Рабочая программа. Литература. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план.
№ п/п | Темы и разделы. | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля |
68 | План | Факт |
Введение. ( 1 час ) |
1 | Вводный урок. Русская литература и история. | 1 | Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений. |
Устное народное творчество. ( 2 часа ) |
2 | Русские народные песни. | 1 | Объяснить смысл слов В.Г.Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца». |
3 | Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | Выразительное чтение. |
Из древнерусской литературы. ( 3 часа ) |
4 | Житийная литература как особый жанр. | 1 | Конспект лекции. |
5 | Житие князя Александра Невского. | 1 | Составить словарик характерных для «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас. |
6 | «Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII века. | 1 | Выразительное чтение. Ответить на вопрос: В чём заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы? |
Из русской литературы XVIII века. ( 2 часа ) |
Н.М.Карамзин. ( 2 часа ) |
7 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». | 1 | Доказать, что «Н.М.Карамзин - великий писатель во всём смысле этого слова». |
8 | События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев. | 1 | Художественный пересказ эпизодов, анализ текста. |
Из русской литературы XІX века. ( 32 часа ) |
И.А.Крылов. ( 1 час ) |
9 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просившие царя», «Обоз» и их историческая основа. | 1 | Выразительное чтение наизусть. Ответить на вопрос: Каков смысл иносказаний в этих баснях? |
10 | Развитие речи. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. | 1 | Контрольная работа № 1. Сочинение. |
К.Ф.Рылеев. ( 2 часа ) |
11 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. | 1 | Выразительное чтение. |
12 | Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей. | 1 | Выразительное чтение, беседа по содержанию думы. |
А.С.Пушкин. ( 6 часов ) |
13 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | 1 | Ответить на вопросы: Какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чём значение «Истории пугачёвского бунта»? |
14 | Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и ІІ глав. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III – V глав. | 1 | Ответить на вопросы: Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? |
15 | Падение Белогорской крепости. Разбор VI – VII глав. | 1 | Художественный пересказ отрывков. |
16 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор VIII – XII глав. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | Ответить на вопрос: В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема? Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. |
17 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Ответить на вопрос: Как вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей? |
18 | Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка». | 1 | Контрольная работа № 2. Сочинение. |
М.Ю.Лермонтов. ( 4 часа ) |
19 | «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | Составить план поэмы. Ответить на вопрос: Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? |
20 | Образ Мцыри в поэме. | 1 | Составить план характеристики главного героя. |
21 | Своеобразие поэмы «Мцыри», «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 | Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Ответить на вопрос: Какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика? |
22 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | Комментированное написание сочинения. |
Н.В.Гоголь. ( 5 часов ) |
23 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | 1 | Ответить на вопросы: Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно? Какое обоснование даёт нам для этого писатель? |
24 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | 1 | Ответить на вопрос: Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, «честное, благородное лицо её» - смех? |
25 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. | 1 | Ответить на вопросы: Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестаков? В чём загадка характера Хлестакова? |
26 | Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ ІV действия комедии «Ревизор». | 1 | Ответить на вопрос: Что положено в основу взаимоотношений в чиновном мире? Составить характеристики чиновников. |
27 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | Разъяснить слова литературоведа Н.Н.Скатова: «Всякий на минуту или на несколько минут становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении себя». |
И.С.Тургенев. ( 4 часа ) |
28 | И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | 1 | Составить план лекции учителя и статьи учебника. |
29 | История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. | 1 | Художественный пересказ отрывков. |
30 | Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася». | 1 | Характеристика главной героини. |
31 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | 1 | Составить вопросы к повести. |
М.Е.Салтыков-Щедрин. ( 2 часа ) |
32 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. | 1 | План лекции учителя и статьи учебника. |
33 | «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. | 1 | Беседа по содержанию текста. |
Н.С.Лесков. ( 1 час ) |
34 | Н.С.Лесков. слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | Составить вопросы по каждой главе. Выписать из текста крылатые выражения, поговорки. |
Л.Н.Толстой. ( 4 часа ) |
