Урок по литературе в 7 классе "Тихая моя Родина"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Карталыкова Алла Владимировна

Изображение природы в произведениях русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihaya_moya_rodina.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Тихая моя Родина…

   Цели : познакомить учащихся со стихами о родной природе ; воспитать чувство любви к  родине ; научить выразительно читать ; расширить словарный запас.

Оборудование :на доске записана тема урока, эпиграф, подобраны фотографии, рисунки, альбом «Времена года»; книги о Туве.

                           Край ты мой , родимый край…

                                    А.К. Толстой.

I. Организационная часть.

II. Слово учителя.

             Нет человека , который бы не любил природу, не любовался бы на ясное голубое небо. Не радовался бы распускающейся зелени, не мечтал бы о тишине лесов, о лугах, напоенных запахами трав, цветов, о просторах полей.

               Исторически сложилось так, что Россия оставалась в  XIX в. крестьянской страной. Большинство её населения жило в деревнях и сёлах,  занималось земледелием  и было  самым обездоленным.

            Неурожаи несли голод, болезни и гибель целых губерний, вызывали страшные бунты, подавляемые правительством. Но духовная жизнь народа никогда не замирала. Защитниками интересов крестьян стали писатели Салтыков-Щедрин М.Е. ,    Некрасов Н.А.

           Крестьянскую Россию, её заботы, душу крестьянина хорошо понимали             А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А. Кольцов, А.П. Чехов.

               Русские писатели, показывая жизнь народа, крестьянскую нужду, тоску мужика по счастливой доле, раскрывали и неисчерпаемые внутренние силы народа, душевное здоровье, бодрость духа, жажду воли и «привычку к труду благородную».

                   В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года.  Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

                  Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

 III. Выразительное чтение стихов подготовленными учащимися.

      В.А. Жуковский  «Приход весны»

      А.К. Толстой «Край ты мой , родимый край»

                               «Благовест» (благовест- колокольный звон перед началом церковной    

                                  службы)  

                              «Замолкнул гром , шуметь гроза устала»

    И.А. Бунин «Родина»

IV. Беседа.

- Что объединяет эти стихи, какое чувство вызывают они?                                                                                            

          «Каждый любит природу по-своему и как может», - пишет К.Г. Паустовский.

         Любование природой есть следствие любви к ней , а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

           Чтение стихов

       В. Брюсова  «Первый снег»

       Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой»

       С. Есенина  «Топи да болота»

       Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»

       Н. Рубцова «Тихая моя родина».

           Человек не только созерцает природу , но и стремится постичь тайну природы, тайну её гармонии. Во все времена поэты и художники выражали своё  чувство восхищения перед её красотой, создавая прекрасные произведения. Обогащающие присущую человеку любовь к природе.

 V. Показ иллюстраций произведений русских художников-пейзажистов из альбома «Времена года»      

VI. Стихотворения о  Тодже  – нашей  малой  родине.

              Мы живём в красивейшем месте – Тодже.  Вероятно, вы слышали слова : «Кто

в Тодже не бывал, тот Тувы не видал».

           Красива и своеобразна природа Тоджи, где есть всё : и голубые реки, и изумрудные альпийские луга, могучие кедры и поднимающиеся до небес гольцы, снежные шапки на которых держатся едва ли не всё лето.

 … голубые реки, могучие кедры…

  В Тодже множество милых сердцу уголков, где уютно и спокойно чувствует себя каждый, кто любит  и ценит природу, понимает её.

Стихотворение Ю. Кюнзегеша   « Тоора-Хемское лирическое ».

       Вот хариус резвый затеял игру,

      Плывёт, к ледникам поднимаясь,

      И мечет в прозрачных потоках икру,

     Прозрачной водой наслаждаясь

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

      Пусть хариус резвый плывёт и плывёт –

     Что стоит серебряной рыбке!

      А ты, если милый к тебе подойдёт,

     Откажешь ли в нежной улыбке?!

Стихотворение Г. Гостевой  «Весна в Тодже».

     Ещё вчера метель мела,

    Тайге весна лишь только снилась,

   Лежала Тоджа вся бела,

   А нынче всё переменилось;

    Сияет солнце горячо,

    Весну в тайге у нас встречая,

    И рыхлый снег оно лучом

   Пред нею чисто разметает.

   Весна-красавица нежна,

    Ей так к лицу наряд зелёный,

    Проталины, как кружева,

    А в них ручьи бегут со звоном.

   Зима – сварливая свекровь.

     Краса весны ей не по нраву,

     Ей злоба будоражит кровь,

     Бросает снег в сердцах на травы,

     Весна спешит… Её смешит

     Старухи злобное ворчанье.

     Пусть та ещё порой свежит –

     Но это уж скорей с отчаянья.

     Тайга очнулась ото сна,

    Стряхнула снег с верхушек елей,

    Прислушалась : Весна? Весна!

    И сразу ветви зашумели.

             Озеро Азас…  Своеобразна и неповторима его красота, недаром оно слывёт жемчужиной Тоджи. И если вы впервые увидели его, оно поразит и увлечёт вас первозданной прелестью чистой воды, сказочным берендеевым царством своих берегов. В вашей памяти навсегда останутся голубые таёжные сопки – они со всех сторон сбежались сюда и замерли, засмотревшись на своё отражение в озере.

                         С. Козлова «Азасские берёзы»

                    Чистые берёзы, светлые берёзы,

                     Всё на вас гляжу , не спуская глаз.

                     Вы по склонам горным,и крутым , и гордым

                    Медленно спустились к озеру Азас.

                    Светлые берёзы, чистые берёзы,

                    В зелени июля, в капельках росы –

                    Где бы ни родиться, всюду нам светиться

                    Вечным полотенцем северной Руси,

                    Как мне согласиться, что берёзы – ситцы –  

                     Пестроты в вас нету, белизна тонка…

                    Если приглядитесь, сами согласитесь ;

                    Вовсе вы не ситец, а льняная ткань.

                   Чистые берёзы, светлые берёзы,

                    Вы беду людскую видели не раз.

                      Знали вы, берёзы, кровь земли и слёзы,

                       Белизной отёрли всю земную грязь,

                       Светлые берёзы, чистые берёзы…

   На озере Азас восемь островов. Один напоминает очертаниями корабль, другой… На всех островах и прибрежных сопках застыли в сказочном величии янтарные лиственницы и могучие сибирские кедры с отливом поспевающих шишек. В низинах зреет красная смородина и  брусника, голубика и жимолость. Ярко горит малиновым цветом иван-чай, пестрят красно-лиловые саранки, ближе к воде – незабудки.

        Л. Чадамба  «Озеро Азас».    Перевод Старининой.

                        Над озером алый пылает закат,

                        Дворцы золотые на небе горят,

                       И золото льётся, на волны ложась,

                       Расплавленным солнцем наполнен Азас.      

                                                Багряное небо, как полог цветной,

                                                Сливается краем с озёрной волной,

                                                Всё стало, как в сказке, оделось в шелка,

                                                И озеро рдеет, как чаша цветка.

                       Смеётся, ликует и дышет оно,

                       Как будто бы волнам дыханье дано.

                       Сверкай же, покуда закат не погас,

                       Ты озеро света, чудесный Азас.

 А вечером над озером опускаются туманы. Они плывут неторопливо, и в своём белом росистом покрывале растворяют задушевные туристские песни.

      Стихотворение Т.Д. Новичкова  «За сказкой уходят туристы».

                               За сказкой уходят туристы,

                               Азас нам кивает волной,

                               И берег , и берег лесистый

                              Зелёною машет рукой.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение «Тоджа – мой край родной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по литературе "О Родине веду я разговор"

Урок развития речи, построенный на подборе местного материала....

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация

продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"

Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...