Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Липатова Ирина Александровна

Статья на тему: "Развитие творческих способностей учащихся  на уроках литературы (из опыта работы)".
Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГУ «ОСШ №10 г. Темиртау», Липатова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы (из опыта работы)

Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

На уроках русской литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, т.е. условия внутренней свободы. Такая деятельность способствует самоутверждению личности школьника, укрепляет уверенность в своих силах, готовность к самостоятельной деятельности, способность творчески использовать свой опыт, помогает раскрыть творческий потенциал в душе ученика при помощи слова и образа. Само чтение художественного произведения – это уже творчество. А размышления о прочитанном, сопоставление текстов, поиски общего и различного и другие мыслительные операции – это все творческая работа. Тот, кто пробовал силы в создании прозы или стихов, открыл в себе способность к созиданию. А творчество обладает такой особенностью: проявившись в какой-то одной области, оно формирует творческое отношение к миру вообще. Ну как же учить творчеству?

Самым благодатным возрастом для развития творческих способностей психологи считают возраст учащихся 5-7 классов, что подтверждают измерения креативности. В пятом классе дается целый ряд понятий теории словесности, которые выводятся на основе наблюдения над текстом, сопоставления текстов и т.д. Сравнение явлений и получение выводов из него – творческая мыслительная операция. Широко применяю иллюстрирование к прочитанным произведениям с комментарием к нарисованному, индивидуальные задания по изучению биографии писателей, составление кроссвордов к изученным произведениям, инсценирование, например, басен Крылова и т.д. Кроме этих видов работ предлагается собственно творческая работа по словесности – создание текстов, например, придумать сказку. В сказке произойдут события, герои будут произносить диалоги, надо решить, какой выход из ситуации. М.А.Рыбникова, настаивая на полезности таких работ, определяла их смысл формулой: «От маленького писателя – к большому читателю». Ведь тот, кто задумался над увиденным, сумел заметить яркие подробности, заглянул внутрь себя, обогатил свой внутренний мир. Он почувствует радость от звучания стихов, яркого сравнения, пронзительного эпитета, великолепной метафоры. Он заметит, как искусно построено произведение, сопоставит друг с другом картины, характеры героев, т.е. приобретет навыки квалифицированного читателя. В таком же плане ведется работа и в 6-7 классах.

Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Поэтому, когда мне показали некоторые учащиеся 7-го класса свои опыты в создании стихов, я решила оказать им действенную помощь, а заодно привлечь и остальных учащихся. Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.

Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь. Учащимся седьмого класса при изучении темы «Горный пейзаж в поэзии и прозе» было дано стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись с вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Перед учащимися была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились:

1 группа:

Земля подо мною

Стою над снегами у края стремнины.

Облака молчаливо вдаль уплывают,

Парят неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу рек горных теченье

И первое грозных обвалов движенье.

2 группа:

Кавказ. Я на самой вершине

Стою над снегами у края стремнины.

И беркут летит, поднявшись с вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Где-то я вижу света рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

3 группа:

Стою на горе, на самой вершине,

Стою над снегами у края стремнины.

Хочу я взлететь, поднявшись с вершины,

Хочу, как орел, что парит неподвижно со мной наравне,

Увидеть воздушных потоков теченье

И первое грозных обвалов движенье.

Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций, внутренней работы остается вне наших представлений о детях. Анализируя работы, вместе с учениками стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы с тем, чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: «Я могу!». Очень любят мои ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: «Разве это стихи?» Оказывается, да – и мы решили попробовать. Слово «синквейн» французское, обозначающее «5 строк» (называют также японскими пятистишиями), причем при его написании существуют определенные правила. Интересными получились синквейны семиклассников:

Лес

Пустой, загадочный,

Шумит, растет, дышит

В нем много таинственного

Сказка.

Пушилина Александра.

Море

Лазурное, прекрасное

Шумит, поет и плещет

Ласкает взор, когда спокойно

Бездна.

Иванченко Ирина

Степь

Бескрайняя, тихая

Зеленеет, цветет, желтеет

Всегда одинокая, всегда безлюдная

Равнина.

Захаревич Евгения

Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают и старшеклассники. В процессе изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» одинацатиклассники написали следующие синквейны:

Мастер

Одаренный, отчаянный

Борется за истину

Не упрям в своих целях

Творец.

Воланд

Безжалостный, коварный

Сжигает души людей

Высмеивает пороки людей

Червь.

Зейнешива Алтынай

Маргарита

Прекрасная, бесстрашная

Очаровывает, притягивает, завораживает

Я преклоняюсь перед ней

Ведьма.

Грибанова Екатерина

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Во-вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или группах после прочтения произведения.

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Вот какие диаманты сочинили семиклассники:

Степь.

Пшеница

Желтая, изящная

Зеленеющая, цветущая, золотистая

Богатство, надежда, жизнь, могущество

Высохший, безнадежный, покинутый

Ненужный, одинокий

Сорняк.

Мырзахметов Ерканат

Времена года.

Весна

Светлая, живая

Растущая, расцветающая, ждущая

Жизнь, тепло, пробуждение, ландыши

Холодеющая, темнеющая, умирающая

Желтая, сухая

Осень.

Иванова Александра

Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта) делает изучение или повторение материала урока более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание и форма написания:

Гроза.

О великая гроза!

Ты всех пугаешь, устрашаешь,

Ты слез и радости полна,

В меня надежды ты вселяешь.

Весной и летом рядом ты,

И осенью не отступаешь,

И вновь писать меня стихи

Ты с новой силой вдохновляешь.

Пусть гром гремит и все сверкает,

И дождь пусть льет, как из ведра,

Но ты природу обновляешь,

И этим радуешь меня!

Как звонкий смех, твои раскаты,

Как слезы радости, дожди,

А молния – всегда загадка,

Все это символы любви.

Лишь плохо, что мы простываем,

Когда бываем под грозой,

Но чай с малиной выручает,

Простуду снимет как рукой.

Так пусть гроза не устрашает,

В ней магия заключена,

И пусть всегда нам помогает

Познать природу и себя!

Иванченко Ирина, 7 класс

Если на начальном этапе в седьмом классе пытались сочинять 2-3 учащихся, то проведенное анкетирование показало, что в результате специально организованной работы, широкого использования творческих видов деятельности уровень интереса к урокам словесности вырос у большинства учащихся, также увеличилось число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед репродуктивными.

Я уверена, что писать синквейны, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное, писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру. Это работа нелегкая, требующая настойчивости, накопления знания по крупицам, зато отрадная в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. О такой работе замечательно сказал Вадим Шефнер:

Я в гору медленно лезу,

Ступени вверх пробиваю.

Я гору железом

Долбаю, долбаю, долбаю.

Спина будто натертая солью.

А вдруг это крылья – крылья

Прорезываются с болью?

C:\Users\ПК\Desktop\IMG-20160125-WA0001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературы

В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок)....

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...