К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы
статья по литературе по теме

Мироненко Светлана Николаевна

Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironenko_s_n.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера Российской Академии Образования.

                Модернизация школьного образования: опыт, проблемы


                К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ


                        СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


                             НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


                                        


                                Мироненко С.Н.


                       МБОУ СОШ-14 имени А.Ф.Лебедева г.Томска

Человек рожден для счастья, поэтому учитель должен искать пути для достижения этого вместе с воспитанником.

Одним из условий состояния счастья является творчество. Какие же условия нужно создать в школе, чтобы ребенок раскрыл свои творческие способности, развивал их? Для этого нужно организовать педагогическую  деятельность на основе следующих принципов: предоставление ребенку возможно максимальной свободы (в каждом классе она разная) в овладении знаниями и создание эмоционально-комфортного климата всего детского учреждения; школа, естественно, должна быть доброй и нацеленной на ребенка. На уроке необходимо присутствие мягкого голоса, улыбки, веселого смеха. А это может существовать благодаря постоянным физическим и духовным усилиям.

Чтобы творить что-то, ребенок должен поверить в свои творческие силы, то есть надо развивать в нем чувство собственного достоинства, а это в свою очередь возможно, если ребенок внутренне свободен. Постоянной задачей учителя должно быть создание пространства, где ученик мог бы прислушиваться к самому себе и учиться самостоятельно мыслить, решать, творить.

Основная форма работы школы – урок, а современный урок- это организованное педагогом духовное пространство для общения группы. Для развития творческих способностей необходимо осуществлять сотрудничество, то есть ученик должен видеть в учителе соучастника, сотрудника. Такой подход предполагает технологию совместной деятельности.

Кончено, урок есть часть жизни ребенка, и , как любая жизнь, он подчас полон острых проблем, а их решение всегда требует творчества и смелости от педагога, стремления жить на уроке, то есть помочь себе и ребенку творить свою жизнь ежедневно, ежечасно.

Итак, начало учебного года. Урок. Учитель: «Как вы думаете, какая основная часть жизни человека?»

- Счастье!

Конечно же, счастье, независимо от цвета кожи, от того кто мы – атеисты или верующие, взрослые или дети. Стыло быть, основное движение в нашей жизни – движение к счастью. Достижимо ли оно вообще? Ученые Востока считают, что оно достижимо путем тренировки сознания, путем самосовершенствования.

Почему же тогда в странах третьего мира самая короткая продолжительность жизни, нищета, голод, высокая смертность? А может оно достигается тогда, когда человек покоряет природу и, покоряя ее, становится творцом, активистом, созидателем, гражданином? Как видим, есть разные подходы к определению счастья, его достижению в зависимости от типа цивилизации. Какой из них вам кажется наиболее правильным? Может быть, у вас есть собственный подход?! Может быть, человек, стремясь стать хозяином природы, что-то теряет в своей душе, становясь чем-то ущербным?

Работая над художественными текстами, мы будем думать о том, какие уроки мы можем извлечь для себя, какие составляющие должны быть для объемного понятия «счастье».

На уроках предлагаются различные виды работ, вопросов.

- Какие черты характера свойственны счастливым людям?

- От чего зависит состояние счастья?

Возможны различные варианты ответов. Например: - Счастье – душевное равновесие (Обломов на диване).

Или счастье – это борьба (Н. Островский «Как закалялась сталь»), счастье – это богатство, удовлетворение материальных потребностей (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), счастье это свобода (А. Пушкин «Цыгане»), счастье – это власть, возможность повелевать другими, заставлять их выполнять волю руководителя (Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», А. Пушкин «Борис Годунов»).

Чаще всего на уроке дети начинают спорить, доказывать, рассуждать. Вывод, к которому в итоге могут прийти учащиеся, зависит от уровня знаний преподавателя, да он и не может быть однозначным, но учитель вправе высказывать свою точку зрения. Сегодня в обществе дефицит сострадания, любви, доброго отношения друг к другу, а ведь эти качества приоритетны в обретении счастья, поэтому мы должны учиться состраданию и любви.

