Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке литературы.
методическая разработка по литературе по теме

Ò1. Низкий уровень умственного развития.
ÒПричины:
ÒПедагогическая запущенность;
ÒЧастые заболевания;
ÒПропуски занятий;
ÒОрганические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
ÒПроявляется:
ÒНе умеет устанавливать причинно-следственные связи;
ÒУчитывать все признаки предмета или явления;
ÒВидеть общее и. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya-slabouspevayuschie_1.pptx384.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке . Подготовила учитель русского языка и литературы МКОШИ № 2 Мязина Татьяна Александровна

Слайд 2

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Слайд 3

Признаки отставания учеников в усвоении конкретного учебного предмета: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины: Педагогическая запущенность; Частые заболевания; Пропуски занятий; Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи; Учитывать все признаки предмета или явления; Видеть общее и. д.

Слайд 4

2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: не умеет работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

Слайд 5

3. Дефицит внимания с гиперактивностью . Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.

Слайд 6

4. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

Слайд 7

5. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Слайд 8

6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности.

Слайд 9

7. Низкий познавательный интерес Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Нуждается: в поддержке; пытается показать то, что он состоятелен в других видах деятельности.

Слайд 10

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

Слайд 11

9. Низкая работоспособность В утомляемости; Истощаемости; Медленном темпе работы.

Слайд 12

Как повысить работоспособность слабоуспевающих учеников: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки (независимо от возраста учеников). Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Слайд 13

Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. “Разрезные” теоремы. Перфокарты. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “Карточки-информаторы”. “Карточки с образцами решения”. “Карточки-конспекты”.

Слайд 14

Учитель должен: Знать особенности психического развития ребёнка. Стремиться понять и принять каждого ребёнка. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке. Проявлять: разумную требовательность; неиссякаемое терпение; справедливую строгость; веру в возможности каждого ученика. Уметь встать на позиции ученика. НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог. Стремиться к внешней занимательности . Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план). Учить работать со словарями и другим справочным материалом.

Слайд 15

В обучении применять: - опережающее обучение; - различные формы групповой работы; - взаимоопрос , самоконтроль; - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!). Применять частую смену видов деятельности на уроке. Многократно проговаривать и закреплять материал урока. Стремиться к алгоритмизации деятельности.

Слайд 16

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Слайд 17

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Слайд 18

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Слайд 19

главное, создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.

Слайд 20

Для разнообразия учебных будней используют разнообразные формы и жанры урока, Например: урок-игра урок-спектакль урок-путешествие урок-детектив урок-сказка урок-силовое многоборье урок-концерт урок-картина

Слайд 21

Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры в парах Примеры игр, которые позволяют создать благоприятные условия для работы, сблизить учеников между собой, повысить интерес ребят к предмету и учителю.

Слайд 22

1. Мой любимый... Игра помогает узнать интересы одноклассников и самим психологически перед ними раскрыться. Все ребята и учитель садятся в круг. Учитель берет мяч и называет любую тему, например "еда". После этого он озвучивает его любимый предмет по этой теме, например "макароны", и бросает мяч любому ученику, который должен называть свой любимый предмет по этой теме и передать мяч дальше. После некоторого времени можно поменять тему. Когда дети узнали правила игры и она им понравилась, ее можно использовать для обобщения тем по предмету.

Слайд 23

2. Три лучшие черты Эта игра хороша в любое время обучения, но не в первые несколько месяцев, так как ребята должны довольно хорошо знать друг друга. Раздайте каждому ученику листок, на котором он должен написать свое имя в самом верху. После этого ребята должны передать листок соседу по парте (или ученику за следующей партой), а тот, в свою очередь, должен написать 3 положительные черты , которые он видит во владельце листка. Можно усложнять задание – три пожелания на какой – то праздник, три вопроса по предмету и т.д. После того, как листок вернется его хозяину, вы можете начать зачитывание (если посчитаете нужным). При проведении игры постарайтесь сделать так, чтобы ребята не видели ответов одноклассников.

Слайд 24

3. Семейный очаг В конце недели после последнего урока (или в конце классного часа) сядьте с ребятами в круг (если это возможно) и проведите игру-беседу "семейный очаг". Обсудите с учениками то, чем вы или они собираетесь заниматься на выходных, вспомните школьные события недели или мировые новости, расскажите друг другу анекдоты. В конце беседы выберите "ученика недели": пускай ребята озвучат кандидатуры и проведут голосования. Наградите "ученика недели" благодарностью или символическим подарком. Эту игру возможно использовать по предмету – обсуждение вопросов недели, самый активный ученик недели, самый добросовестный ученик недели и т.д. Проявите фантазию! Главное – делать это систематически, никого при этом не забывать.

Слайд 25

Эти несложные игры помогут вам сформировать в классе позитивную дружественную обстановку, повысить мотивацию учеников, не говоря уже о том, что вы сможете улучшить настроение ребят и развить положительный микроклимат в классе. А слабые ученики будут на равных находиться с сильными учениками.

Слайд 26

Спасибо за внимание.