Главные вкладки

    Рабочая программа. Литература. 8 класс.
    рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

    Аверина Надежда Петровна

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura._8_klass.rar56.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематический план.

            


    п/п

    Темы и разделы.

    Кол-во

    часов

    Дата проведения

    Виды и формы контроля

    68

    План

    Факт

    Введение.

    ( 1 час )

    1

    Вводный урок. Русская литература и история.

    1

    Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений.

    Устное народное

     творчество.

    ( 2 часа )

    2

    Русские народные песни.

    1

    Объяснить смысл слов В.Г.Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца».

    3

    Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

    1

    Выразительное чтение.

    Из древнерусской

     литературы.

    ( 3 часа )

    4

    Житийная литература как особый жанр.

    1

    Конспект лекции.

    5

    Житие князя Александра Невского.

    1

    Составить словарик характерных для «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.

    6

    «Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII века.

    1

    Выразительное чтение. Ответить на вопрос: В чём заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы?

    Из русской литературы XVIII века.

    ( 2 часа )

    Н.М.Карамзин.

    ( 2 часа )

    7

    Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».

    1

    Доказать, что «Н.М.Карамзин - великий писатель во всём смысле этого слова».

    8

    События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.

    1

    Художественный пересказ эпизодов, анализ текста.

    Из русской литературы XІX века.

    (  32 часа )

    И.А.Крылов.

    ( 1 час )

    9

    И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просившие царя», «Обоз» и их историческая основа.

    1

    Выразительное чтение наизусть. Ответить на вопрос: Каков смысл иносказаний в этих баснях?

    10

    Развитие речи. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, в литературе XVIII века.

    1

    Контрольная работа № 1.

    Сочинение.

    К.Ф.Рылеев.

    ( 2 часа )

    11

    К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.

    1

    Выразительное чтение.

    12

    Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

    1

    Выразительное чтение, беседа по содержанию думы.

    А.С.Пушкин.

    ( 6 часов )

    13

    А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

    1

    Ответить на вопросы: Какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чём значение «Истории пугачёвского бунта»?

    14

    Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и ІІ глав. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III – V глав.

    1

    Ответить на вопросы: Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

    15

    Падение Белогорской крепости. Разбор VI – VII глав.

    1

    Художественный пересказ отрывков.

    16

    Изображение народной войны и её вождя.  Разбор VIII – XII глав. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

    1

    Ответить на вопрос: В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема? Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

    17

    Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

    1

    Ответить на вопрос: Как вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей?

    18

    Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

    1

    Контрольная работа № 2.

    Сочинение.

    М.Ю.Лермонтов.

    ( 4 часа )

    19

    «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

    1

    Составить план поэмы. Ответить на вопрос: Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

    20

    Образ Мцыри в поэме.

    1

    Составить план характеристики главного героя.

    21

    Своеобразие поэмы «Мцыри», «Мцыри» как романтическая поэма.

    1

    Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Ответить на вопрос: Какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?

    22

    Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

    1

    Комментированное написание сочинения.

    Н.В.Гоголь.

    ( 5 часов )

    23

    Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

    1

    Ответить на вопросы: Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно? Какое обоснование даёт нам для этого писатель?

    24

    Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

    1

    Ответить на вопрос: Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, «честное, благородное лицо её» - смех?

    25

    Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова.

    1

    Ответить на вопросы: Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестаков? В чём загадка характера Хлестакова?

    26

    Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ ІV действия комедии «Ревизор».

    1

    Ответить на вопрос: Что положено в основу взаимоотношений в чиновном мире? Составить характеристики чиновников.

    27

    Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

    1

    Разъяснить слова литературоведа Н.Н.Скатова: «Всякий на минуту или на несколько минут становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении себя».

    И.С.Тургенев.

    ( 4 часа )

    28

    И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

    1

    Составить план лекции учителя и статьи учебника.

    29

    История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

    1

    Художественный пересказ отрывков.

    30

    Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

    1

    Характеристика главной героини.

    31

    «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

    1

    Составить вопросы к повести.

    М.Е.Салтыков-Щедрин.

    ( 2 часа )

    32

    М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности.

    1

    План лекции учителя и статьи учебника.

    33

    «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

    1

    Беседа по содержанию текста.

    Н.С.Лесков.

    ( 1 час )

    34

    Н.С.Лесков. слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

    1

    Составить вопросы по каждой главе. Выписать из текста крылатые выражения, поговорки.

    Л.Н.Толстой.

    ( 4 часа )

    35

    Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

    1

    План лекции учителя и статьи учебника. Ответить на вопрос: Как связан рассказ с записями в дневнике и приведёнными отрывками из публицистических сочинений писателя?

    36

    Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

    1

    Ответить на вопрос: Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?

