Типы речи.

    66.

    Согласные звонкие и глухие.

    1

    Согласные звуки парные-непарные.

    67.

    Графика. Алфавит.

    1

    Правильное название букв алфавита. Употребление алфавита.

    Презентация «Алфавит»

    68.

    Р.Р. Сочинение. Описание предмета. Сочинение по упр.295.

    1

    69.

    Обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

    1

    Орфограммы №6 и №9, их отличие.

    Презентация «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь»

    70-71.

    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

    2

    Отличие звуков от букв. Гласные звуки. Гласные буквы.

    Презентация «В гостях у звуков речи»

    72.

    Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

    1

    Раздел лингвистики: орфоэпия.

    73.

    Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.

    1

    Раздел лингвистики: фонетика. Прием звукописи в художественной литературе.

    74

    Р.Р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

    1

    75.

    Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

    1

    Разделы лингвистики: фонетика, орфоэпия, графика.

    Презентация «Обобщение по теме»Фонетика»

    76.

    Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

    1

    77.

    Анализ контрольной работы.

    1

    Звук и буква, их отличие. Гласные звуки и буквы. Орфограмма.

    Лексикология как раздел науки о языке

    8+2

    78.

    Слово и его лексическое значение. Словари.

    1

    Лексическое и грамматическое значение слова. Виды словарей. Толковый словарь.

    Презентация «Словари русского языка»

    Презентация «По страницам сказочной лексики»

    79.

    Однозначные и многозначные слова.

    1

    Толковый словарь. Статья в толковом словаре.

    Презентация «Однозначные и многозначные слова»

    80.

    Прямое и переносное значение слов.

    1

    Прямое и переносное значение слова. Примеры тропов из художественной литературы.

    Презентация «Прямое и переносное значение слов.»

    81.

    Омонимы.

    1

    Омонимы и многозначные слова.

    Презентация «Омонимы»

    82.

    Синонимы.

    1

    Однозначные и многозначные слова.

    Презентация «Синонимы»

    83.

    Р.Р.Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

    1

    Слова в переносном значении. Виды тропов. Синонимы.

    84

    Антонимы.

    1

    Слова с противоположным лексическим значением.

    Кроссворд-презентация «Антонимы»

    85.

    Контрольная работа по разделу «Лексикология».

    1

    86.

    Анализ контрольной работы.

    1

    Изученное по разделу «Лексика».

    87.

    Р.Р. Изложение «Первый снег»

    1

    Морфемика как раздел лингвистики. Орфография

    22+4

    88.

    Морфемика как раздел лингвистики.

    1

    Выделение морфем. Орфограммы в морфемах.

    Тесты «Состав слова»

    89.

    Изменение и образование слов

    1

    Различие формы слова и однокоренных слов.

    90.

    Окончание и основа слова

    1

    Различие формы слова и однокоренных слов.

    91.

    Корень слова

    1

    Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов с учетом значения корня.

    92.

    Р.Р.Рассуждение.

    1

    Типы речи.

    93-94.

    Суффикс

    2

    Роль суффиксов как средства образования новых слов.

    95.

    Приставка.

    1

    Приставка как средство образования новых слов.

    96.

    Морфемные словари русского языка.

    1

    Морфемы. Различение формы слова и однокоренных слов. Омонимичные корни.

    Презентация «Словари русского языка»

    97.

    Р.Р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика(упр.407).

    1

    98.

    Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

    1

    Корни с чередованиями. Орфограммы в корнях.

    Презентация «Чередования звуков»

    99.

    Беглые гласные.

    1

    Морфемы с беглыми гласными: корень, приставка, суффикс.

    100.

    Варианты морфем.

    1

    Морфема. Порядок морфемного разбора.

    101.

    Морфемный разбор.

    1

    Порядок морфемного разбора.

    102.

    Правописание гласных и согласных в приставках.

    1

    Орфограммы в приставках. Неизменяемые приставки.

    Презентация «Правописание гласных и согласных в приставках»

    103-104.

    Буквы з-с на конце приставок.

    2

    Орфограммы в приставках.

    Презентация «Правописание приставок на –з,-с

    105.

    Буквы о-а в корнях лаг – лож.

    1

    Чередования гласных и согласных в корнях.

    Презентация «Буквы о-а в корнях лаг – лож»

    106.

    Буквы о-а в корнях раст- ращ-рос

    1

    Чередования гласных и согласных в корнях.

    Презентация «Буквы о-а в корнях раст- ращ-рос»

    107.

