Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
статья по литературе (8 класс) по теме

Лукьяшко Ольга Валентиновна

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и общества. Возможности экономического прогресса любого человека все больше зависят от степени его образования – чем оно выше, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.

Повышение уровня образования способствует  и повышению общего уровня жизни, поэтому необходимо искать пути, способы и средства его совершенствования и повышения эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Лукьяшко О.В.,

учитель русского языка

НП ЦО «Лицей «Столичный»,

город Москва.

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и общества. Возможности экономического прогресса любого человека все больше зависят от степени его образования – чем оно выше, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.

Повышение уровня образования способствует  и повышению общего уровня жизни, поэтому необходимо искать пути, способы и средства его совершенствования и повышения эффективности.

«Важнейшая задача, которая стоит перед всеми общественными институтами, – научить ребенка тому, чтобы он сам прежде всего и в первую очередь стал субъектом образования своей личности, отчего и зависит высокое качество получаемого  им образования и всей его последующей жизни» (5,22).

Образование не может пассивно идти  вслед за событиями и изменениями в обществе, оно должно быть в авангарде, ориентировать общественную среду на новые перспективы. Развивая познавательную деятельность школьников, учителя одновременно готовят их к открытию нового, непознанного, укрепляют в них новаторский, творческий дух. Нововведения как в обществе, так и в воспитании и образовании одновременно являются и результатом, и  эффективным путем, и средством преобразования общества. Инновации в образовании направлены на достижение непосредственных учебных целей и долгосрочных задач.

Гуманитарным наукам особое внимание начинают уделять в инновационном плане только в последние два десятилетия. Судьбу долгих общественных наук разделяет и педагогика. Инновационное обучение характеризуется по функциональным свойствам: как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Если  «нормативное обучение» направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся  ситуациях, то инновационное обучение подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых ситуациях.

На сегодняшний день  в инновационном обучении занимает не последнее место  проблема диалогового общения, и хотя она не является новой, все-таки в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности.  Диалог предстает не только как средство обучения, но и как сущностная характеристика технологий, определяющая ее цель и содержание (3, 123).

Диалог подразделяется на:

  1. Внутриличностный (противоречие сознания и эмоций).
  2. Культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
  3. Как речевое общение людей.

Диалог имеет свои цели:

1.Формирование диалогического сознания и мышления, освобождающего его от плоского рационализма,

2.Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, несводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Помимо целей, диалог  содержит в себе концептуальные идеи:

  1. Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
  2. Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
  3. Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие  никогда не сводимых в единое целое сознаний.

В «Диалоге культур» диалог выступает в двух функциях:

  1. Форма организации обучения.
  2. Принцип организации самого содержания науки:

а)    Диалог – определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий.

б) Диалог культур в контексте современной культуры развивается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления.

в) Диалог в сознании ученика (и учителя) как основа реального развития гуманитарного мышления.

Наша задача заключается как раз в постепенном развитии гуманитарного мышления школьников, в побуждении учащихся формулировать и высказывать имеющиеся у них идеи, «сталкивать» школьников с явлениями действительности.

Этой цели может служить урок-диалог в восьмом  классе на тему: «Унылая пора! очей очарованье…» (по пейзажной лирике А.С. Пушкина).

Данная форма урока позволяет расширять кругозор школьников, закреплять понятие «пейзаж в литературе», рассматривать особенности пушкинских творений, понимать чувства поэта, пробуждать в учащихся желание  мыслить, а также развивать навыки  общения.

Для осуществления данной цели может помочь:

  1. музыкальный фон урока (чтобы придать большую эмоциональность уроку, следует подобрать мелодию с легким шумом дождя и колыханием ветра, например Emilia-Twist of Fate);
  2. художественное оформление класса (в начале работы вывешиваются иллюстрации с изображением осеннего пейзажа).

Методист-словесник М.А. Рыбникова считает, что успех педагогической деятельности зависит от понимания детских душ, от того, как учитель преподносит сложный материал и вкладывает его в сознание ребенка. Ученая пишет, что «обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия ребят, на органы чувств и на разные сферы сознания». (4, 295-296)

Иными словами, обращаясь к нашей форме урока, учитель должен позаботится об обстановке в классе, которая  способствует повышению эмоционального восприятия школьников.  Кроме того, нам очень важно диалоговое  общение, суть которого заключается в постепенном развитии гуманитарного мышления школьников.

 Итак,  задача подобного урока заключается в развитии коммуникативных навыков, а также в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина.

Дальнейшая работа  предполагает задействование одиннадцати человек  в выразительном чтении стихотворения «Осень», так как данный отрывок состоит из одиннадцати строф.

В начале работы над творением напоминаем, что необходимо проанализировать форму произведения, которая тесно связана  с содержанием.

Известно, что «форма» и «содержание» -  это философские категории, во взаимосвязи которых, содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.   «Форма»  есть способ существования и выражения содержания.  Г.Н.  Поспелов в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как «содержание» и «форма».  Данная методологическая тенденция в большей степени отвечает реальной структуре произведения. Она более обоснована с точки зрения философии и методологии. Категории «содержания» и «формы», превосходно разработанные еще в системе Гегеля, стали важными категориями диалектики и неоднократно успешно применялись в анализе самых разных сложно организованных объектов.

«Содержание» литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а «форму» – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, - это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности.  «Форма» -  та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение.  «Форма» художественного произведения имеет две основные функции: внутреннюю (выражает содержание) и внешнюю (обнаруживается в воздействии произведения на читателя).  Значение второй функции состоит в том, что «форма» оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно она выступает носителем эстетических качеств  художественного произведения. В пределах художественного произведения «содержание» обладает безусловностью, в отношении его нельзя поставить вопрос «зачем оно существует?», его нельзя выдумать – оно непосредственно приходит из первичной реальности (из общественного бытия людей или из сознания автора).  «Форма»  существует  для «чего-то» – для воплощения содержания.  В настоящий момент изучение художественных произведений «от формы к содержанию» не имеет принципиального значения, потому что любой подход может найти свои оправдания (А.Б. Есин, 1998).

На этапе анализа «формы» стихотворения большое значение для организации диалога имеют следующие вопросы и задания:

 1. Рассмотрите соотношение «читатель» и «лирический герой» «Осени». 2.Каково отношение «лирического героя»  к временам года? 3.Согласны ли Вы с мнением поэта?

Ответ на первый вопрос предполагает скрытый диалог с «лирическим героем» произведения. Школьники, читая творение, приходят к выводу, что в «Осени» сильно звучащее «я» поэта, которое воздействует на читателя. Учащиеся сопоставляют чувства и мысли «лирического героя» с собственными впечатлениями от прочитанного:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

                                                  (1, 373)

Я снова жизни полон – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм)

                                                     (1,374)

«Лирический герой» ведет задушевный разговор с читателем. Каждая строка творения проникнута откровенностью и добротой: «Сказать Вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной» (1,373).Обращения, используемые поэтом в стихотворении, побуждают читателя к размышлениям.

Ответ на второй вопрос позволяет вникнуть в содержание творения, понять мировоззрение писателя.

В диалог  с читателем вступает  Пушкин, он делится своим мнением о временах года, с теплом отзывается о суровой зиме, не любит пробуждения природы, то есть весны, и вздыхает о лете, которое заставляет нас страдать от засухи, пыли и зноя:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель, вонь, грязь – весной я болен;

Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега

………………………………………………………

Ох, лето красное, любил бы я тебя,

Когда б не зной, да комары, да мухи…

                                                       (1, 372)

 Какая любовь чувствуется в многострадальном сердце поэта, когда он пишет о «золотой поре»! «Сказать Вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной» (1,372). Искренность лирического героя звучит в данных строках. Осенняя природа подобна  деве, осужденной на смерть: «Бедняжка клонится без ропоты, без гнева… Она жива еще сегодня, завтра нет» (1, 374). Осень вселяет оптимизм в душевный мир Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь; здоровью моему полезен русский холод; к привычкам бытия вновь чувствую любовь… я снова счастлив, молод» (1, 374). Желание творить вырывается  наружу, «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» (1, 375). Отметим, что на протяжении всего стихотворения писатель не теряет контакта с читателем, он ведет диалог, заставляет размышлять вместе с ним, а в этом помогают вопросительные и восклицательные предложения: «А зимних праздников  блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь, полгода снег да снег…»,  «Как это объяснить? Мне нравится она…», «Унылая пора! очей очарованье!» (1,374). 

Давая ответ на третий вопрос, школьники высказывают собственные мнения о временах года. Кто-то соглашается с точкой зрения писателя, кто-то противоречит его суждениям. Таким образом, становятся очень важными рассуждения учеников, которые учатся работать в коллективе,  пополняют словарный запас, выражают вслух собственную точку зрения на происходящие события.

 Для усиления эмоционального восприятия детей, следует заострить внимание на пейзажной зарисовке октября:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…

После прочтения  отрывка учитель задает вопросы:

1. Каким образом поэт убеждает нас в превосходстве осени над всеми временами года?  2. Какие бы тона красок использовали бы Вы, если бы писали картину октябрьской поры?

В описание осеннего пейзажа вложена вся душа поэта. Легкой кистью вырисовывается умирание природы:  «роща отряхает последние листы», «пруд уже застыл»… Но по-прежнему милой для Пушкина остается «золотая пора»,  блистающая смиренно тихою красой.  Ища ответы на поставленные вопросы, школьники не только рассуждают, обращаясь постоянно к тексту, но и развивают собственное воображение и фантазию.

        Отметим, что Пушкин – мастер слова, поэт почти не пользуется  цветописью в стихотворении, но по  таким строчкам, как «и будит лай собак уснувшие дубравы», «и мглой волнистою покрыты небеса», «но гаснет краткий день», можно представить осеннюю пору, когда последний желтый лист опадет с  ветки дерева и напомнит человеку о скором приходе зимы, когда нашему взору предстанут голые поля, а по утрам тонкий слой льда покроет лужицы. Эпитеты «багровый» цвет, «пышное» увяданье помогают ярче представить  красоту осени.  В желтых, оранжевых, коричнево-зеленых красках блистает природа под чуть пригревающими лучами солнца. И только Пушкин мог сказать, что «увяданье» природы действительно «пышное».

