Урок внекласного чтения по рассказу С.Есенина "Бобыль и Дружок" в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Рыбникова Ирина Александровна

Урок внеклассного чтения по рассказу  "Бобыль и Дружок" откроет учащимся С.Есенина как  писателя  и подготовит к восприятию есенинских стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

       

        Урок внеклассного чтения по рассказу С.А.Есенина «Бобыль и Дружок» в 6 классе

Цели урока:

познавательные - познакомить учащихся с рассказом С.А. Есенина «Бобыль и Дружок»;

практические -формирование умения анализировать произведение, определять его тему, идею;

развивающие - развивать интерес к личности человека и к самому себе в частности.

 Оборудование: портрет С.А. Есенина, стенд «На родине поэта», магнитофонная запись мелодии флейты.

Словари: словарь С.И. Ожегова.

                                    Ход урока

I.Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы проводим урок внеклассного чтения по рассказу С.А. Есенина «Бобыль и Дружок». Вы знаете, ребята, С.А. Есенина как поэта, и мало кто из Вас знает, что  С.А. Есенин писал и повести, и рассказы. Рассказ «Бобыль и Дружок» Сергей Александрович посвящает своей сестре Катюше, которой в момент написания рассказа было, как и многим из Вас сейчас, 12 лет. Мы продолжим разговор о счастье, о верности и преданности, о настоящей дружбе. А эпиграфом к нашему уроку могут быть слова С. - Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»

Прошу Вас настроиться на прослушивание рассказа, сесть красиво, свои спинки выпрямить.

II. Учитель читает рассказ.

III. Итак, рассказ прочитан.

Прошу Вас продумать ответы на такие вопросы:

  1. Какое впечатление произвёл на Вас рассказ?
  2. Какие чувства, мысли возникли после его прочтения?
  3. Какие проблемы поднимает автор рассказа?

Свои ответы учащиеся записывают в тетради по внеклассному чтению (Звучит мелодия флейты).

           

          IV.Прошу ответить на поставленные вопросы.

          V.Продолжение беседы

•Кто же является главными героями рассказа?

•А кто такой Бобыль? Бобыль - это имя?

•Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Бобыль - одинокий бессемейный человек.

бобыль   —»   Бобыль.   Имя   существительное   нарицательное      перешло   в   разряд   имён собственных.

•Как Вы думаете, почему С. Есенин не дал конкретного имени своему герою?

•Какие времена года проходят в рассказе?

•Найдите в тексте описание зимы, прихода весны.

•Какую же роль играют описания природы в рассказе?  (Описания природы помогают раскрытию душевного состояния героев.Зимой Бобылю очень трудно, тяжело передвигаться, нечем топить свою хату. И поэтому Бобыль с Дружком так ждёт прихода весны. И становится ещё грустнее от того, что Бобыль умирает весной, ведь весной всё просыпается, пробуждается.)

•Как относятся к Бобылю и Дружку люди?

•Что Вы можете сказать о взаимоотношениях Бобыля и Дружка?

•Попробуем составить портрет Бобыля?

(Старый, угрюмый, с грустными глазами, опирается на палку.)

•Скажите, есть ли в рассказе описание Дружка?

•Как Вы думаете, почему оно отсутствует?

(С. Есенин даёт лишь описание глаз Дружка устами Бобыля).

•А что такое глаза? (Глаза - зеркало души, тем самым Есенин хочет сказать, что и у собаки есть душа).

•Представь себе, что слова, записанные на доске, слова – магниты.

Какие слова притянут Бобыль и Дружок?

А какие люди (односельчане)?

     

     Дружба                                                                   Любовь

     Преданность                                                          Верность                    

     

        Бобыль и Дружок Люди         

  Равнодушие                                                                     Одиночество                                                                                                    

  Безразличие                                                              Старость        

                                                                                                           

•Как же отнеслись в повседневной суете к смерти Бобыля люди?

•А как переживает уход из жизни, смерть своего хозяина Дружок?

•Кто же не остался равнодушным к уходу из жизни Бобыля и Дружка?

•Какой приём мы здесь видим? Найдите метафоры в тексте.

•Какова же тема рассказа «Бобыль и Дружок»?

Кажется, что ты уже ранее слышал эту чудную сказку о дружбе. Потом начинаешь догадываться, что ты слышал  не её,  а другие сказки  о доброте, верности, дружбе. Такое чувство, что Есенин услышал эту сказку   в народе, а возможно, ему поведала  ее его бабушка Наталья Евтеевна.

       VI.        Почти одновременно с рассказом была написана «Песнь о собаке».

•Что же объединяет рассказ и стихотворение?

(У них одна идея - идея милосердия, сострадания к животным.)

(Сочинение «Мир глазами бездомной собаки», написанное к этому уроку, читает ученица.)

      VII.        Подводя итог нашему уроку, хочется сказать, что человек не может состояться без любви к людям, без доброго отношения к животным.

Мы должны научиться уважать старость и должны уметь протянуть руку помощи одиноким пожилым людям. А начать можно уже сегодня, ведь у каждого из Вас есть бабушки и дедушки (как давно Вы навещали их, писали письма?) А быть может, в вашем подъезде живёт одинокая старушка, и ей некому сходить за хлебом.

Стихотворение Е. Евтушенко «Метаморфозы» : «Детство - это село Краснощёково, Несмышлёново, Всёизлазово, Скок-Посковово, чуть Жестоково, но Беззлобнино, но Чистоглазово. Юность - это село Надеждино, Нараспашкино, Оболыщаньино, ну а если немножко Невеждино, - все равно оно Обещаньино. Зрелость - это село Разделово: либо Схваткино, либо Пряткино, либо Трусово, либо Смелово, либо Кривдино, либо Правдино. Старость - это село Усталово, Понимаево, Неупрёково, Забывалово, Зарасталово и - не дай нам Бог - Одиноково.»

  VIII.Защита рисунков – ассоциаций (уч-ся заранее подготовили рисунки, где изобразили,  с чем у них ассоциируется  слово дружба)

   IX.Домашнее задание - сочинение миниатюра «Мой верный друг» или «Что такое настоящая дружба?».

   

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Урок внекласного чтения в 5 классе по рассказу П. Рейнольдса «Точка»

Данный урок является  уроком внеклассного чтения, относится к разделу «Зарубежная литература». Выбор темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема взаимоотношения учит...

Тема войны в книге Ю. Бондарева "Мгновения". Урок внекласного чтения (внеклассное мероприятие) для старшеклассников

Методическая разработка включает в себя подробное описание хода внеклассного мероприятия (урока внеклассного чтения), посвященного теме войны в книге лирических миниатюр Юрия Бондарева "Мгновения...