Главные вкладки

    Рабочая программа. Литература. 9 класс.
    рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

    Аверина Надежда Петровна

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura._9_klass.rar58.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематический план.

            


    п/п

    Темы и разделы.

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведения

    Виды и формы контроля

    102

    План

    Факт

    Введение.

    ( 1 час )

    1

    Вводный урок.

    1

    Чтение и анализ высказывания историка В.О.Ключевского. Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы».

    Древнерусская литература.

    ( 2 часа )

    2

    3

    «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    2

    Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописными источниками. Аналитическое чтение.

    Русская литература XVІІІ века.

    ( 13 часов )

    Характеристика русской литературы XVIII века.

    ( 1 час )

    4

    Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве.

    1

    Составление хронологической таблицы, работа со статьёй учебника.

    Эпоха классицизма в зарубежной литературе.

    Ж.-Б.Мольер.

    ( 2 часа )

    5

    6

    Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

    2

    Ответить на вопросы: Что такое мещанство? Почему Журден назван Мольером «мещанин во дворянстве»?

    Д.И.Фонвизин.

    ( 3 часа )

    7

    Д.И.Фонвизин «Недоросль».

    1

    Ответить на вопрос: Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир – плода осеннего, а не с од – плода весеннего»?

    8

    «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.

    1

    Ответить на вопросы: Как складывается судьба главных героев? какие слова Милона можно напрямую отнести и к Д.И.Фонвизину?

    9

    Образование и воспитание в комедии.

    1

    Доказать, что Митрофан лишь зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям?

    М.В.Ломоносов.

    ( 2 часа )

    10

    «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский.).

    1

    Работа со статьёй учебника.

    11

    Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.

    1

    Выразительное чтение оды. Ответить на вопрос: Что вы знаете об эстетической системе классицизма?

    Г.Р.Державин.

    ( 2 часа )

    12

    Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина.

    1

    Работа со статьёй учебника. Ответить на вопрос: В чём Державин продолжает традиции Ломоносова, а в чём их разрушает, создавая новые?

    13

    Стихотворения Г.Р.Державина.

    1

    Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопрос: В чём видит назначение поэта и поэзии Державин? Что такое «забавный русский слог», который он ставит себе в заслугу?

    Н.М.Карамзин.

    ( 2 часа )

    14

    «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

    1

    Ответить на вопросы: Что характерно для русского сентиментализма? Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести? Какие особенности речи подчёркивают, что это произведение относится к сентиментализму?

    15

    Н.М.Карамзин – писатель и историк.

    1

    Работа со статьёй учебника; составление плана статьи.

    Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVІІІ века.

    ( 1 час )

    16

    Итоговый урок по разделу.

    1

    Контрольная работа № 1.

    Русская литература XIX века.

    ( 57 часов )

    Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы.

    ( 4 часа )

    17

    «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

    1

    Запись основных положений лекции учителя. Ответить на вопрос: В чём заключаются истоки русского романтизма?

    18

    Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб России» (В.Г.Белинский.). Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.

    1

    Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопрос: Что в природе и в душе человека, по мысли Жуковского, «невыразимо» в стихах?

    19

    Романтическая лирика начала XIX века. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Боратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский ( на выбор). Защита литературных газет.

    1

    Составление плана лекции учителя. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов начала XІX века (по выбору).

    20

    Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.

    1

    Анализ лирического стихотворения.

    А.С.Грибоедов.

    ( 8 часов )

    21

    А.С.Грибоедов: личность и судьба.

    1

    Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в воспоминаниях современников». Составление плана статьи учебника.

    22

    Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ І действия.

    1

    Игра «Узнай термин». Ответить на вопросы: Каков характер первого после разлуки разговора Чацкого и Софьи? Какова роль цитат в раскрытии характеров персонажей, развитии конфликта, сюжета пьесы?

    23

    II действие комедии. Обучение анализу монолога.

    1

    Сопоставительный анализ монологов. Ответить на вопрос: Какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова?

    24

    ІІІ действие комедии. Анализ сцены бала.

    1

    Устные сочинения, составленные на основе кратких характеристик героев. Заполнение таблицы эпитетов, характеризующих ум персонажей.

    25

    IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

    1

    Выразительное чтение наизусть монологов. Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии».

    26

    27

    Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.

    2

    Ответить на вопросы: В чём горе, которое приносит Чацкому ум? Почему критики называют финал комедии «открытым»? в чём историческая истина конфликта комедии?

    28

    И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.

    1

    Составление конспекта статьи.

    А.С.Пушкин.

    ( 10 часов )

    29

    Лекция. А.С.Пушкин: жизнь и судьба.

    1

    Выборочный пересказ статьи учебника. Составление летописи жизни и творчества поэта.

    30

    Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

    1

    Ответить на вопросы: Каково отношение Пушкина к лицейским друзьям? Что общего в судьбах А.А.Дельвига, И.И.Пущина, В.Кюхельбекера, А.С.Пушкина?

    31

    Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

    1

    Выразительное чтение наизусть. Построение высказывания «Почему так важна тема свободы в лирике поэта»?

    32

    Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики.

    1

    Сообщения учащихся об адресатах пушкинской лирики. Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина – это…»

    33

    Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

    1

    Ответить на вопрос: Какие поэты были предшественниками А.С.Пушкина в развитии темы поэта и поэзии? Выразительное чтение стихотворений.

    34

    Образы природы в лирике А.С.Пушкина. Семинарское занятие.

    1

    Выразительное чтение наизусть.

    35

    Обучение анализу лирического стихотворения. Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

    1

    Письменный анализ стихотворения.

    36

    Урок-концерт «Поэты XX века о Пушкине».

    1

    Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

    37

    «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.

    1

    Ответить на вопросы: Можно ли назвать завершение работы над романом «поэтическим подвигом» поэта? Как критика отнеслась к появлению «Евгения Онегина»? Составить характеристики героев. Ответить на вопрос: Почему В.Г.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»? анализ «онегинской» строфы.

    38

    Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа.

    1

    Контрольная работа № 2.

     

    М.Ю.Лермонтов.

    ( 10 часов )

    39

    М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).

    1

    Составление плана статьи учебника. Ответить на вопросы: Что вы знаете о времени Пушкина и Лермонтова? Можно ли согласиться с мнением современников, что стихотворение «Смерть Поэта» - гражданский подвиг М.Ю.Лермонтова?

    40

    Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской поэзии. Лекция.

    1

    Составление конспекта лекции. Выразительное чтение стихотворений.

    41

    Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

    1

    Редактирование написанных учащимися текстов. Письменный анализ стихотворения.

    42

    Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

    1

    Письменный ответ на вопрос: В чём причина духовной опустошённости лермонтовского поколения?

    43

    Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова.

    1

    Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов.

    44

    Классное сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума».

    1

    Написание сочинения.

    45

    «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения».

    1

    Викторина «О каком герое идёт речь?». Ответить на вопросы: Как вы думаете, какова основная проблема романа? Кто из русских писателей ставил социальную проблему? Что нового вносит Лермонтов в её решение?

    46

    Век Лермонтова в романе.

    1

    Составление плана лекции. Ответить на вопрос: Как вы понимаете мысль Лермонтова о том, что «история одного человека может быть гораздо интереснее истории целого народа»?

    47

    Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

    1

    Анализ эпизода. Составление цитатного плана.

    48

    Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.

    1

    Контрольная работа № 3.

    Н.В.Гоголь.

    ( 6 часов )

    49

    Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.

    1

    Викторина по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Гоголя. Ответить на вопрос: Есть ли в известных вам произведениях Гоголя те, кто нуждается в защите?

    50

    51

    Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие.

    2

    Художественный пересказ повестей (по выбору).

    52

    «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики.

    1

    Тест на знание текста поэмы. Ответить на вопросы: Как изменился замысел поэмы в процессе работы писателя? Дают ли признания Гоголя в письмах Пушкину и Погодину представления о том, кого он сам хотел бы видеть главным героем поэмы? Как вы думаете, принципиально ли изменение жанра произведения?

    53

    Деталь как средство создания образов.

    1

    Ответить на вопрос: По какому принципу следуют друг за другом «помещичьи» главы поэмы? Докажите, что Гоголь создаёт тип, типический характер.

    54

    Диспут. Образ Чичикова (по главе 11).

    1

    Ответить на вопросы: Почему Гоголь использует приём «отсроченного» объяснения поступков и характера героя? Что в личности Чичикова позволяет предполагать перспективу душевного возрождения героя?

    Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

    ( 3 часа )

    55

    56

    Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

    2

    Работа со статьёй учебника. Выразительное чтение стихотворение (в т.ч. наизусть).

    57

    Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»

    1

    Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов.

    Контрольная работа № 4.

    И.С.Тургенев.

    ( 4 часа )

    58

    И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь».

    1

    Работа со статьёй учебника. Составление плана повести.

    59

    История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя.

    1

    Тест на знание текста повести.

    60

    Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева.

    1

    Художественный пересказ отрывков повести.

    61

    Роль главы XII в повести «Первая любовь».

    1

    Анализ эпизода (совершенствование навыков).

    А.Н.Островский.

    ( 3 часа )

    62

    А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок».

    1

    Ответить на вопросы: Почему А.Н.Островского называли «Колумбом Замоскворечья»? почему Н.А.Добролюбов назвал произведения Островского пьесами жизни?

    63

    Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения.

    1

    Ответить на вопрос: Согласны ли вы с мнением Чернышевского, что пьеса наполнена сентиментальной слащавостью в изображении «беспросветного, якобы патриархального мира»?

    64

    Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе.

    1

    Составление характеристики Любима Торцова.

    Ф.М.Достоевский.

    ( 3 часа )

    65

    Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. повесть «Белые ночи». Место в творчестве.

    1

    Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Ф.М.Достоевского.

    66

    Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей.

    1

    Ответить на вопросы:  Согласны ли вы с критиком А.Кирпотиным? в чём бы поспорили с ним? Каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С.Тургенева? почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»?

    67

    Петербург Достоевского.