Итак, анализируя «форму» произведения, мы акцентируем внимание на диалоговом общении. Так как  учащиеся ведут «диалог» с Пушкиным, то важной стороной является взаимопонимание и проникновение в мир чувств и переживаний друг друга. Поэт сумел донести до наших дней свои мысли и  вызвать читателя на диалог.

В процессе анализа пейзажной лирики А.С. Пушкина нельзя оставить вне внимания  стихотворения  «Погасло дневное светило», (1820),   «Редеет облаков летучая гряда»  (1820)… В работе с этим стихотворением можно увеличить долю самостоятельности школьников. Помимо предложенных творений  восьмиклассники находят пейзажные стихотворения и обмениваются мнениями, демонстрируя  навыки анализа.  

Обойти   упоминающиеся выше стихотворения нельзя.  Все дело в том, что щедрая, праздничная, сияющая природа Причерноморья пленила воображение поэта, поэтому писатель во многих  своих творениях запечатлел жизнь этой поры. В данных произведениях скрывается и волнение сердца, и светлая печаль воспоминаний о юности, и упоение радостями жизни, и яркие краски крымского пейзажа.

На этапе анализа стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»  школьникам предлагается сравнить  лирического героя «Осени» и данного стихотворения. Легко заметить, что перед нами совершенно другой образ. В произведении чувствуется  легкая томность. Если в стихотворении «Осень» эмоции вырываются наружу, то в данном творении  поэт ведет повествование об увиденном наяву, но пропущенного уже через сердце:

Редеет облаков печальная гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне…

(1,177)

Чтобы усложнить работу восьмиклассников, настроить их на диалог и в то же время  сделать урок более интересным, мы предлагаем не просто найти эпитеты в  стихотворении, но и подобрать эпитеты к существительным: «гряда», «звезда», «равнины», «свет», а также сопоставить их с художественными средствами, используемыми А.С. Пушкиным в стихотворении. Так, например, ученики подбирают следующие тропы:

    Работа учеников

 Эпитеты А.С.  Пушкина

Прощальная гряда

Счастливая звезда

Последняя звезда

Уснувшие долины

Тусклый свет

Печальная гряда

Звезда печальная

Вечерняя звезда

Увядшие равнины

Слабый свет

Подобная работа позволяет расширять словарный запас школьников, действует на их эмоциональное состояние, активизируя одновременно и деятельность. После проделанной работы ученики ведут рассуждения, отвечая на вопрос учителя: Почему пушкинские эпитеты более удачны? С помощью данных художественных средств, поэт мастерски рисует читателю прелести и недостатки времен года. Далее школьники разбирают особенности и функции пейзажа, сравнивая стихотворения «Осень» и «Редеет облаков печальная гряда…». В ходе работы восьмиклассники приходят к выводу, что пейзаж Пушкина можно слышать, видеть, осязать: «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек…» (1, 373), «звенит промерзлый дол и трескается лед…» (1, 374). Картины природы действуют и на внутреннее состояние человека, нас пленяет красота русской местности и заставляет размышлять о жизни.

        Чтобы проверить усвоенность пройденного материала, на дом учащимся можно предложить темы, которые вновь заставят их поразмышлять и  повести диалог с Пушкиным:

  1. «Я» и пушкинская осень.
  2. Разговор с Пушкиным о зиме.
  3. «Я не люблю весны…» Размышления вслух: «за» или «против» мнения Пушкина.
  4. «Ох,  лето красное, любил бы я тебя…» Общение с поэтом.

Восьмиклассники еще раз должны выявить отношение поэта к временам года, обращаясь к пейзажным стихотворениям Пушкина, а также выразить собственное мнение по данной проблеме, соглашаясь или вступая в спор с писателем.

Общение на уроке литературы в нестандартной ситуации ориентирует класс на  положительный эмоциональный контакт, духовную общность, взаимное доверие, доброжелательность. Главными принципами диалогического общения являются эмоциональная и личностная раскрытость партнеров, психологический настрой на  состояние друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.

Примечание: 1. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2-х т. Т.1 / Вст. ст. и примеч. Г. Макогоненко; Примеч. Д. Благого.  М. «Художественная литература» 1980. 2. Есин А.Б.  Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта. Наука. 1998. – С. 25-34. 3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М. 1970. – 31-90. 4.Рыбникова М.А.  Избранные труды. Академия педагогических наук РСФСР. М. 1958. – С.294-297. 5.Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и инст. Повыш. Квалиф. Ред. Народ. Образ. М. 1998 – С 123. 6. Управление  качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие Под ред. М.М. Поташника. М. Пед. общ-во России 2000 – С.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Пейзажная лирика А.С.Пушкина".

Анализ пейзажной лирики А.С.Пушкина....

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитан...