Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Медведева Людмила Григорьевна

Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении

М.Ю. Лермонтова (видеофильм)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino_zashchitniki_rodiny.docx74.88 КБ
Файл borodino_zashchitniki_rodiny_5_kl.rar1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова"

ЦЕЛИ  УРОКА:

  1. Познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер.
  2. Познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения.
  2. Показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература, ИЗО).
  3. Воспитание патриотических чувств на основе произведения.
  4. Развивать у школьников умение обобщать, делать выводы;
  5. Воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России;
  6. Формирование навыков выразительного чтения текста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).
  2. Репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.
  3. Презентация.
  4. Карточки настроения.
  5. Эмблема «Исследователь»

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
  3. картечь - артиллерийский снаряд.
  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
  6. кивер - высокий головной убор у военных.
  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

ВИДЫ РАБОТ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

  1. Объяснение трудных слов.
  2. Анализ используемых иллюстраций и репродукций.
  3. Устное словесное рисование.

Наблюдение над речью рассказчика (сочетание высокой и разговорной лексики, богатство и разнообразие интонаций).

Москва, Москва!...люблю тебя,

как сын,

Как русский, - сильно, пламенно

и нежно.

М. Ю. Лермонтов.

«У Бородино французская армия

расшиблась о русскую!»

А. П. Ермолов

ХОД УРОКОВ

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

Слайд 1

Окружают нас тайны,

Их трудно открывать.

И ответ нам непросто даётся.

Рассуждать, и читать,

И загадки решать

Нам сегодня с тобою придётся.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

 В вестибюли, коридоры.

Нам урок пора начать

И задание выполнять.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки настроения.  Красный цвет – волнение, жёлтый- нежелание сегодня работать на уроке, зелёный- настрой на работу. Поднимите одну из них и покажите мне своё настроение.


2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ:

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями жизни и творчества великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова,  познакомимся с одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Давно ушли в прошлое события, о которых в нём рассказано, но вечно живёт воплощённая в нём идея.

Попробуем вместе с вами воспроизвести реальные исторические события, которые легли в основу произведения, проникнемся патриотизмом, почувствуем точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представим картины и людей, в нём изображённых.

  История и литература близки друг другу. Их интересует человек, его жизнь, своеобразие развития разных народов.

  Но история -  наука, а литература - искусство, и поэтому они используют разные способы изображения действительности.

 Историк опирается на факты и даты. Литератор описывает яркие и живые картины, привлекая воображение и художественный вымысел.

А поможет нам представить эти картины и героев стихотворение , которое находится на с._____    

-Как оно называется?                             Слайд 1

- Давайте прочитаем эпиграфы к нашему уроку, записанные на доске, и попробуем объяснить, какая мысль заключена в словах русского поэта и в словах русского полководца, и попробуем определить, о чём мы сегодня с вами будем говорить на протяжении этого урока. (В 1- признание любви Москве, во 2- поражение французской армии в войне 1812г)

-Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Слайд 2

- Ребята, посмотрите на экран и попробуйте выбрать задачи для сегодняшнего урока, выступая в роли исследователя творчества автора?

Слайд 3

Дети выбирают задачи из слайда, присутствуют лишние

  1. Познакомиться с биографией поэта.
  2. Познакомиться с новым произведением.
  3. Исследовать данное стихотворение. Познакомиться с его содержанием и композицией.
  4. Научиться выразительно читать стихотворение

5) Найти новый литературный приём, узнать, как  он называется

6) Выучить произведение  наизусть

3. ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

-Ребята, просмотрите небольшой видеофильм о Лермонтове и скажите, что вам больше всего показалось интересным в жизни поэта.

Слайд 4(Видеоролик «Биография М.Ю.Лермонтова»)

  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

- Прежде чем знакомиться со стихотворением, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?  Ответим на этот вопрос подробнее.

Слайд 5

Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

Слайд

Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа.

Слайд

Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.

Слайд

Посмотрите на  картину И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.

Слайд

На другой картине художника В.В.Верещагина, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

Слайд

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения.

Слайд

Бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. Да и сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года, в 1837г., он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

  1. Физкультминутка.

-К данному произведению мы ещё вернёмся, а теперь давайте отдохнём.

Как живёшь? Вот так!

(Дети встают, показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так!

 (Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так!

 (Бег на месте)

Как летишь? Вот так!

(Махи кистями)

Как плывёшь? Вот так!

(Махи руками)

Как шалишь? Вот так!

(Прыжки с поворотами)

Как сидишь? Вот так!

(Садятся за парты)

  1. Словарная работа.      

                       Слайд

- Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны.

-Как вы думаете к какой профессии будут относиться эти слова? (Военный)

-Кто из вас знает лексическое значение какого-либо слова?

- Давайте с вами познакомимся с этими словами

  1. Редут - полевое укрепление
  2. Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии
  3. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки
  4. Бивак – стоянка войск под открытым небом
  5. Кивер – высокий головной убор военных
  6. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей
  7. Уланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
  8. Басурманы – здесь: враги

- А теперь попробуйте соотнести слово и его лексическое значение:

Слайд

  1. Недаром – не без причины
  1. нынешнее племя – современники
  1. доля – судьба
  1. досадно – жаль, обидно
  1. ворчали старика – выражали недовольство
  1. чужие изорвать мундиры – уничтожить врага
  1. ушки на макушке – повышенное внимание
  1. ликовать – радоваться, выражать восторг
  1. лихость – удаль
  1. поведать – рассказать
  1. постоять головою – отдать жизнь в бою
  1. поле грозной сечи – поле боя

  1. Эмоциональное восприятие стихотворения.

