Проблема отцов и детей в современной литературе
статья (литература, 11 класс) на тему

Панкова Елена Сергеевна

Данная работа  представляет собой исследование вечной проблемы отцов и детей  на примере творчества современных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_otcy_i_deti_941_3_avtosohranennyy.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема «отцов и детей» в творчестве  современных писателей

  Панкова Е.С., учитель ГБОУ СОШ №941

   

             Девятнадцатый, а потом и двадцатый век многих приучили  к мысли о неизбежности возникновения  проблемы «отцов и детей». Трагическое непонимание друг друга  представителями двух поколений, неспособность и невозможность хранить единомыслие и духовный союз «века нынешнего» и «века минувшего» серьезно волновали   писателей двадцатого века.

              В наши дни остро звучит написанная еще в 1966  году  повесть Н.Дубова «Беглец».  Главный герой – Юрка Нечаев -  скромный мальчишка, живущий у моря. Он растет в семье сильно пьющих родителей, дорожных рабочих. За свои 13 лет  он притерпелся к обидам, привык к вечной ругани родителей, к нареканиям учительницы. Он не знает другого образа жизни. Но где-то в душе у него теплилось сознание того, что нужно жить как-то иначе, не так, как его родители. Новое течение в его жизнь внес случайный знакомый. Этим человеком был архитектор Виталий Сергеевич, который приехал отдохнуть у моря. Сначала привлеченный к Виталию Сергеевичу внешней стороной его завидного существования,- у того и машина «Волга», и  красивая палатка, и сладко-таинственная жизнь в Москве,- Юрка  постепенно начинает подмечать и нечто глубинное.

               Раньше Юрка хотел быть похожим на отца. Нет, не во всем. Отец, когда выпьет, начинает ко всем придираться, ругаться и драться. Зато, когда он трезвый, он лучше всех.  С приездом Виталия Сергеевича все незаметно стало меняться. Очень понравилась Юрке  доброжелательность, искренность, теплые отношения между  новыми знакомыми.  «А папка и мамка ругаются то и дело, особенно когда выпьют, а потом он ее бьет».  Рядом с Виталием Сергеевичем и Юлией Ивановной мальчик стал задумываться о том, почему он живет так, а не иначе. Внимание автора постоянно направлено на мысли, сомнения, переживания юного героя, в  результате которых мальчик приходит к выводу, что он ничуть не хуже других, что он  может все исправить.

                   Но судьба преподносит Юрке жестокие испытания, которые он с честью выдерживает. Внезапно погибает Виталий Сергеевич, и в трагические часы мальчик сталкивается с недостатками, подлыми поступками взрослых: воровством  отца, бессердечностью матери. Он гневно говорит родителям правду о них, зная, что его за это будут бить.

                  После расправы отца Юрка убегает из дома. Он скитается, голодает, подбирает  чьи-то объедки, пытается заработать, помогая людям, но его отовсюду гонят. Но ни разу в сознании голодавшего мальчика не возникала мысль о краже! Случайная встреча со знакомым шофером спасает Юрку, мальчика ждет нормальная человеческая жизнь. Но вдруг он узнает о новой беде: от постоянного пьянства ослеп его отец. И Юрка понимает, что все тяготы жизни лягут  теперь на плечи матери, а сестренки и братишки будут расти, как бурьян, без призора.  И Юрка остается, по-мужски понимая, что он нужен здесь, что матери одной не справиться. Мальчик, который недавно собирался покинуть отчий дом и своего отца, пьяницу и хулигана,  почувствовал к нему сострадание и сыновнюю ответственность за его жизнь и жизнь своей семьи.

          Н.Дубов, показывая внутренний мир подростка, его нравственное формирование, приводит  нас к мысли , что очень часто   дети проявляют  сострадание и чуткость по отношению  к взрослым, которые не  всегда умеют им подать достойный пример.

            Повесть Н.Дубова «Беглец»  в процессе ее изучения, осмысления и анализа (7-9 классы)   находит живой отклик у школьников. На завершающем этапе работы над произведением   можно предложить ответить  им на  такие проблемные вопросы:

  1. Как вы считаете, в чем актуальность повести Н.Дубова «Беглец»?
  2. Много лет назад одна юная читательница написала Н.Дубову: «Знаете, за что я вас полюбила? За то, что Вы уважаете детей». Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.
  3. Как вы оцениваете поступок Юрки, протянувшего руку помощи ослепшему отцу? Почему он забывает обиды и унижения и остается дома? Как бы поступили вы?
  4. В чем, на ваш взгляд, заключается воспитательное значение повести Н.Дубова «Беглец»?

               Отвечая на эти вопросы,  ребята отмечают, какие

сложные проблемы приходится решать Юрке, они понимают главного героя и сочувствуют ему, потому что многие  сами  не раз испытывали чувство обиды на взрослых. Умение прощать, которым наделен главный герой, вызывает у  учеников уважение. Они считают поступок мальчика благородным, мужественным. Многие  ребята, если бы оказались в похожей ситуации, заявили, что поступили бы так же. Это доказывает, что повесть  помогает воспитывать в подрастающем поколении сострадание, умение прощать и быть ответственным за своих близких.

         

           В повести В.Тендрякова «Расплата»  (1979) , как и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема взаимоотношений двух поколений - родителей и детей.

             В центре повести трагическая судьба Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка  с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой». Ему нет и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца…

Но ни один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думали только о своих проблемах. Никто из них не попытался заглянуть  в душу взрослеющему ребенку. Никто не понял, что труднее всего ему в этой сложной ситуации.                                                                                                                                           В первую очередь, конечно, виноват отец Коли  - Рафаил Корякин. Своей разгульной, пьяной, жестокой  жизнью он ежедневно провоцировал сына на преступление. Возникает вопрос: «Всегда  Рафаил был таким?  Что заставило  его так ожесточиться на весь мир?» Корни это трагедии гораздо глубже. Мать Рафаила  Евдокия родила сына совсем молодой, почти девчонкой. «В позорище зачала. В горестях вынянчила»,- вспоминала она часто.  В беседе со следователем Сулимовым Евдокия  призналась, что  ребенка своего  « еще в утробе невзлюбила». И Рафаил всю жизнь чувствовал  себя нелюбимым, никому не  нужным, даже родной матери. Он не научился любить, даже себя он ненавидел. Поэтому он начал пить. Ежедневно издеваясь над женой и сыном, он издевался и над самим собой. В связи с этим   следует вспомнить слова  русского мыслителя В.В.Розанова, который точно объяснил  эту трагическую закономерность: « Страдания детей, столь несовместимые, по-видимому, с действием высшей справедливости, могут быть несколько поняты при более строгом взгляде на первородный грех…Беспорочность детей и, следовательно, невиновность их есть явление только кажущееся. В них скрыта порочность отцов, и с нею – их виновность. Она только не проявляется, не выказывается в каких-нибудь разрушительных актах... Но старая вина, насколько она не получила возмездия, в них уже есть. Это возмездие они получают в своем страдании».

                  Не снимается и вина с матери Коли – тихой, слабой, многострадальной  женщины. Ради сына она должна была  собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной семейной обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и, рано или поздно, бросится на защиту матери?

                                     В тюремной камере Колька неожиданно   понимает, что любил отца, и не может  найти спасения от жалости к нему.  Он вспоминает все доброе, светлое, чистое, что было в их жизни с отцом, и казнит себя такой казнью, страшней которой не было  и  нет: «Когда убийца любит убитого, это уже не раскаяние, это уже мука смертная, сильный и разумный не выдержит, а ребенок и подавно…»

                В.Тендряков приводит нас, читателей, к мысли, что взрослые  всегда ответственны за поступки своих детей. Живя с грехом в душе, родители не понимают, что за это будет расплата... искалеченными  судьбами своих детей.

             В повести Валентина Распутина «Последний срок» (1970)  проблема  «отцов и детей» рассматривается  писателем  в контексте  таких понятий, как память, род,  семья, дом, мать, которые должны быть  для  каждого человека основополагающими, духовно формирующими.      

                 В центре  повести – образ старухи Анны, оказавшейся на пороге смерти. У постели умирающей матери собираются ее дети, те, ради кого она жила, кому  отдала свое сердце, свою любовь. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых она похоронила, а трое погибли на войне. Всю жизнь она только одно и знала: «…ребятишки, которых надо накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы  чем было напоить, накормить   их завтра».

          Старуха Анна - это дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье. Своим детям она часто говорила: «Я помру, а вам еще жить да жить. И видеться будете, в гости друг к  дружке приезжать. Не  чужие  подимте, от одного отца-матери. Только  почаще   в гости-то ездите, не забывайте брат  сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род…»

          Еще В.Г.Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!.. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда,  где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами». Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как   хотел   и … забыли о старухе - матери.  «Когда картошечки или еще чего-нибудь надо», приезжает только Варвара, а остальных – «будто и на свете нету».

                 Приехавшие по телеграмме  брата Михаила  дети даруют матери нежданно-негаданно последний срок: радость такова, что мать как бы раздумала умирать. Рады ли дети минутам общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую  уже никогда не увидят? Понимают  ли они, что кажущееся выздоровление Анны – это  лишь «последний рывок», последний вдох жизни перед неизбежным концом?  С ужасом  и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им, что все они – Люся, Варвара, Илья – ждут смерти матери. Ждут, повторяя по нескольку раз , жива ли она, и раздражаясь от того, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной – всего лишь потерянное время.

             Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. Сковавшее всех первые минуты пребывания рядом с больной  Анной напряжение постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными – о заработках, о грибах, о водке.  Видя, что мать встала с постели, дети чувствуют , что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и  досады на то, что пришлось впустую потратить время. Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших  с ними перемен.

                  Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает ,что ждать приезда дочери бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит «лжи во спасение» Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче и приезжать не  надо.

                  Анна осознает свою ненужность детям, и единственное, чего  теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной необходимости оставаться рядом с ней – даже в последние минуты она думает о том, как  бы   не доставлять им неудобства, не быть для них обузой.

   

               Удивительная совестливость, честность, мудрость , терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастирует с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются  в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющие родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного: «Помру я, помру. Вот увидите. Седни  же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру».  Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Не дождавшись  смерти матери, они разъезжаются по домам.

               С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто ее не держит, незачем стало ей жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. «Дети задержали ее на  этом свете. Уехали дети – ушла жизнь».

  Смерть матери становится для взрослых детей  испытанием. Испытанием,  которое  они не прошли.

                         В повести «Последний  срок» В.Распутин не просто поведал нам о судьбе  старухи-матери, о ее нелегкой жизни. Он не просто показал всю широту ее великой души. И не просто нарисовал пугающую своей правдивостью и актуальностью картину взаимоотношений «отцов» и «детей».  Писатель раскрыл всю глубину проблемы смены поколений, отразил вечный круговорот жизни, напомнил нам, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения. В.Распутин  с тревогой  предупреждал нас: «Без памяти своего народа, рода своего, семьи  жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас».

                О таинственной связи человека с теми силами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода, рассуждал и замечательный русский философ И.А.Ильин. По его убеждению, чувство собственного духовного достоинства, стержень здоровой гражданственности и патриотизма рождаются «из духа семьи и рода, из духовно и религиозно  осмысленного восприятия своих родителей и предков». Напротив, презрение к прошлому и своим корням «порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию… Семья есть первооснова Родины».

              Эту мысль блестяще выразил А.С.Пушкин:

                          Два чувства дивно близки нам –

                          В них обретает сердце пищу –

                          Любовь к родному пепелищу,

                          Любовь к отеческим гробам.

                           На них основано от века

                           По воле Бога Самого

                           Самостоянье человека,-

                           Залог величия его.

       

                 Нынешняя жизнь  внесла в извечную проблему «отцов и  детей»  новые краски: БЕЗОТЦОВШИНА  в прямом и переносном смысле.  Этому посвящена документальная повесть современного писателя  Виктора Николаева  «Безотцовщина» (2008). Герои его книги – дети с исковерканными   жизнями,  для которых улица -  мать, подвал – отец. Речь идет о мальчишках и девчонках,  по злой иронии  судьбы оказавшихся за решеткой.  И у каждого ребенка в этой книге -  своя  правда, которой его научили взрослые.  Многие из них лишь в тюрьме узнали, что такое чистое белье и кровать, лишь  попав за колючую проволоку, научились есть ложкой и вилкой. Некоторые  ребята с удивлением  оборачиваются, когда  называют их фамилию и имя – они привыкли к кличкам, большинство не умеет писать и читать.

             Страшные рассказы детей, попавших в тюрьму, не просто читать, тяжело было и  автору посещать тюрьмы, разговаривать с подростками, слушать истории, которые носят в себе эти растущие за колючей  проволокой души. Большинство  детей сироты, которые за свою  короткую жизнь увидели столько плохого, что обычному человеку среднего возраста даже и не снилось. Эти дети – это наша реальность, это пьющие соседи, калечащие своих детей, это дети погибших родственников, которых мы определяем в детские дома, это отказники - младенцы в роддомах, это безотцовщина при живых родителях…

              Чередой проходят перед нами судьбы  ребят. Петьку, оставшегося без родителей, но жившего с дедом и бабушкой, рьяные социальные работники отправили в детдом,  откуда он сбежал. А дальше улица, компания, воровство.  Похожая судьба и у Валерки, который был предоставлен сам  себе – у пьющей матери не  времени было  времени на сына. Он в десять лет совершает разбойничье нападение на пьяного соседа. Далее - детский дом, побег, кражи.

              Рассказы о судьбах детей перемежаются подлинными письмами преступивших закон подростков. Дети, попав в колонию, начинают постепенно осознавать свою вину, свои грехи. Один подросток  в  своем письме рассказывает, как мамин крестик спас  его  от самоубийства. Другой пишет, что храм, который стоит у них на зоне, очень помогает, что Божественная литургия должна быть каждый день. Только так, по его словам, можно хотя бы частично очистить свою  душу.

Где же причина преступлений подростков, безнравственности и распущенности, царящей в обществе в наше время? В.Николаев дает свой ответ на этот непростой вопрос. Он считает, что это последствия не вчерашнего дня, не сороковых – девяностых годов. Корень этого находится гораздо глубже  - в отвержении Бога, Бога-Отца. И имя того, что происходит – безОтцовщина. И с автором нельзя не согласиться. Ведь   еще в прошлые века, когда все русские люди жили  верой в Бога и  приобщали к ней своих  детей,  вся семья жила единым целым. Почитание родителей стояло на одной ступени вместе с почитанием Бога, так как именно Господь заповедует почитать родителей. Еще в десяти заповедях, данных Богом через пророка Моисея, мы видим, что пятая заповедь звучит так: «Почитай отца  твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»  И дети, и родители жили одним – исполнением Божьего Закона.  Сейчас, когда немногие семьи  строятся на едином духовном начале, на вере Бога,  нужно снова обратиться к истокам. Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», нужно всеми силами пытаться восстановить мир и понимание в семье,  научиться прощать. Ведь ближе людей, чем  родители и дети, нет.

                 Знаменитый русский философ И.А.Ильин сказал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость  и  разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проблеме отцов и детей в современном мире

О проблеме «отцов и детей» в современном миреО проблеме «отцов и детей» чаще всего мы, взрослые, задумываемся тогда, когда наши дети перестают поступать так, как нам хочется. Мечтая воспитать в ...

Диспут для старшеклассников "Проблемы отцов и детей"

Небольшой диспут для старшеклассников...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

Материал для методического заседания классных руководителей "Проблема «отцов и детей» или «ценностей и жизненных установок»?"

Учение о преемственности поколений зародилось достаточно давно.Жан Кондорсе (французский писатель, ученый-математики политический деятель, 1743-1794 г.г.) писал о том, что поколение – это нетоль...

Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»

Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор».  В процессе работы над проектом учащиеся, ...

классный час "Проблема отцов и детей"

Классный час «Говорят, что есть проблема «отцов» и «детей». Так ли это?...