    37

    Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

    2

    Контрольная работа № 3.

    Сочинение.

    А.П.Чехов.

    ( 2 часа )

    38

    А.П.Чехов. Слово о писателе.

    1

    Составить план лекции учителя и статьи учебника.

    39

    Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

    1

    Ответить на вопрос: Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?

    Из русской литературы XX века.

    ( 22 часа )

    И.А.Бунин.

    ( 2 часа )

    40

    И.А.Бунин. Слово о писателе.

    1

    Составить план лекции учителя и статьи учебника.

    41

    И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

    1

    Ответить на вопрос: Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?

    А.И.Куприн.

    ( 1 час )

    42

    А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

    1

    Составить план рассказа. Подобрать цитаты к сравнительной характеристике героев.

    М.Горький.

    ( 2 часа )

    43

    М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.

    1

    Ответить на вопросы: Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана со вступительной частью рассказа? Кто виноват в «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми»?

    44

    «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

    1

    В.Г.Короленко сказал Горькому о рассказе «Челкаш»: «…самое хорошее в нём то, что вы цените человека таким, каков он есть». К какому герою относятся эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением?

    45

    Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького.

    1

    Контрольная работа № 4.

    Сочинение.

    А.А.Блок.

    ( 3 часа )

    46

    А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

    1

    Составить план лекции учителя и статьи учебника.

    47

    Специфика поэзии А.А.Блока.

    1

    Выразительное чтение; анализ поэтического текста.

    48

    А.А.Блок. «На поле Куликовом».

    1

    Выразительное чтение наизусть; анализ поэтического текста.

    С.А.Есенин.

    ( 1 час )

    49

    С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

    1

    Анализ текста.

    М.А.Осоргин.

    ( 1 час )

    50

    М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

    1

    Выборочный пересказ текста.

    И.С.Шмелёв.

    ( 1 час )

    51

    И.С.Шмелёв. Слово о писателе.  «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

    1

    Составить небольшой рассказ о том, как проявляется в произведении характер самого автора. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

    Писатели улыбаются.

    ( 3 часа )

    52

    Журнал «Сатирикон»  и сатириконцы.

    1

    Ответить на вопрос: Какие художественные приёмы создают юмористическое освещение прошедших событий?

    53

    Сатирическое изображение исторических событий.

    1

    Ответить на вопрос: Какие художественные средства помогли сатириконцам передать исторические события юмористически?

    54

    Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни».

    1

    Художественный пересказ текста. Ответить на вопросы: Как вы понимаете слова Г.Адамовича, что в рассказах Н.Тэффи «…какое-то дребезжание слышится, будто от порванной струны»? Почему М.Зощенко свои короткие рассказы называл сентиментальными повестями?

    А.Т.Твардовский.

    ( 2 часа )

    55

    А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

    1

    Составить цитатный план статьи «Как был написан Василий Тёркин». Ответить на вопрос: Что дало право Твардовскому утверждать, что поэма, традиционно лиро-эпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?

    56

    Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. Автор и его герой в поэме.

    1

    Составить характеристику Василия Тёркина. Ответить на вопрос: Какие качества героя позволили автору сказать: «Тёркин дорог на войне…»?

    А.П.Платонов.

    ( 1 час )

    57

    А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

    1

    Ответить на вопросы: Почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьёй? Что мешало ему «чувствовать радость своего возвращения всем сердцем»?

    Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

    ( 1 час )

    58

    Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

    1

    Выразительное чтение стихотворений. Исполнение песен.

    В.П.Астафьев.

    ( 2 часа )

    59

    В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в творчестве В.П.Астафьева.

    1

    Составить план лекции учителя и статьи учебника.

    60

    Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан.

    1

    Ответить на вопрос: Почему автору дорога фотография, на которой его нет? Обосновать мысль, что рассказ В.Астафьева – своеобразная история нашего народа.

    Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

    ( 1 час )

    61

    Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

    1

    Выразительное чтение (в т.ч.наизусть).

    Из зарубежной литературы.

    ( 4 часа )

    У.Шекспир.

    ( 2 часа )

    62

    У.Шекспир. Писатель и его время.

    1

    Составить план лекции учителя.

    63

    Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

    1

    Ответить на вопрос: Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?

    В.Скотт.

    ( 2 часа )

    64

    В.Скотт. Слово о писателе.

    1

    Ответить на вопрос: Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события 12 века, есть также специальные исторические справки от автора?

    65

    Итоговый урок. Защита проектов.

    1

    Контрольная работа. Защита проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литература, 5 класс

    Рабочая программа. Литература, 5 класс...

    Рабочая программа. Литература, 6 класс

    Рабочая программа. Литература, 6 класс...

    Рабочая программа 7 класс по литературе

    Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

    Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

    Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

    Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

    Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...