    Буквы о-ё после шипящих в корне.

    1

    Слова в переносном значении. Синонимы.

    Презентация «Буквы о-ё после шипящих в корне».

    108.

    Буквы и –ы после ц

    1

    Синонимы.

    Презентация «Буквы и –ы после ц».

    109.

    Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

    1

    Морфемы. Чередования гласных и согласных в корнях.

    110.

    Р.Р. Основные способы и средства связи предложений в тексте.

    1

    Текст, его признаки.

    111-112.

    Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

    2

    113.

    Р.Р.Сочинение-описание картины

    П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

    1

    Морфология. Орфография. Культура речи.

    114.

    Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

    1

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Имя существительное

    20+4

    115.

    Имя существительное как часть речи

    1

    Морфологические признаки имени существительного.

    Презентация «Имя существительное как часть речи»

    116-117.

    Р.Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 477.

    2

    Текст. Типы текста.

    118.

    Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

    1

    Грамматическая основа предложения. Составление схем предложений. Текст. Тип текста.

    Презентация «Существительные одушевленные и неодушевленные»

    119.

    Имена существительные собственные и нарицательные.

    1

    Изученное по теме «Имена существительные собственные и нарицательные».

    Презентация

    120.

    Морфологический разбор имени существительного.

    1

    Морфологические признаки имени существительного. Орфограмма.

    Презентация «Морфологический разбор имени существительного»

    121.

    Р.Р. Сжатое изложение (упр.496)

    1

    Виды изложений, их особенности.

    122.

    Род имён существительных.

    1

    Три рода имен существительных.

    123.

    Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

    1

    Употребление существительных, имеющих форму только множественного числа, в речи.

    124.

    Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

    1

    Антонимы.

    Презентация «Множественное число имен существительных или  только единственное»

    125.

    Три склонения имён существительных. 

    1

    Определение склонений, падежей имен существительных. Написание е-и в окончаниях существительных (сведения, известные учащимся по начальной школе).

    Презентация

    126-127.

    Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе

    2

    Определение склонений, падежей имен существительных. Орфограмма в окончании существительных.

    1 урок: презентация

    128.

    Существительные на ия, -ие, - ий.

    1

    Написание е-и в окончаниях существительных

    Презентация

    129.

    Р.Р. Подробное изложение с изменением лица (упр.546)

    1

    Виды изложений, особенности подробного изложения.

    130.

    -Е, -И в окончаниях существительных

    1

    Орфограмма в окончании существительных.

    Тестовые задания. Тренажер (СD-диск

    131.

    Контрольный диктант на тему «Окончания имен существительных»

    1

    132.

    Множественное число имён существительных.

    1

    Падежи имен существительных. Грамматическая основа предложения.

    133-134.

    Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

    2

    Орфограммы в окончаниях существительных. Чтение схем предложений. Падежи имен существительных.

    Презентация по теме

    135-136.

    Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

    2

    Текст. Тема текста. Главная мысль текста. Орфограмма.

    Презентация по теме.

    137-138.

    Контрольная работа по теме «Имя существительное»и её анализ

    2

    Имя прилагательное

    12+4

    139.

    Имя прилагательное как часть речи.

    1

    Изученное в 1-4 классах об имени прилагательном. Морфологические признаки, синтаксическая роль.

    Презентация «Имя прилагательное»

    140.

    Имя прилагательное как часть речи.

    1

    Морфологические признаки имени прилагательного.

    141-142.

    Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

    2

    Словосочетание, его виды.

    Тестовые задания. Тренажер (СD-диск

    143.

    Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.

    1

    Орфограмма

    Презентация «Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных»

    144-145.

    Р.Р.Описание животного. Изложение по упр.587.

    2

    Текст, анализ текста.

    146.

    Прилагательные полные и краткие

    1

    Различие полных и кратких прилагательных.

    Презентация «Полные и краткие прилагательные»

    147.

    Краткие прилагательные с основой на шипящий

    1

    148.

    Морфологический разбор имени прилагательного

    1

    Морфологические признаки имени прилагательного.

    149-150.

    Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

    2

    Орфограмма.

    Виды тропов.

    Презентация «Имя прилагательное. Обобщение изученного»

    151-152.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» и его анализ.

    2

    153.

    Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений

    1

    Особенности сочинения-описания. Эпитеты. План текста.

    154.

    Р.Р. Написание сочинения-описания животного на основе личных впечатлений

    1

    План текста.

    Глагол

    36+6

    155-156.

    Глагол как часть речи

    2

    Повторение изученного о глаголе.

