Рабочая программа. Литература. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Аверина Надежда Петровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura._8_klass.rar56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план.

        


п/п

Темы и разделы.

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

68

План

Факт

Введение.

( 1 час )

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений.

Устное народное

 творчество.

( 2 часа )

2

Русские народные песни.

1

Объяснить смысл слов В.Г.Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца».

3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Выразительное чтение.

Из древнерусской

 литературы.

( 3 часа )

4

Житийная литература как особый жанр.

1

Конспект лекции.

5

Житие князя Александра Невского.

1

Составить словарик характерных для «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.

6

«Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII века.

1

Выразительное чтение. Ответить на вопрос: В чём заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы?

Из русской литературы XVIII века.

( 2 часа )

Н.М.Карамзин.

( 2 часа )

7

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».

1

Доказать, что «Н.М.Карамзин - великий писатель во всём смысле этого слова».

8

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.

1

Художественный пересказ эпизодов, анализ текста.

Из русской литературы XІX века.

(  32 часа )

И.А.Крылов.

( 1 час )

9

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просившие царя», «Обоз» и их историческая основа.

1

Выразительное чтение наизусть. Ответить на вопрос: Каков смысл иносказаний в этих баснях?

10

Развитие речи. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, в литературе XVIII века.

1

Контрольная работа № 1.

Сочинение.

К.Ф.Рылеев.

( 2 часа )

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.

1

Выразительное чтение.

12

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

1

Выразительное чтение, беседа по содержанию думы.

А.С.Пушкин.

( 6 часов )

13

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

Ответить на вопросы: Какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чём значение «Истории пугачёвского бунта»?

14

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и ІІ глав. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III – V глав.

1

Ответить на вопросы: Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

15

Падение Белогорской крепости. Разбор VI – VII глав.

1

Художественный пересказ отрывков.

16

Изображение народной войны и её вождя.  Разбор VIII – XII глав. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

Ответить на вопрос: В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема? Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

17

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Ответить на вопрос: Как вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей?

18

Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

1

Контрольная работа № 2.

Сочинение.

М.Ю.Лермонтов.

( 4 часа )

19

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1

Составить план поэмы. Ответить на вопрос: Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

20

Образ Мцыри в поэме.

1

Составить план характеристики главного героя.

21

Своеобразие поэмы «Мцыри», «Мцыри» как романтическая поэма.

1

Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Ответить на вопрос: Какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?

22

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Комментированное написание сочинения.

Н.В.Гоголь.

( 5 часов )

23

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

1

Ответить на вопросы: Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно? Какое обоснование даёт нам для этого писатель?

24

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1

Ответить на вопрос: Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, «честное, благородное лицо её» - смех?

25

Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова.

1

Ответить на вопросы: Как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестаков? В чём загадка характера Хлестакова?

26

Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ ІV действия комедии «Ревизор».

1

Ответить на вопрос: Что положено в основу взаимоотношений в чиновном мире? Составить характеристики чиновников.

27

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

Разъяснить слова литературоведа Н.Н.Скатова: «Всякий на минуту или на несколько минут становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении себя».

И.С.Тургенев.

( 4 часа )

28

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

Составить план лекции учителя и статьи учебника.

29

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

1

Художественный пересказ отрывков.

30

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

1

Характеристика главной героини.

31

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

Составить вопросы к повести.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

( 2 часа )

32

М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности.

1

План лекции учителя и статьи учебника.

33

«История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

1

Беседа по содержанию текста.

Н.С.Лесков.

( 1 час )

34

Н.С.Лесков. слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Составить вопросы по каждой главе. Выписать из текста крылатые выражения, поговорки.

Л.Н.Толстой.

( 4 часа )

35

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

1

План лекции учителя и статьи учебника. Ответить на вопрос: Как связан рассказ с записями в дневнике и приведёнными отрывками из публицистических сочинений писателя?

36

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1

Ответить на вопрос: Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?

37

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

2

Контрольная работа № 3.