В среднем звене обучающихся после проведения подготовительной работы можно использовать такой конкретный материал.

А. Грин «Зеленая лампа».

- Вы узнали о жизни Стильтона. Почему Стильтон в итоге не счастлив? Составьте ряд вопросов и предложений для работы над созданием ситуации, чтобы Стильтон (или вы на его месте) почувствовали бы себя счастливыми.

- Объясните логику «метаморфоз», происшедших с Джоном Ивом и Стильтоном с позиции формирования сознания по восприятию мира.

- Расскажите об одном примере из вашей жизни, когда вы были в трудной ситуации. Как вы вышли из проблемного состояния (ситуации)? Как бы вы сегодня скорректировали свои действия?

А. Пушкин «Капитанская дочка»

А. Швабрин.

- Почему Ш. совершает такие поступки? Постарайтесь предположить логику его действий, рассуждений (или мотивацию) на каждом этапе действий.

- Что было ошибочным? (постарайтесь избежать отрицательных оценок личности).

Если учитель – творческий человек, то его работа должна быть искусством, а уроки литературы «божественной культурой» мышления. Нашу педагогическую науку принцип материализма отбросил далеко от духовности. По мысли А. Каменского, педагог творит уровень жизни; работа учителя – самое величайшее искусство.

Прозвенел звонок на урок. Очень часто дети на урок приходят уставшими, «взъерошенными». Как быстро привести класс в рабочее состояние, дать настрой, импульс к сотрудничеству, к сотворчеству. Мы с ребятами решили начинать урок с улыбки (организовали копилку «Улыбки урока»). Учитель принес на урок репродукцию в рамочке: «Ребята, посмотрите на этот пейзаж внимательно (после изучения рассказа А. Грина «фанданго»). Постарайтесь войти в нее. Солнце… Тепло… Течет речка (повесили репродукцию на доску). В конце урока я Вам что-то сообщу». Дальше работаем над материалом урока, домашнее задание… Дети напоминают: «А про картину забыли?» «Когда я «вошла» дома в эту картину, мне было неплохо, но не хватало главного. Как вы думаете чего? (дети предполагают). – Мне было одиноко. Не хватало друзей, - то есть Вас. Поэтому я пригласила Вас» (дети улыбаются). «У меня есть предложение: может быть, каждый попытается придумать свой сюрприз-улыбку для всех?». Вот один из сюрпризов: «Предупредите меня перед моим сюрпризом заранее», - написал мальчик. На один из уроков он принес розу и поставил ее в вазу, улыбнулся и сказал: «У этой розы есть интересная история. Я ее расскажу в конце урока. Ее будут «слушать» все, а «услышат» только те, кто будет хорошо работать». В конце урока прозвучала наивная, но очень теплая история.

Дети для «улыбок» сочинили конкурсы (1 из 4, предложение; угадай, о ком это), придумали разминки для внимания, памяти и т.д. Учитель помогает придумать частично-поисковые задачи, решение творческих заданий, рассчитанных на «взгляд с другой стороны».

- Один ученик сказал, что слово «человек» неправильно образованное слово, надо «человека». – Почему он это утверждает?

- Объясните возможное происхождение слов «урок», «яр» («ярость»), «спасибо» и т.д.

Думается, что самое главное условие для развития творческих способностей, для «жизни на уроке» - учитель должен любить детей, должен быть творческим человеком. Иначе говоря, должен быть художником. А художник всегда осознает законы бытия целостно, или, говоря другими словами, подходит к оценке событий с общенациональных, общегражданских позиций, а это помогает учителю не только учить детей творчески работать, «осмысливать ситуацию», но и учиться быть счастливым.

Редактор Г. И. Петрова, профессор, доктор философских наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"

В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Методы работы с учащимися по развитию творческих способностей на уроках литературы....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Графические способы изображения информации как ведущие приемы ТРКМ для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы в 5-11 классах.

Из опыта работы по разработке и применению приемов и техник  технологии РКМЧ  на уроках литературы  в 5-11 классах....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Статья на тему: "Развитие творческих способностей учащихся  на уроках литературы (из опыта работы)".Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». ...