    Презентация «Глагол»

    157-158.

    НЕ с глаголами

    2

    Правило написания не с глаголами.

    Тестовые задания. Тренажер (СD-диск)

    159.

    Р.Р. Рассказ

    1

    Жанр рассказа, его особенности.

    160-161.

    Неопределённая форма глагола

    2

    Инфинитив. Особенности неопределенной формы глагола.

    Презентация по теме

    162.

    Р.Р. Изложение (упр. 634).

    1

    Имена существительные собственные-нарицательные, одушевленные-неодушевленные.

    163-164.

    -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

    2

    Условия выбора написания –тся,

     -ться в глаголах.

    Тренажер (СD-диск)

    165-166.

    Виды глагола

    2

    Распознавание видов глагола. Словообразование.

    Презентация по теме

    167-168.

    Контрольный диктант и его анализ.

    2

    169-170.

    Видовые пары

    2

    Морфемы. Способы образования слов.

    Презентация по теме

    171,172, 173,174.

    Буквы е – и в корнях с чередованием

    4

    Орфограмма. Чередование гласных в корне слова.

    1 урок: Презентация «Буквы е – и в корнях с чередованием»;

    Тестовые задания на диске –тренажере»

    175.

    Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе)

    1

    1

    Построение рассказа.

    176.

    Время глагола

    1

    Повторить ранее изученное по теме «Время глагола».

    Презентация «Как образуются глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени»

    177.

    Прошедшее время глагола

    1

    Опознавательные признаки глагола прошедшего времени.

    Презентация «Время глагола»

    178.

    Настоящее время глагола

    1

    Употребление глаголов в речи.

    Презентация «Время глагола»

    179.

    Будущее время глагола

    1

    Время и вид глагола.

    Задания к уроку «Будущее время глагола»

    180,181, 182,183, 184,185.

    Спряжение глаголов

    6

    Способ определения спряжения глаголов. Глаголы-исключения.

    Интерактивный плакат «Как определить спряжение глагола?»

    186.

    Р.Р. Сочинение по рисунку (упр.693).

    1

    Типы текста: повествование, описание.

    187.

    Морфологический разбор глагола

    1

    Морфологические признаки глагола.

    188

    Р.Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт» (упр.699).

    1

    Виды изложений. План текста.

    189-190.

    Правописание Ь в глаголах 2-го лица ед.ч.

    2

    Орфограммы – правописание мягкого знака.

    Презентация «Правописание Ь в глаголах 2-го лица ед.ч.»

    191.

    Употребление времён

    1

    Орфограммы в корнях с чередованием.

    192.

    Р.Р. Сочинение по данному началу (упр. 707 или 708).

    1

    Рассказ, его части.

    193-194.

    Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

    2

    Орфограммы по разделу «Глагол».

    Презентация «Глагол. Повторение изученного по теме».

    195-196.

    Контрольная работа по теме «Глагол» и ее анализ.

    2

    Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

    12+2

    197

    Разделы науки о языке.

    1

    Лингвистика, ее разделы.

    Презентация «Разделы науки о языке»

    198.

    Р.Р. Сочинение – рассказ по картине К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»(упр.713).

    1

    199-200.

    Орфограммы в приставке и корне слов

    2

    Выбор орфограмм. Морфемика.

    Тестовые задания (СD-диск)

    201.

    Р.Р. Сочинение по выбору (упр.729)

    1

    202-203.

    Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ  и Ь. Мягкий знак  после шипящих.

    2

    Орфограмма.

    Тестовые задания (СD-диск)

    204,205, 206.

    Знаки препинания в простом и сложном предложении.

    3

    Синтаксический разбор предложения. Чтение схем предложений. Обращение.

    Тестовые задания (СD-диск)

    207.

    Обобщение изученного в 5 классе.

    1

    «Тест-презентация. Тренажер для подготовки к переводному экзамену»

    208-209.

    Итоговая контрольная работа и её анализ.

    2

    210.

    Обобщение изученного в 5 классе.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

    Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

    Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

    К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

    План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского"

    План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского"...

    Урок литературы "В.В.Маяковский"

    Первый  урок в разделе изучения жизни и творчества В.В.Маяковского...

    Рабочий лист к уроку литературы "Лирика В.Маяковского" для 9 класса

    Разработка представляет рабочий лист для урока, на котором изучается творчество В.В.Маяковского, в частности, стихотворение "Хорошее отношение к лошадям". Содержит элементы анализа поэтическ...