35 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. | 1 | План лекции учителя и статьи учебника. Ответить на вопрос: Как связан рассказ с записями в дневнике и приведёнными отрывками из публицистических сочинений писателя? |
36 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 1 | Ответить на вопрос: Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости? |
37 | Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | 2 | Контрольная работа № 3. Сочинение. |
А.П.Чехов. ( 2 часа ) |
38 | А.П.Чехов. Слово о писателе. | 1 | Составить план лекции учителя и статьи учебника. |
39 | Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Ответить на вопрос: Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации? |
Из русской литературы XX века. ( 22 часа ) |
И.А.Бунин. ( 2 часа ) |
40 | И.А.Бунин. Слово о писателе. | 1 | Составить план лекции учителя и статьи учебника. |
41 | И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе. | 1 | Ответить на вопрос: Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? |
А.И.Куприн. ( 1 час ) |
42 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | Составить план рассказа. Подобрать цитаты к сравнительной характеристике героев. |
М.Горький. ( 2 часа ) |
43 | М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя. | 1 | Ответить на вопросы: Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана со вступительной частью рассказа? Кто виноват в «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми»? |
44 | «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | 1 | В.Г.Короленко сказал Горькому о рассказе «Челкаш»: «…самое хорошее в нём то, что вы цените человека таким, каков он есть». К какому герою относятся эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением? |
45 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького. | 1 | Контрольная работа № 4. Сочинение. |
А.А.Блок. ( 3 часа ) |
46 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Составить план лекции учителя и статьи учебника. |
47 | Специфика поэзии А.А.Блока. | 1 | Выразительное чтение; анализ поэтического текста. |
48 | А.А.Блок. «На поле Куликовом». | 1 | Выразительное чтение наизусть; анализ поэтического текста. |
С.А.Есенин. ( 1 час ) |
49 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. | 1 | Анализ текста. |
М.А.Осоргин. ( 1 час ) |
50 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | 1 | Выборочный пересказ текста. |
И.С.Шмелёв. ( 1 час ) |
51 | И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Составить небольшой рассказ о том, как проявляется в произведении характер самого автора. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»? |
Писатели улыбаются. ( 3 часа ) |
52 | Журнал «Сатирикон» и сатириконцы. | 1 | Ответить на вопрос: Какие художественные приёмы создают юмористическое освещение прошедших событий? |
53 | Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | Ответить на вопрос: Какие художественные средства помогли сатириконцам передать исторические события юмористически? |
54 | Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни». | 1 | Художественный пересказ текста. Ответить на вопросы: Как вы понимаете слова Г.Адамовича, что в рассказах Н.Тэффи «…какое-то дребезжание слышится, будто от порванной струны»? Почему М.Зощенко свои короткие рассказы называл сентиментальными повестями? |
А.Т.Твардовский. ( 2 часа ) |
55 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». | 1 | Составить цитатный план статьи «Как был написан Василий Тёркин». Ответить на вопрос: Что дало право Твардовскому утверждать, что поэма, традиционно лиро-эпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней? |
56 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. Автор и его герой в поэме. | 1 | Составить характеристику Василия Тёркина. Ответить на вопрос: Какие качества героя позволили автору сказать: «Тёркин дорог на войне…»? |
А.П.Платонов. ( 1 час ) |
57 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». | 1 | Ответить на вопросы: Почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьёй? Что мешало ему «чувствовать радость своего возвращения всем сердцем»? |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. ( 1 час ) |
58 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Исполнение песен. |
В.П.Астафьев. ( 2 часа ) |
59 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в творчестве В.П.Астафьева. | 1 | Составить план лекции учителя и статьи учебника. |
60 | Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан. | 1 | Ответить на вопрос: Почему автору дорога фотография, на которой его нет? Обосновать мысль, что рассказ В.Астафьева – своеобразная история нашего народа. |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. ( 1 час ) |
61 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | 1 | Выразительное чтение (в т.ч.наизусть). |
Из зарубежной литературы. ( 4 часа ) |
У.Шекспир. ( 2 часа ) |
62 | У.Шекспир. Писатель и его время. | 1 | Составить план лекции учителя. |
63 | Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды. | 1 | Ответить на вопрос: Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»? |
В.Скотт. ( 2 часа ) |
64 | В.Скотт. Слово о писателе. | 1 | Ответить на вопрос: Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события 12 века, есть также специальные исторические справки от автора? |
65 | Итоговый урок. Защита проектов. | 1 | Контрольная работа. Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-84193-1364295633.jpg)
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...