Элективный курс по литературе "Словом, цветом, звуком..."
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Подрезова Ирина Ивановна

Интегрированный элективный курс "Словом, цветом, звуком..." построен на основе культурологического анализа романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В.Г.Белинский назвал роман "Евгений Онегин"  "энциклопедией русской жизни". Элективный курс дает возможность ярко и интересно представить культуру, быт России XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_dlya_uchashchihsya_9_klassa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки

Словом, цветом, звуком...         

(интегрированный курс литературы, изобразительного искусства, музыки)

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 36 г. Томска

Пояснительная записка

        Интеграция предметов в современной школе - новое направление, способствующее развитию творческого потенциала личности. В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и искусства. Деятельность ученика на уроке должна строиться на основе психологической концепции искусства, где искусство понимается как взаимосвязь и единство процесса художественного восприятия произведения.

        Искусство - одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний. При этом художественное отражение действительности может совершаться в слове (художественная литература), в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка).

        Каждый вид искусства обладает собственными средствами художественного воплощения образа. Так, литература - вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях.

        Искусства изобразительные объединены зрительным восприятием - это живопись, графика, скульптура, фотоискусство. Художественные образы в них создаются на плоскости или в пространстве и отличаются зрительной конкретностью и неизменностью во времени. Главной особенностью изобразительных искусств является непосредственное восприятие художественного образа. К специфическим художественным средствам изобразительных искусств относятся рисунок, цвет, пластика, светотень, позволяющие создавать видимые изображения предметов.

        Иной вид искусства - музыка, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка способна убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Она образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, оказывает влияние на его характер, поступки, облик. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония. Одна из главных функций музыки - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

        Искусство даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человека. Ещё древние знали, что все искусства связаны между собой и самобытны. Древнегреческий поэт Симонид назвал поэзию «говорящей живописью», а живопись - «немой поэзией». Литературно-музыкальные параллели и сопоставления также эстетически оправданы: музыка - «душа» поэзии, проясняет и открывает её.

        Чему же способствует интеграция литературы с другими видами искусства? Прежде всего, формированию у учащегося целостного восприятия окружающего мира, что помогает успешно решать ряд задач обучения и воспитания: обеспечение прочности и устойчивости знаний на основе расширения ассоциативных связей, развитие духовного мира, воспитание умения слушать серьёзную музыку, воспринимать и понимать произведения живописи. При использовании на уроках литературы произведений других видов искусства повышается интерес учащихся к самим урокам.

        Таким образом, результат интеграции литературы с другими видами искусства - это развитие логического мышления, творческого воображения, формирование художественного вкуса, личностной оценки.

        Интегрированный элективный курс «Словом, цветом, звуком» построен на основе анализа романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Элективный курс даёт возможность ярко, зримо представить культуру, быт России XIX века.

        Элективный курс рассчитан на 13 часов. Курс предполагает как теоретические, так и практические занятия (лекции монологического характера с элементами беседы, исследовательские, творческие работы, ролевые игры).

Содержание курса

                                                                                                                 Пушкин - это наше всё.

                                                                                                                               А.Григорьев

                                                                  Раздел 1 (3 ч.)

Пушкин - «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

  1. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Историзм и энциклопедизм пушкинского романа.
  2. «Раз в крещенский вечерок...». Фольклорные традиции в романе. Семейно-бытовые обряды.

        Календарные обряды и обрядовый фольклор (весенние, летние, осенние, зимние праздники). Наиболее значимые символы в календарных обрядах и обрядовой поэзии (солнце, огонь, вода, земля, растения, животные).

        Знакомство с содержанием, композицией, стилем лирических обрядовых песен.

Живопись

Декоративно-прикладное искусство. Декоративная живопись (панно, вышивки, плетение бисером).

Музыка

Русские обрядовые песни в исполнении Жанны Бичевской.

Раздел 2 (10 ч.)

Литературный быт пушкинской поры

  1. «Шум, хохот, беготня, поклоны,

              Галоп, мазурка, вальс...»

Бал как элемент культуры пушкинского времени. Порядок проведения бала. Бал-маскарад. Правила проведения маскарада в России. Соблюдение временных и пространственных рамок. История возникновения маскарадного костюма.

  1. «Театр уж полон; ложи блещут;

             Партер и кресла - всё кипит...»

Влияние театра на жизнь и быт русского дворянства. Роль театра в формировании нравов.

  1. «Вот пистолеты уж блеснули,

             Гремит о шомпол молоток,

             В гранёный ствол уходят пули...»

Правила дуэльного кодекса в России. Дуэльное оружие.

  1. «Как dendy лондонский одет...»

Мода конца XVIII начала XIX века в России, Англии, Франции. Возникновение дендизма.

  1. «Мы все учились понемногу...»

Проблемы воспитания и образования в России: домашнее воспитание, пансион, лицей, университет.

  1. «Обед довольно прихотливый...»

Кулинария «онегинской» эпохи. Блюда русской и французской кухни. Знаменитые рестораны.

Творческая мастерская

Коллективная работа «Эпоха Пушкина» (сочинение - коллаж), воссоздание пушкинской эпохи в музыке, костюмах, декорациях.

Живопись

Театрально-декоративное искусство. История театрального костюма. Живописные и объёмные декорации.

Жанр портрета в русской живописи и скульптуре XVIII-XIX века (В.Тропинин, О.Кипренский, В.Боровиковский).

Жанр натюрморта в русской живописи XIX века (К.Коровин, И.Грабарь).

Творческая мастерская

«Палитра чувств» (создание иллюстративного материала к сочинению «Эпоха Пушкина»).