Сочинение.

А.П.Чехов.

( 2 часа )

38

А.П.Чехов. Слово о писателе.

1

Составить план лекции учителя и статьи учебника.

39

Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Ответить на вопрос: Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?

Из русской литературы XX века.

( 22 часа )

И.А.Бунин.

( 2 часа )

40

И.А.Бунин. Слово о писателе.

1

Составить план лекции учителя и статьи учебника.

41

И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1

Ответить на вопрос: Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?

А.И.Куприн.

( 1 час )

42

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Составить план рассказа. Подобрать цитаты к сравнительной характеристике героев.

М.Горький.

( 2 часа )

43

М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.

1

Ответить на вопросы: Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана со вступительной частью рассказа? Кто виноват в «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми»?

44

«Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

1

В.Г.Короленко сказал Горькому о рассказе «Челкаш»: «…самое хорошее в нём то, что вы цените человека таким, каков он есть». К какому герою относятся эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением?

45

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького.

1

Контрольная работа № 4.

Сочинение.

А.А.Блок.

( 3 часа )

46

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Составить план лекции учителя и статьи учебника.

47

Специфика поэзии А.А.Блока.

1

Выразительное чтение; анализ поэтического текста.

48

А.А.Блок. «На поле Куликовом».

1

Выразительное чтение наизусть; анализ поэтического текста.

С.А.Есенин.

( 1 час )

49

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1

Анализ текста.

М.А.Осоргин.

( 1 час )

50

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

1

Выборочный пересказ текста.

И.С.Шмелёв.

( 1 час )

51

И.С.Шмелёв. Слово о писателе.  «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Составить небольшой рассказ о том, как проявляется в произведении характер самого автора. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

Писатели улыбаются.

( 3 часа )

52

Журнал «Сатирикон»  и сатириконцы.

1

Ответить на вопрос: Какие художественные приёмы создают юмористическое освещение прошедших событий?

53

Сатирическое изображение исторических событий.

1

Ответить на вопрос: Какие художественные средства помогли сатириконцам передать исторические события юмористически?

54

Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни».

1

Художественный пересказ текста. Ответить на вопросы: Как вы понимаете слова Г.Адамовича, что в рассказах Н.Тэффи «…какое-то дребезжание слышится, будто от порванной струны»? Почему М.Зощенко свои короткие рассказы называл сентиментальными повестями?

А.Т.Твардовский.

( 2 часа )

55

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

1

Составить цитатный план статьи «Как был написан Василий Тёркин». Ответить на вопрос: Что дало право Твардовскому утверждать, что поэма, традиционно лиро-эпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?

56

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. Автор и его герой в поэме.

1

Составить характеристику Василия Тёркина. Ответить на вопрос: Какие качества героя позволили автору сказать: «Тёркин дорог на войне…»?

А.П.Платонов.

( 1 час )

57

А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

1

Ответить на вопросы: Почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьёй? Что мешало ему «чувствовать радость своего возвращения всем сердцем»?

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

( 1 час )

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Выразительное чтение стихотворений. Исполнение песен.

В.П.Астафьев.

( 2 часа )

59

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в творчестве В.П.Астафьева.

1

Составить план лекции учителя и статьи учебника.

60

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их однополчан.

1

Ответить на вопрос: Почему автору дорога фотография, на которой его нет? Обосновать мысль, что рассказ В.Астафьева – своеобразная история нашего народа.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

( 1 час )

61

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

1

Выразительное чтение (в т.ч.наизусть).

Из зарубежной литературы.

( 4 часа )

У.Шекспир.

( 2 часа )

62

У.Шекспир. Писатель и его время.

1

Составить план лекции учителя.

63

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

1

Ответить на вопрос: Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?

В.Скотт.

( 2 часа )

64

В.Скотт. Слово о писателе.

1

Ответить на вопрос: Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события 12 века, есть также специальные исторические справки от автора?

65

Итоговый урок. Защита проектов.

1

Контрольная работа. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...