Главные вкладки

    Рабочая программа. Литература. 6 класс.
    рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

    Аверина Надежда Петровна

    Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования, Федерального  базисного  учебного  плана,   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2012 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение,  2012).  Данная рабочая программа разработана в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ ( Приказ № 323 от 27.10.2011 г.) согласно федеральному базисному учебному плану.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lit-ra_6_kl.rar72.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование.

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Виды и формы

    контроля

    Сроки

    проведения

    План

    Факт


    I четверть

    Введение  (1 час)

    1

    «В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книг.

    1

    Ответить на вопросы: почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»? подготовить развёрнутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли» и др.

    Устное народное творчество (2 часа)

    2

    Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

    1

    Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен.

    3

    Пословицы и поговорки.

    1

    Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведёшь», « Ни нашим, ни вашим», «Прошёл сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и др. Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод не тётка», «Ржа ест железо, а печаль – сердце», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Наговорился – как мёду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

    Из древнерусской литературы (1 час)

    4

    Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

    1

    Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чём заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?

    Из русской литературы XVIII века (1 час)

    5

    Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня.

    1

    Подготовить выразительное чтение.

    Из русской литературы XIX века (27 часов)

                     И.А.Крылов

                        (3 часа)

    6

    И.А.Крылов. Басня «Осёл и соловей».

    1

    Подготовить выразительное чтение.

    7

    Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

    1

    Выразительное чтение наизусть.

    8

    ВЧ. Урок внеклассного чтения по басням И.А.Крылова «Баснописец, каких не было».

    1

    Выразительное чтении наизусть. Викторина.

    А.С.Пушкин

    (10 часов)

    9

    А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину».

    1

    Ответить на вопрос:  Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения? Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    10

    Лирика А.С.Пушкина. стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

    1

    Устное словесное рисование на темы: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро», «Зимняя дорога» с использованием цитат из стихотворений А.С.Пушкина? Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?

    11

    Анализ лирического стихотворения.

    1

    Выразительное чтение стихотворений; анализ лирического стихотворения.

    12

    Роман «Дубровский».

    1

    Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям?  Продолжить фразу: «Молодость – это время …» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.).

    13

    Роман «Дубровский» (главы V – VII).

    1

    Комментированное чтение романа; определить основные черты русского национального характера (няня Дубровского, Архип, Антон).

    14

    Роман «Дубровский» (главы VIII – XII). Учитель-француз.

    1

    Проследить за взаимоотношениями Троекурова и его дочери Маши; выявить новые черты в характеристике Дубровского в роли француза Дефоржа; определить личностный характер восприятия литературного героя.

    15

    Роман «Дубровский» (главы XIII – XIX).

    1

    Работа над текстом художественного произведения, его темой и идеей.

    16

    17

    Контрольная работа. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

    2

    Контрольная работа № 1


    II четверть.

    18

    ВЧ. Урок внеклассного чтения по книге А.С.Пушкина «Повести Белкина».

    1

    Выявить особенности языка и композиции «Повестей Белкина»; написать отзыв о прочитанной книге.

    М.Ю.Лермонтов

    (2 часа)

    19

    М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

    1

    Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передаёт интонационно динамику чувств автора актёр, читающий стихотворение? В чём Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?

    20

    Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

    1

    Практикум. Обучение анализу одного стихотворения.

    И.С.Тургенев

    (2 часа)

    21

    И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

    1

    Практикум. Ответить на вопросы: отличается ли чтение актёром картины ночного пейзажа от утреннего? выразительно прочитать эти два описания так, чтобы интонационно передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света». Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

    22

    Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

    1

    Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям?

    Ф.И. Тютчев,

    А.А. Фет

    (2 часа)

    23

    Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

    1

    Ответить на вопросы: как актёр передаёт постепенное нарастание стремительности весенней грозы? Какие художественные средства помогают ему в этом? подготовить выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело…», интонационно передавая смену переживаний лирического героя.

    24

    А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

    1

    Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Определить средства художественной выразительности. Подготовить выразительное чтение. Чему призывает учиться поэт «у дуба, у берёзы»? Определить средства художественной выразительности, объяснить их роль. подготовить выразительное чтение.

    Н.А. Некрасов

    (2 часа)

    25

    Н.А. Некрасов. «Железная дорога».

    1

    Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А.Некрасове. В чём смысл начала и финала стихотворения?

    26

    Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Трёхсложные размеры стиха.

    1

    Ответить на вопросы: как вы понимаете строки: «Скоро вам будет нетрудно, будете вольный народ!»? как рассказ деда подтверждает его уверенность в том, что «воля и труд человека дивные дивы творят»?

    27

    Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А., Некрасова (по выбору учащихся).

    1

    Контрольная работа № 2

    Н.С.Лесков

    (3 часа)

    28

    Н.С. Лесков. Сказ «Левша» (главы первая – четвёртая).

    1

    Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике. Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

    29

    Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы пятая – десятая).

    1

    Ответить на вопрос: как относится автор к своим героям?

    30

    Сказ «Левша» (главы одиннадцатая - двадцатая). Судьба мастера в России.

    1

    Анализ языка сказа (стилизация под народную речь).

    А.П.Чехов

    (1 час)

    31

    А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

    1

    Практикум. Ответить на вопросы: у героев рассказа есть имена (Михаил и Порфирий). Почему же тогда автор называет их «толстым» и «тонким»? в чём смысл названия рассказа? Только ли внешний вид героев характеризует эти слова? Что смешно, а что грустно в рассказе?