Слайд

- Ребята, после того как я прочитаю стихотворение, ответьте на вопрос:

-Понравилось ли вам стихотворение?

-А также попробуйте определить характер звучания данного произведения (торжественно, победно, ликующе), выбрав правильный ответ из словаря эстетических эмоций.

- От чьего имени ведётся повествование? (От имени простого солдата)

8. Чтение стихотворения учителем.              Слайд (диафильм)

 9.  Анализ стихотворения.

- А кто знает, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).
-Представьте, что сейчас 1837 год, старый солдат  служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году.

Слайд

Посмотрите на иллюстрацию «Артиллеристы на Бородинском поле».  Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

Чтение 1-2 строф

- Давайте посмотрим, как построено стихотворение? Что собой представляет 1-2-ая строфы? (Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

-Давайте вспомним, что такое диалог?

-Какое событие волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

-Из каких предложений по цели высказывания состоит речь молодого солдата?

 ( это вопросительное и два восклицательных предложений)

 -Что в них чувствуется?  (сожаление, что отдали Москву)

- Чем является 2-ая строфа? (Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. )

-Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”) С чего начинает солдат свой ответ? (Он с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”).

 -В каких произведениях мы встречаем богатырей? (В былинах)

-Опишите героя былины. (Невысокий, кряжистый, сильный, смелый) 

Слайд

- Какой мы можем сделать вывод.  Почему солдат называет людей той битвы богатырями? (Они были такие же по телосложению, а также смелые, сильные как богатыри из былин)

 

-Итак, чтобы подтвердить свой ответ, старый солдат погружается в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

-Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Характеризует настроение русской армии во время отступления и кратко излагает ход Отечественной войны)

 -Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Что это за поле? Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

-Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

-“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

-Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

-В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним:

- Как вели себя французы? (ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями.)

- А что происходило в лагере русской армии? ( Царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению.)

-А вот следующая строфа, что в ней появляется? (Здесь чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря.)

-Найдите слова, которые указывают на движение. Какой частью речи они выражены? (Засветилось, зашевелилось, сверкнул – глаголы) 

- Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).

-Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали 
И клятву верности сдержали 
Мы в бородинский бой.

-Следующие 3 строфы рисуют бой. Давайте перечитаем эти строки и попробуем определить , при помощи каких слов автор отражает  динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. (Двинулись,промелькнули, побывали, носились, блестел, звучал, визжала, тряслась, смешались, слились)

-Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).

-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

-Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

-Зачем автор использует такой прием? (С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой)

- Как вы думаете, чем будут являться эти 3 строфы в композиции стихотворения? (Кульминацией)

-Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

Были все готовы 
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.

-Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?

- Обратите на многоточие. Как вы думаете что оно может обозначать, только ли знак заключения? (Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”. В последних строках этой строфы вновь меняется интонация.)

-Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

- Как вы думаете, зачем поэт ещё раз повторяет эти строчки? ( Они являются основной мыслью стихотворения.)

- Ребята, просмотрите ещё раз весь текст стихотворения и попробуйте дать ответ на следующий вопрос:

- О своих ли только подвигах повествует старый солдат? Найдите в тексте подтверждение. (Нет. Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны»)

 – Лермонтов, в лице одного солдата, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.

10.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

-Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель- события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)

 - Мы разгадали многие тайны этого произведения. А что бы вы изобразили на обложке стихотворения?

-Давайте ещё раз вспомним каким настроением проникнуто стихотворение Лермонтова «Бородино» и попробуем передать его при чтении.

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  1. Заключительное слово. Из этого стихотворения, как из зерна, выросло величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова – это урок и завещание потомкам.

  1. Рефлексия

Слайд

-Ребята, выберете любую фразу и продолжите её.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4.  Теперь я могу…
  5. Я научился…
  6. У меня получилось…
  7. Я смог…
  8. Я попробую…
  9. Мне захотелось…

  1.  Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы предложили своему товарищу?

Нарисовать иллюстрацию,

выучить наизусть стихотворение или выразительное чтение;

составить план стихотворения и записать его в виде таблицы:

№ строфы

План

 

 

-Ребята, а какое настроение у вас в конце урока? Поднимите свои карточки.

- Вы были очень хорошими исследователями, и ,я думаю, что каждый из вас заслужил вот такую эмблему исследователя.

- Спасибо за урок. До свидания.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы.Тема: М.Ю.Лермонтов "Бородино". "Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация предназначена  для проведения урока литературы в 5 классе по теме: М.Ю. Лермонтов "Бородино".Использованы репродукции картин о Кавказе,написанных самим Лермонтовым М.Ю., ...

Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия....

"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Защитники Родины»

Мероприятие направлено на воспитание любви и уважения к защитникам Родины, сохранения чувства гордости за свою страну и её Вооруженные Силы....