Музыка

Произведения А.С.Пушкина в музыке П.И.Чайковского. Сложные душевные искания и драматические переживания героев в опере «Евгений Онегин». Глубина и выразительность вокальных сцен.

Творчество Ф.Шопена (мазурки, полонезы, вальсы).

Творческая мастерская

Литературно-музыкальная композиция «Времена года» (стихи А.С.Пушкина, музыка П.И.Чайковского: фортепианный цикл «Времена года»). Литературная гостиная.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема раздела и её содержание

формирование эстетических и теоретических понятий

виды деятельности учащихся по развитию интерпретационных и творческих умений

кол-во часов

1

Пушкин - «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

Фольклорные традиции в романе.


энциклопедизм

историзм

фольклор


анализ эпизодов,

комментированное чтение


1ч.

2.

«Раз в крещенский вечерок...»

Календарные и семейно-бытовые обряды.

Наиболее значимые символы в обрядовой поэзии.

Свадебный ритуал.

Музыка

Русские обрядовые песни в исполнении Ж. Бичевской.

Живопись

Декоративно-прикладное искусство.


обряд

символ

ритуал




лирическая песня


лекция

ролевая игра «Инсценирование русского свадебного обряда»




прослушивание песен

анализ поэтики свадебных песен


эскиз русского свадебного платья


2ч.

3.

«Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...»

Бал как элемент культуры пушкинского времени.

Порядок проведения бала.

Бал-маскарад.

Правила проведения маскарада в России.

Живопись

Жанр портрета в русской живописи XIX века.

Музыка

Творчество Ф.Шопена (мазурки, полонезы, вальсы).

П.И.Чайковский («Мазурка №10», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).


полонез

мазурка

вальс

котильон

маскарад




портрет


сообщения учащихся по темам:

1. «Первый бал Наташи Ростовой» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Использование в/ф. из фильма «Война и мир».

2. «Смысл названия драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».


эскиз бального платья

изготовление маски


доклады учащихся с использованием  аудио/ записей


2ч.

4.

«Как dandy лондонский одет...»

Мода конца XVIII начала XIX века в России, Англии, Франции.

Возникновение дендизма.

Живопись

Творчество О.Кипренского, В.Боровиковского.


денди, дендизм

сюртук, корсет, каркас

кринолин, боливар


доклады учащихся по теме «История моды»


1ч.

5.

«Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла-всё кипит...»

Влияние театра на жизнь и быт русского дворянства. Роль театра в формировании нравов.

Живопись

Театрально-декоративное искусство.

История театрального костюма. Живописные и объёмные декорации.

Музыка

Произведения А.С.Пушкина в музыке П.И.Чайковского.

Сложные душевные искания и драматические переживания героев в опере «Евгений Онегин».


ложа

партер

балкон (раёк)



декорация






опера

драма


сообщения учащихся по теме «История театра от античности до XIX века»



графика, акварель: декорации, театральные костюмы к роману «Евгений Онегин»




доклады учащихся с использованием аудио/записей


2ч.

6.

«Мы все учились понемногу...»

Проблемы воспитания и образования в России (домашнее воспитание, пансион).

пансион

лицей

гувернёр

сообщения учащихся по теме «Первые университеты, лицеи в России»

конференция «Система обучения в Царскосельском лицее»


1ч.

7.

«Вот пистолеты уж блеснули...»

Правила дуэльного кодекса в России. Дуэльное оружие.

Музыка

Прослушивание фрагмента «Дуэль Онегина и Ленского» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

дуэль

картель (вызов)

секунданты

шомпол

молоточек


сообщения учащихся по теме «Правила дуэльного кодекса в России, Англии, Франции»


1ч.

8.

«Обед довольно прихотливый...»

Кулинария «онегинской» эпохи.

Блюда русской и французской кухни.

Живопись

Жанр натюрморта в русской живописи XIX века.

трюфли

бифштекс

ростбиф

наливка

страсбургский пирог

натюрморт


создание сборника рецептов «Любимые блюда А.С.Пушкина и Е. Онегина»

ролевая игра «Вечер в семействе Лариных»


доклады учащихся


1ч.

9.

«У нас ведь всё от Пушкина...»

Воссоздание пушкинской эпохи в музыке, костюмах, декорациях.


коллаж

сочинение-коллаж «Эпоха Пушкина»

литературная гостиная «Мой первый бал» (ролевая игра)


2ч.

Литература

  1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. - Н.Новгород, 1995.
  2. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. - М.:Мирос, 1992.
  3. Долинина Н.Г. Почитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. - Мн.: ООО «Попурри», 1996.
  4. Костомаров Н.И.Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
  5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982.
  6. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника /Сост. А.А.Воротников. - Мн.: Валев, 1995.
  7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
  8. Пыляев М.И. Старая Москва. - М., 1990.
  9. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 2002.
  10. Самоделова Е.А. Свадебная поэзия и её отражение в творчестве русских писателей //Литература в школе. 1992. №1. – С.75-84.
  11. Тинькова Г.Н. По рецептам бабушек. Блюда старинной кухни. – М.: «Московская правда», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Программа элективного курса "В мире английских звуков"

Программа кружка « В мире английских звуков» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а т...

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

План урока по элективному курсу "Цвет и зрительные иллюзии в интерьере"

Занятие расчитано для проведения элективного курса "Современный дизайн квартиры с элементами Фэн-шуй". Во время занятия учащиеся знакомятся с восприятием цвета человеком, основными и дополнительными ц...

Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса

       Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера....