Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
статья по литературе (10 класс) по теме

Горелкина Анна Сергеевна

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа

Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую важность. Отсутствие духовного развития привело, как мы видим, к нравственному опустошению.

Многие видят выход из создавшегося положения в обращении к нравственным ценностям православия, которые всегда были ядром русской культуры. Школа, оставаясь светской, пробует через православную культуру осуществлять влияние на формирование личности через создание духовной атмосферы, пробуждающей в человеке добро, развивающей интеллект и духовные задатки. Литературе как школьному предмету в этом контексте отводится особая роль.

В истории русской культуры всегда существовала глубокая связь между духовно-нравственным поиском и литературным творчеством. Произведения Федора Михайловича Достоевского получили один из наиболее значимых откликов в отечественной духовности. Они отразили глубоко личный, духовный опыт автора, для которого поиск ответов на “последние” вопросы был смыслом жизни и творчества. Пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский в своих романах будет следовать тем идеям, в которых он видел суть христианства, отстаивать абсолютную значимость нравственных идеалов.

На новом этапе своего художественного развития с учетом новых общественных условий и нового мировоззрения писатель создает роман “Преступление и наказание”, в котором хотел “перерыть все вопросы”, поэтому конфликт в романе имеет социально-нравственный характер. По словам Л. Кулиджанова, “история Раскольникова – это история заблудшей души”. Главная нравственная задача, которую мы, возможно, решим, прочитав роман вместе с учащимися, – как избежать “заблуждения” души нам, людям 21 века.

Система уроков по изучению романа строится с учетом компетентностного подхода, состоящего из трех компонентов: когнитивного, операционального и аксиологического. Следуя заявленной теме, мы рассмотрим только аксиологический компонент, способствующий в том числе духовно-нравственному формированию личности.

Мировоззренческие проблемы, волнующие Достоевского, связаны  прежде всего с образом Раскольникова, занимающим центральное положение в романе, а второстепенные персонажи предстают как разные “я” главного героя. Поэтому Раскольникова следует оценивать, на наш взгляд, не столько как антипода Лужина и особенно Свидригайлова (а также Катерины Ивановны и Порфирия Петровича), сколько как их двойника. Анализируя систему образов, мы организуем работу в группах с использованием модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Учащиеся приходят к важному нравственному выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения (заблуждения), необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит прежде всего не вовне, а внутри человека, и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души. Гордый человек, сознательно отделившийся от людей, отделяется и от Бога, обрекая себя на душевную пустоту безверия. У Лужина эта пустота заполняется деньгами (“более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги”), у Свидригайлова – развратом (“в этом разврате, по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе”), у Катерины Ивановны есть самая главная для ее гордости вещь – похвальный лист, Порфирий Петрович поглощен казуистикой следствия. Раскольников подменяет веру своей теорией.

Размышляя над проблемами веры и безверия, Достоевский на протяжении всего произведения  обращается к евангельским эпизодам и образам. Центральной в цепи библейских аллюзий в романе является притча о Лазаре. Завершение евангельской темы учащиеся видят в эпилоге. Анализ идейно-художественного значения эпилога занимает особое место в системе уроков по изучению романа. Здесь учащимся предстоит ответить на главный вопрос: как эпилог завершает духовно-нравственные искания писателя, отраженные на страницах произведения? В основе урока лежит принцип развивающего обучения, одно из главных условий которого – решение  задачи, рассчитанной на поисковую деятельность. Анализируется развязка конфликта, которая представляет собой реализованный символ: евангельская притча о Лазаре (способность человеческой души к возрождению, несмотря на признанную всеми гибель) осуществляется в судьбе героя благодаря силе действенной любви. Впервые в романе возникает картина природы, свободной и гармоничной. Таким образом, роман Достоевского посвящен не только истории нравственного падения человека, которое приводит его к духовному тупику, но и ответу на вопрос, как найти выход из этого тупика, благодаря чему возможно воскрешение и обновление человека. Это постепенный процесс, требующий “новой истории”. Анализ эпилога строится как обучение в сотрудничестве: 

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Анализ первой главы эпилога, инсценирование эпизода суда (игровая технология)

Анализ второй главы – поведение Раскольникова на каторге, шестой сон героя

Характеристика образа Сони

Исторические документы – статьи УПК середины 19 века

Апокалипсис Иоанна Богослова, евангельский эпизод изгнания бесов (метод сравнительно-сопоставительного анализа)

“Сикстинская Мадонна” Рафаэля  (компьютерная презентация)

Отсутствие раскаяния в поведении Раскольникова, проявление его индивидуализма

Нравственные мучения Раскольникова, символическое значение его болезни и выздоровления на Пасху

Через смирение и страдание к состраданию и любви – логика развития образа героини

В заключительной части урока подводятся итоги работы каждой группы, проводится беседа, целью которой является ответ на вопрос о духовно-нравственном значении романа.

Но роман нацеливает и на привлечение других библейских сюжетов (истории Каина и Авеля, притчи о блудном сыне и других), что способствует более глубокому пониманию образа Раскольникова и авторской позиции. Привлечение эпизодов Библии, компьютерные презентации произведений живописи на библейские сюжеты формируют культуроведческую компетенцию учащихся, что способствует их духовно-нравственному самоопределению. В процессе этой работы учитываются современные требования к уроку, среди которых важное место занимают межпредметность и метапредметность.

Изучение романа “Преступление и наказание” потребовало от учащихся напряженной интеллектуальной и духовной работы и заставило их задуматься над непростыми проблемами взаимоотношений людей в современном обществе и сохранения человеческого в человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы

Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, по...

Опрорные схемы-конспекты в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 10  классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).            Курс построен с опорой на текстуальное изучени...