    Е.А.Баратынский,

    Я.П.Полонский,

    А.К.Толстой

    (1 час)

    32

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого.

    1

    Подготовить выразительное чтение стихотворений.

    Произведения русских писателей XX века (4 часа)

    А.С.Грин

    (1 час)

    33

     А.С. Грин. «Алые паруса».

    1

    Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Почему своё произведение Грин назвал феерией?


    III четверть.

    А.П.Платонов

    (1 час)

    34

    А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».  

    1

    Ответить на вопросы: чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского? Составьте таблицу «Сказочное и реальное в произведении».

    М.М.Пришвин

    (2 часа)

    35

    М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

    1

    Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые можно назвать сказочными. Ответить на вопрос: чему учит нас автор, изображая в повествовании Митрашу и Настю?

    36

    М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

    1

    Практикум. Анализ эпизода. ответить на вопрос: зачем писатель вводит в повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «кладовая солнца»?

    Произведения о Великой Отечественной войне (6 часов)



    К.М.Симонов,

    Д.С.Самойлов

    (1час)

    37

    К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые».

    1

    Обучение выразительному чтению.

    В.П.Астафьев

    (2 часа)

    38

    В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

    1

    Ответить на вопросы: почему детей Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории?

    39

    В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

    1

    Выписать поговорки, используемые автором. Какова их роль в рассказе? Ответить на вопрос: с какой целью писатель использовал слова и выражения из различных пластов лексики?

    В.Г.Распутин

    (3 часа)

    40

    В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

    1

    Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в которое он жил?

    41

    В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

    1

    Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогических принципах»: учительница или директор школы? Почему рассказ называется «Уроки французского»?

    42

    Контрольная работа. Сочинение по творчеству В.П.  Астафьева и В.Г. Распутина» (по выбору учащихся).

    1

    Контрольная работа № 3

    Писатели улыбаются (3часа)

    В.М.Шукшин

    (1 час)

    43

    В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

    1

    Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В.Шукшина?

    Ф.А.Искандер

    (1 час)

    44

    Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

    1

    Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком? Можно ли утверждать, что  рассказ Ф.Искандера - произведение юмористическое?

    45

    Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

    1

    Ответить на вопрос: как вы понимаете фразу писателя: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»?

    Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (4 часа)

    А.А.Блок,

    С.А.Есенин,

    А.А.Ахматова,

    Н.М.Рубцов

    (3 часа)

    46

    Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А. Блок. Стихотворения.

    1

    Обучение выразительному чтению.

    47

    Лирика С.А.Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

    1

    Практикум. Анализ  одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

    48

    А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

    1

    Ответить на вопросы: как говорят о своих мыслях и чувствах поэты? Почему лирику Рубцова принято называть «тихой»?

    49

    Контрольная работа. Сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова (по выбору учащихся).

    1

    Контрольная работа № 4.

    Из литературы народов России (2 часа)

    Г.Тукай,

    К.Кулиев

    (1 час)

    50

    Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

    1

    Ответить на вопросы: чем запомнилась родная деревня Г.Тукаю; какие образы запечатлелись на всю жизнь? Почему? Почему поэт так благодарен книгам?

    51

    Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

    1

    Ответить на вопросы: почему у человека в особо сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины? Почему, размышляя о судьбе народа, поэт говорит о родном языке?

    Из зарубежной литературы ( 15 часов)

    52

    Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

    1

    Ответить на вопросы: почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию? Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?

    53

    Мифы Древней Греции. Миф «Яблоки Гесперид».

    1

    Художественный пересказ.


    IV четверть.

    54

    ВЧ. Урок внеклассного чтения «Мифы Древней Греции».

    1

    Художественный пересказ.

    55

    Легенды. Легенда об Арионе.

    1

    Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

    56

    Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

    1

    Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? В чём схожи и чем отличаются герои  Ахилл и Одиссей?

    57

    Гомер. Поэма «Одиссея».

    1

    Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда?

    58

    ВЧ. Урок внеклассного чтения по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    1

    Художественный пересказ.

    59

    Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

    1

    Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нём говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чём проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство?

    60

    Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».

    1

    Составление сравнительной характеристики образов Дон Кихота и Санчо Пансы.

    61

    Ф. Шиллер. Баллада  «Перчатка».

    1

    Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж отказался от награды за свой подвиг? Сравните два перевода, сделанные В.А.Жуковским и М.Ю.Лермонтовым: какой из переводов легче читается?

    62

    П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».  

    1

    Ответить на вопросы: как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порождённого окружающей дикостью? Свой ответ подтвердить цитатами.

    63

    Новелла П.Мериме «Маттео Фальконе».

    1

    Ответить на вопросы: В чём смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница в чтении двух отрывков?

    64

    Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

    1

    Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова, как они характеризуют героев: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»; «Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их» и др.

    65

    Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Главы X – XVIII.

    1

    Ответить на вопрос: О чём сказка напоминает взрослым? Чем необычен и интересен французский писатель современному читателю?

    66

    Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Главы IX-XVII.

    1

    Выявление значения сказки для воспитания высоких нравственных качеств человека.

    Заключение (2 часа)

    67

     Выявление уровня литературного развития учащихся.

    1

    Тестирование. Презентации учащихся.

    68

    Резерв.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литература, 5 класс

    Рабочая программа. Литература, 5 класс...

    Рабочая программа. Литература, 6 класс

    Рабочая программа. Литература, 6 класс...

    Рабочая программа 7 класс по литературе

    Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

    Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

    Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

    Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

    Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...