Звезда Николая Рубцова
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Редчук Ольга Алексеевна

Конспект урока и презентация, рассказывающие о жизни поэта, анализ стихотворения "Звезда полей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока литературы в 6 классе.

Составила учитель русского языка

МБОУ «Авнюгская СОШ»

Редчук Ольга Алексеевна.

Тема: «Звезда Николая Рубцова».

Цели: образовательная – знакомство учащихся с личностью и творчеством Н.М. Рубцова;

            развивающая – развитие общеучебных и аналитических навыков при работе со  

                                           стихотворением;

           воспитательная – воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину,

                                            умения видеть и чувствовать прекрасное  в привычном.

Предварительная работа: индивидуальные задания (краткие биографические сведения о Рубцове);

                                                   выучить наизусть стихотворение «Звезда полей».

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран;

                                компьютерная презентация;

                                портрет Рубцова;

                                карточки для индивидуальной самостоятельной работы;

                                 цветные звёздочки для этапа рефлексии;

                                 учебник «Литература 6 класс – 2часть» под ред.В.Я. Коровиной. М.: Просвещение,2010.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

 (слайд №1)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

                                                                                                                                                 (мнения учеников)

           Правильно. О звёзде, но о звезде особенной.

  1. Актуализация темы и цели.

(слайд №2)        Запись темы в рабочую тетрадь «Звезда Николая Рубцова».

(клик)                Вслушайтесь в слова старинного романса «Гори, гори, моя звезда…». (1 куплет)

                            Почему автор текста несколько раз повторяет слово «гори»?

                                                                                                                                                    (мнения учеников)

                           Как вы понимаете фразу «моя звезда»?                                                       (мнения учеников)

Итак, сегодня мы знакомимся с личностью и творчеством поэта Николая Михайловича Рубцова.

Готовьтесь к открытиям!

  1. Знакомство с биографией Н.М. Рубцова. Реализация домашнего задания.

(слайд №3) В преданье старом говорится:

                     «  Когда родится человек,

                      Звезда на небе загорится,

                      Чтобы светить ему весь век».

Помните, все узнали о появлении  Иисуса Христа, потому что засияла в небе новая звезда. С тех пор бытует это поверье.

Когда и где зажглась звезда поэта Рубцова?

1 ученик. На берегу Северной Двины, в посёлке Емецк Архангельской области 3 января 1936г. родился

                   Николай Михайлович Рубцов. Дом, в котором жила семья, сохранился, сейчас на нём                

                   установлена мемориальная доска. Отец, Михаил Андриянович, был продавцом в сельском    

                   магазине;  мать, Александра Михайловна, занималась домашними делами, воспитывала 6

                   детей (Николай – пятый ребёнок в семье). Вскоре Рубцовы переехали в г.Няндому, а потом в

                  Вологодскую область. В 1941г. от болезни сердца умерла мать.

(слайд №4)

2 ученик.  Мать умерла,

                   Отец ушёл на фронт,

                    Соседка злая не даёт проходу.

                   Я смутно помню утро похорон

                    И за окошком скудную природу.

               6-летний Николай стал воспитанником детдома в селе Никольском  Тотемского района    

                Вологодской области в трудное военное и послевоенное время.

              Спали на койках по двое, основная пища – квашеная капуста.  В обед воспитанникам полагалось

                  50 граммов хлеба и тарелка бульона. Все детдомовцы, чтобы  выжить, работали в

                  детдомовском подсобном хозяйстве: заготавливали сено, работали в огороде, летом

                  собирали лекарственные травы, осенью – грибы и ягоды.

(слайд №5)

3.ученик. Никем по миру не  гонимый,

                   Я в этот порт явился сам

                  В своей любви необъяснимой

                   К полночным северным ветрам.

Получив в 16 лет паспорт, Рубцов уезжает в Архангельск и устраивается кочегаром на рыболовецкое судно.                                                    Я весь в мазуте,

                                                                 Весь в тавоте,

                                                                 Зато работаю

                                                                  В тралфлоте!

Потом 4 года проходит военную службу в Североморске на эскадренном миноносце. Он, пишущий стихи, играющий на гармошке, был среди матросов  душой компании.

(слайд №6)

4 ученик.

После армии Рубцов живёт в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург) и работает на Кировском заводе, в 1962г. начинает  учиться в Московском литературном институте, а в 1965г. в Архангельске издаётся первая книга стихов молодого поэта. Последние годы своей короткой жизни Николай Михайлович провёл в Вологде. При жизни поэта изданы 3 сборника стихотворений:

«Лирика» (1965г.), «Звезда полей» (1967г.), «Душа хранит» (1969г.)

- Посмотрите на карту. Давайте обобщим  услышанное о Рубцове, вспомним основные этапы жизни.

(переводя курсор, восстанавливаем жизненный маршрут поэта).

- С какой частью России связана жизнь Рубцова?                         (Север)

- Как называются люди, родившиеся в одной местности?          (земляки)

- Какое открытие мы сделали, узнав о жизни Поэта Николая Рубцова?

                                                                                             

IV. Работа с поэтическим текстом.

(слайд №7)               «Звезда полей»

- О чём заставляет задуматься название?

- Известна ли звезда с таким названием?

Значит, нас ждёт новое открытие…

Кто желает прочесть наизусть стихотворение с таким загадочным названием?          (слушаем 1 чел.)

(слайд №8) Аналитическое чтение стихотворения. 1 строфа.

                        -Почему слово «родина» написано со строчной  буквы?

                                                                               (Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос,                                                                                    

                                                                                 Здесь говорится о малой родине поэта, о Севере)

                       - О чём говорит фраза «мгла заледенелая»?

                                                                                 ( Природа севера сурова. Время года –зима. Время суток –

                                                                                      ночь.)

                      - Как называется в литературоведении это образное средство, так много сказавшее нам?

   (слайд №9) Аналитическое чтение стихотворения. 2 строфа.

-Вспомним, что такое метафора. (Читаем определение).

-Найдите метафоры в тексте.

-Для чего они использованы?                          (Очень красиво изображают осенний и зимний пейзажи.

                                                                                   Золото и серебро – драгоценные металлы, метафора ис-

                                                                                   Пользована, чтобы показать, что родина дорога поэту.)

(слайд №10) Аналитическое чтение стихотворения. 3 строфа.

-Что такое эпитет?

-Какой эпитет создаёт художественный образ луча?

- Почему выбрано именно это слово?

                                                                                 (мнения учащихся)

- Какой эпитет и как характеризует людей?

                                                                                  (Люди постоянно заняты, суетятся, перестают видеть красоту                  

                                                                                   вокруг, редко любуются звёздным небом.)

(слайд №11) Аналитическое чтение стихотворения. 4 строфа.

Вспомним, кто такой лирический герой произведения.

- Большинство людей – «тревожные жители земли», а каков лирический герой (автор)?

- С какой целью Рубцов несколько раз повторяет глагол «горит»?          (постоянство, вечность)

 (слайд 12) Новое понятие «символ».

(Запись в тетрадь) Символ – условное название предмета или явления.

(зарисовываем схему)

- Есть ли в этом стихотворении образ –символ, многое обозначающий?      (клик)

-Какой смысл вы вкладываете в понятие «звезда полей»?                           (мнения учащихся)

 (клик, клик, клик, клик) – (клик)

  1. (Слайд №13)

Самостоятельная работа в формате ч. В8 ЕГЭ.

Карточка с фрагментом рецензии на произведение (каждый работает над текстом научного стиля).

Вставьте пропущенные термины, чтобы восстановить текст рецензии.

Суровость северного края передана Рубцовым с помощью ……………………………….. «мгла заледенелая», а красоту малой родины поэта отражают ………………………………………. («золото осеннее», «зимнее серебро»). Чтобы создать художественный образ звезды, поэт использует                                                      

 …………………………………… («остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым касаясь»).

Интонацию негромкой, спокойной речи придаёт поэтическому тексту стихотворный размер……….

(Обсуждение результатов самостоятельной работы)

  1. Внимание! Нас ждёт новое открытие.

(слайд  №14)

Читаем  текст слайда. Поясняю предложения.

- Что новое узнали?

- Можем ли мы сказать, что «звезда полей» - это Полярная звезда? Почему?

                                                                                                                           (мнения )

(запись в схему под слово «север»)

- Кто знает, как найти на звёздном небе Полярную звезду? (приложение №   )

  1. Внимание! Новое открытие!..

(слайд №15)

Звезда – это и символ дома.

- Что вы понимаете под словом дом?

                                                                                        (деревенский дом, а не городскую квартиру;

                                                                                           семью; родителей, которые нас всегда ждут …)

- А был ли такой дом у Рубцова?   Почему?

(клик) Прослушивание песни на стихи Рубцова «В горнице».

- Понравилось? Почему?                                         (красивая, мелодичная, спокойная…)

- Какое открытие вы сделали для себя?              (автор известной песни – наш земляк; песня популярная,

                                                                                           современная)

Обратимся к тексту слайда:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды.

- Что общего в вашем и Рубцовском представлении о доме?

- Как этот текст перекликается со стихотворением «Звезда полей»?

                                                                                                                         (образ звезды)

  1. (слайд №16)

Читаем текст слайда.

Николай Михайлович Рубцов прожил короткую жизнь, 35 лет. Но звезда, зажжённая его талантом , будет долго сиять на литературном небосклоне. Он живёт в своих стихах, песнях, даря «тревожным жителям земли» тихую радость видеть красоту в привычном,  уча ценить родину, жизнь, прошлое и настоящее.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок , посвящённый творчеству Н.М.Рубцова.

Какие открытия вы сделали для себя?

На цветных звёздочках, которые лежат перед вами, запишите самое запомнившееся открытие.

  1. Домашнее задание.

Пользуясь знакомой схемой,  сделайте письменный анализ стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей».

               

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1.

1 ученик. На берегу Северной Двины, в посёлке Емецк Архангельской области 3 января 1936г. родился

                   Николай Михайлович Рубцов. Дом, в котором жила семья, сохранился, сейчас на нём                

                   установлена мемориальная доска. Отец, Михаил Андриянович, был продавцом в сельском    

                   магазине;  мать, Александра Михайловна, занималась домашними делами, воспитывала 6

                   детей (Николай – пятый ребёнок в семье). Вскоре Рубцовы переехали в г.Няндому, а потом в

                  Вологодскую область. В 1941г. от болезни сердца умерла мать.

2 ученик.  Мать умерла,

                   Отец ушёл на фронт,

                    Соседка злая не даёт проходу.

                   Я смутно помню утро похорон

                    И за окошком скудную природу.

               6-летний Николай стал воспитанником детдома в селе Никольском  Тотемского района    

                Вологодской области в трудное военное и послевоенное время.

              Спали на койках по двое, основная пища – квашеная капуста.  В обед воспитанникам полагалось

                  50 граммов хлеба и тарелка бульона. Все детдомовцы, чтобы  выжить, работали в

                  детдомовском подсобном хозяйстве: заготавливали сено, работали в огороде, летом

                  собирали лекарственные травы, осенью – грибы и ягоды.

3.ученик. Никем по миру не гонимый,

                   Я в этот порт явился сам

                  В своей любви необъяснимой

                   К полночным северным ветрам.

Никогда не видевший моря, Николай мечтал стать моряком. Закончив 7-летку, он пытался поступить в мореходное училище в Риге. Его не приняли: не было даже пятнадцати лет.

Получив в 16 лет паспорт, Рубцов уезжает в Архангельск и устраивается кочегаром на рыболовецкое судно.                                                  

                                                                Я весь в мазуте,

                                                                 Весь в тавоте,

                                                                 Зато работаю

                                                                  В тралфлоте!

Потом 4 года проходит военную службу в Североморске на эскадренном миноносце. Он, пишущий стихи, играющий на гармошке, был среди матросов  душой компании.

(слайд №6)

4 ученик.

После армии Рубцов живёт в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург) и работает на Кировском заводе, в 1962г. начинает  учиться в Московском литературном институте, а в 1965г. в Архангельске издаётся первая книга стихов молодого поэта. Последние годы своей короткой жизни Николай Михайлович провёл в Вологде. При жизни поэта изданы 3 сборника стихотворений:

«Лирика» (1965г.), «Звезда полей» (1967г.), «Душа хранит» (1969г.)

Приложение №2.

Карточка для индивидуальной самостоятельной работы в формате части В ЕГЭ.

Вставьте пропущенные термины, чтобы восстановить текст рецензии.

Суровость северного края передана Рубцовым с помощью ……………………………….. «мгла заледенелая», а красоту малой родины поэта отражают ………………………………………. («золото осеннее», «зимнее серебро»). Чтобы создать художественный образ звезды, поэт использует                                                      

 …………………………………… («остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым касаясь»).

Интонацию негромкой, спокойной речи придаёт поэтическому тексту стихотворный размер……….

Приложение №3.

Полярная звезда.

В настоящее время Полярная звезда почти неподвижна при суточном вращении неба. (Т.е. в течение суток все звёзды меняют своё положение, а Полярная звезда остаётся на своём месте.)

Направление на Полярную звезду – это направление на Северный полюс. Именно поэтому она считается путеводной звездой не только для мореходов, но и для всех путешественников, помогая ориентироваться в пространстве при отсутствии компаса.

Полярная звезда – сверхгигант. Она в тысячу раз больше Солнца.

Почему же её так трудно найти?

Она только кажется маленькой. Расстояние от неё до Земли – 472 световых года. Это значит, что за 472 года её луч доходит до нашей планеты (а солнечный луч – всего за 8 минут.)

То есть сейчас мы видим звезду такой, какой она была почти 500 лет назад, во времена открытия Америки Колумбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»

Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...

Урок-концерт по творчеству Николая Рубцова

«Поверьте мне, я чист душою»...

К 70-летию со дня рождения Николая Рубцова

В 2011 году исполнилось бы  70 лет Николаю Рубцову, одному из самых талантливых и пронзительных лириков XX века....

разработка урока по литературе "Звезда Николая Рубцова"

Проект, соданный учениками 10-ых классов...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...