Литература, 6 класс. Планирование.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Тематическое планирование по программе В.Я.Коровиной, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_6_klass.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературы 6 класс

п/п

Календарные сроки

Название раздела,  тема урока

Теория литературы, словарнaя работа

Виды работы

Контроль

1

Художественное произведение. Введение  1 ч.

Автор и герои. Авторская позиции.

Беседа

Выявление уровня литературного развития

Устное народное творчество(4ч.)

2

(1)

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Обрядовый фольклор

Чтение, беседа

3

(2)

УНТ. Народная мудрость пословиц и поговорок как малых  жанров фольклора.  Загадки.  Афористичность загадок.

Чтение, беседа

Входной контроль

Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 5-7 (2 варианта)

4

(3)

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Летопись

Чтение, беседа

Сжатый пересказ

5

(4)

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Особенности языка XVIII столетия.

Аллегория и мораль в басне.

Чтение, беседа

Выразительное чтение

Из русской  литературы.

И.А.Крылов (3 ч.)

6(1)

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна.

7(2)

И. А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», непонимающего истинного искусства.

Комизм,

юмор

Словарь слов

Срезовая работа

Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 28-30 (2 варианта)

8(3)

 Инсценирование басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Чтение, беседа

Тематический контроль

Домашнее сочинение.

А. С. Пушкин (11 ч.)

9(1)

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение  вольнолюбивых устремлений поэта.

Обучение выразительному чтению.

Чтение наизусть

10

(2)

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению и анализу стихотворения «Зимнее утро».

Тема и поэтическая идея стихотворения

Чтение, беседа

Тематический контроль

Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 55-59 (2 варианта)

11

(3)

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути.

Жанр стихотворного послания. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.

словесное рисование

12

(4)

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести.

Роль антитезы в композиции повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Чтение, беседа

Выразительное чтение

13

(5)

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Чтение, беседа

14-15

(6-7)

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

Роль эпизода в повести.

Чтение, беседа словесное рисование

16-17

(8-9)

Романтическая история любви Владимира Дубровского  и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

Развитие понятия о композиции художественного произведения

Чтение, беседа словесное рисование

18

(10)

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности» А. С. Пушкина. Дубровский.

Домашнее сочинение

Урок развития речи.

19

(11)

Тест по творчеству А. С. Пушкина.

Тематический контроль Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 28-30 (2 варианта)

М. Ю. Лермонтов (3ч)

20

(1)

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Чтение, беседа

Рассказ учителя. Обучение чтению.

21

(2)

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.

Антитеза как основной композиционный прием

Чтение, беседа словесное рисование

Чтение наизусть Обучение анализу одного стихотворения.

22

(3)

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Чтение, беседа

Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

И.С.Тургенев (2ч.)

23

(1)

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Юмор автора.

Чтение, беседа

24

(2)

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Чтение, беседа словесное рисование

Ф.И.Тютчев  и А.А.Фет (5ч.)

25

(1)

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна.

Роль антитезы в стихотворении

Чтение, беседа словесное рисование

26

(2)

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Чтение, беседа

Практикум.

27

(3)

А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

Эстетизация конкретной детали.

Чтение, беседа словесное рисование

Рассказ учителя. Обучение чтению

28

(4)

А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Чтение, беседа

29

(5)

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи

Чтение, словесное рисование,  беседа

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Н. А. Некрасов(3ч.).

30

(1)

Н. А. Некрасов. Слово о  поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Великие народы-созидатели.

Чтение, беседа

31

(2)

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации

Чтение, беседа

32

(3)

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Чтение, беседа

Урок внеклассного чтения.

33

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Тематический  контроль

Н. С. Лесков (3ч.)

34

(1)

Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Понятие о сказе.

35

(2)

Изображение представителей царской власти в сказе Н. С. Лескова «Левша». Бесправие народа.

Авторское отношение к героям повести.

Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 49-55 (2 варианта)

36

(3)

Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Сочинение по  повести Н. С. Лескова «Левша».

Подготовка к сочинению «изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».

Урок развития речи.

А. П. Чехов (2ч.).

37

(1)

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехова.

38

(2)

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

39

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике.

Произведения русских писателей 20 века

40

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

41

А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса».

Авторская позиция в произведении

М. М. Пришвин (4ч.)

42

(1)

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

43

(2)

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Беседа. Практикум.

44

(3)

Особенности композиции и смысл названия сказки были Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

Срезовая работа Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие.- М.; Дрофа, 1997. – с. 65-70 (2 варианта)

45

(4)

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца».

Текущий контроль

46

Стихи русских поэтов и великой отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Обучение выразительному чтению.

47

А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

В. П. Астафьев (2ч.)

48

(1)

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

49

(2)

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Домашнее сочинение

В. Г. Распутин (3ч.)

50

(1)

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

51

(2)

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Подготовка к сочинению.

52

(3)

 Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».

сочинение

Текущий контроль.

р/р

53

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

54

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе.

55

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы.

Средства создания поэтических образов.

Обучение выразительному чтению.

56

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

Чтение наизусть

57

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Обучение анализу одного стихотворения.

58

В. М. Шукшин. Слово и писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критика». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

59

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины народа. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.

Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

60-61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Понятие о мифе.

Рассказ учителя. Беседа.

62

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

Отличие мифа от сказки.

63

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Понятие о героическом эпосе.

64

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Проблемы истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Урок внеклассного чтения.

65

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Рассказ учителя. Беседа.

66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм  реализм в произведении.

Чтение, беседа, словесное рисование

Уроки внеклассного чтения.

67

М. Твен. «Приключении Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие.  

Средства создания комического. Юмор в произведении.

Чтение, беседа

Уроки внеклассного чтения.

68

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Чтение, беседа

69

Итоговое тестирование.

Итоговый контроль

Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе:6 класс.- М.: ВАКО. 2009.- с.385-388.

70

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Игра, беседа Выявление уровня литературного развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 5 класс. Планирование.

Календарно-тематическое планирование курса литературы в 5 классе....

Литература. 6 класс. Планирование.

Вариант календарно-тематического планирования курса литературы в 6 классе...

Литература. 7 класс. Планирование.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по программе В. Я. Коровиной...

Литература, 5 класс. Планирование.

Тематическое планирование уроков литературы, 5 класс по программе В.Я. Коровиной....

Литература, 8 класс. Планирование.

Тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе В.Я. Коровиной....

Литература, 9 класс. Планирование.

Тематическое планирование по литературе для 9 класса по программе Т.Ф. Курдюмовой....

Литература, 10 класс. Планирование.

Планирование по учебнику В.П. Журавлёва....