    1

    Комментированное чтение отрывков из произведения.

    Л.Н.Толстой.

    ( 4 часа )

    68

    Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого.

    1

    Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Л.Н.Толстого.

    69

    Подлинные и мнимые ценности жизни.

    1

    Тест на знание текста повести.

    70

    Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению.

    1

    Анализ главы. Художественный пересказ.

    71

    Как писать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник».

    1

    Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов.

    Контрольная работа № 5.

    А.П.Чехов.

    ( 2 часа )

    72

    Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

    1

    Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.П.Чехова.

    73

    «Маленькая трилогия».

    1

    Викторина по рассказам писателя. Художественный пересказ.

    Русская литература XX века.

    ( 29 часов )

    Пути русской литературы XX века.

    ( 1 час )

    74

    Пути русской литературы XX века.

    1

    Запись основных положений лекции учителя.

    М.Горький.

    ( 3 часа )

    75

    М.Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. «Макар Чудра».

    1

    Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества М.Горького.

    76

    М.Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра».

    1

    Анализ рассказа «Макар Чудра».

    77

    Сочинение по романтическим произведениям Горького.

    1

    Написание классного сочинения. Контрольная работа № 6.

    М.А.Булгаков.

    ( 4 часа )

    78

    История создания и судьба повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

    1

    Составление плана лекции учителя. Викторина по повести.

    79

    Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

    1

    Ответить на вопросы: Какова нравственная проблематика повести? В чём заключается сатирическая направленность повести? Какое значение вложил писатель в эпитет «собачье»? в чём смысл финала повести?

    80

    81

    Сочинение по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

    2

    Составление плана, написание сочинения.

    Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

    ( 1 час )

    82

    Поэзия Серебряного века (обзор).

    1

    Работа со статьёй учебника.

    А.А.Блок.

    ( 2 часа )

    83

    Личность и творчество А.А.Блока. Женские образы в лирике поэта.

    1

    Ответить на вопрос: Как вы понимаете высказывание А.Ахматовой, назвавшей Блока «трагическим тенором эпохи»?

    84

    Тема родины в творчестве А.А.Блока.

    1

    Письменный ответ на вопрос: Что тревожит Блока, какие настроения преобладают в его лирике? Выразительное чтение наизусть.

    С.А.Есенин.

    ( 2 часа )

    85

    Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта.

    1

    Составление плана лекции учителя. Ответить на вопрос: Что является, по вашему мнению, Символом поэзии Сергея Есенина?

    86

    Тема любви в лирике Есенина.

    1

    Выразительное чтение наизусть.

    В.В.Маяковский.

    ( 2 часа )

    87

    Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви.

    1

    Развёрнутый ответ на вопрос: В чём проявилось новаторство Маяковского? Рецензирование ответов.

    88

    Сатира В.В.Маяковского.

    1

    Защита словарей неологизмов Маяковского. Выразительное чтение наизусть.

    89

    90

    Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

    2

    Написание сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского (по выбору).

     Контрольная работа.

    А.А.Ахматова.

    ( 1 час )

    91

    Обзор творчества А.А.Ахматовой.

    1

    Ответить на вопрос: Что значат слова: «Я научила женщин говорить…»? Как вы их понимаете?

    М.И.Цветаева.

    ( 1 час )

    92

    Штрихи к творческому портрету Марины Цветаевой.

    1

    Работа со статьёй учебника. Выразительное чтение стихотворений.

    Н.А.Заболоцкий.

    ( 1 час )

    93

    Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.

    1

    Ответить на вопросы: Как в лирике отразились философские взгляды поэта? Как реализуется утверждение «Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт»?

    М.А.Шолохов.

    ( 1 час )

    94

    Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

    1

    Ответить на вопросы: Как вы понимаете слова критика о том, что «в зачине намечаются две темы – войны и весны, смерти и жизни, - сложное и глубокое сочетание которых образует музыку произведения»? в чём смысл названия рассказа?

    Герои и проблемы современной прозы.

    ( 2 часа )

    95

    Произведения о Великой Отечественной войне. Жанровое богатство.

    1

    Запись основных положений лекции учителя.

    96

    Нравственная проблематика современной прозы. Особенности сюжетов, языка и героев.

    1

    Художественный пересказ произведений современной прозы (по выбору).

    Обобщение по программе IX класса.

    ( 2 часа )

    97

    98

    Тест по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям, изученным за учебный год.

    2

    Тест.

    Зарубежная литература.

    (2 часа)

    Уильям Шекспир.

    (2 часа)

    99

    У.Шекспир. «Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт.

    1

    Ответить на вопросы: Какие тайны окутывают имя Шекспира? Кто победил в трагедии: Гамлет или Эльсинор? Сильный или слабый человек Гамлет?

    100

    Мастерство Шекспира-драматурга

    1

    Тест.

    101-102

    Резерв.

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литература, 5 класс

    Рабочая программа. Литература, 5 класс...

    Рабочая программа. Литература, 6 класс

    Рабочая программа. Литература, 6 класс...

    Рабочая программа 7 класс по литературе

    Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

    Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

    Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

    Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

    Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...