литературная викторина
материал по литературе по теме

Смолякова Елена Викторовна

вопросы и задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnye_viktoriny.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Предложенный материал не вполне соответствует определению «урок» в классическом смысле этого слова. Скорее  это варианты элементов, из которых можно сконструировать как учебное занятие,  так и внеклассное мероприятие на тему «ЛИЦЕЙ, ПШКИН, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

Идея проведения в школе так называемых «Лицейских дней» появилась у меня как у председателя методического объединения школы накануне 195 годовщины основания Царскосельского лицея в связи с тем, что ни одно из средств массовой информации не откликнулось на это событие. Мною была подготовлена презентация открытия праздника и разработаны конкурсные задания для параллелей                                                                  

                                                                                                         

                                                                                                                                   

В честь 195-летия основания

Царскосельского (Александровского) Лицея,

в память о великих людях и событиях той эпохи

с 19 по 26 октября в школе

состоятся мероприятия,

посвященные этой дате:

Дата

Класс

Мероприятие

Задание классам

19.10

5 - 11

Презентация дней Лицея «Отечество нам – Царское село».

-

20.10

5 - 11

Выполнение классами творческих заданий.

-

24.10

5 - 6 классы

«Что за прелесть эти сказки!»

(викторина с элементами инсценировки)

Подготовить инсценировку небольшого фрагмента  (2 – 3 минуты) пушкинской сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке»

23.10

7 - 8 классы

«Друзья мои, прекрасен наш союз...» (Лицейские друзья А.С.Пушкина. Игра – представление)

Подготовить небольшое сообщение-инсценировку по принципу «Угадай, о ком идет речь...» (2-3 минуты) об одном из лицейских друзей Пушкина: Пущине, Дельвиге, Кюхельбекере

25.10

9ые классы

Автобусная экскурсия «А.С.Пушкин в Петербурге» (с посещением музея-квартиры на набережной Мойки, 12)

-

26.10

9ые классы

«Наставникам за благо воздадим...» (Лицейские уроки. Фантазии на тему...)

Подготовить небольшое представление-инсценировку (2-3 минуты) о проведении в Лицее урока словесности, математики, истории

27.10

10 – 11классы

«Я вас любил...» (Адресаты лирики А.С.Пушкина)

Подготовить небольшое сообщение-инсценировку по принципу «Угадай, о ком идет речь...» (2-3 минуты) о Воронцовой, Керн, Гончаровой

27.10

5 – 11 классы

Подведение итогов «Лицейских дней». Подведение итогов конкурса стихотворений «Осенний стихопад». Презентация первого сборника стихотворений поэтов 149 школы.

-

                                               

(Презентация «Пушкинский Лицей» и материалы конкурсов прилагаются)

В этом учебном году  девиз  Лицейских дней был изменен, хотя, конечно же, им вновь стали пушкинские строки: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»

Это «что-нибудь» и «как-нибудь» показалось логичным  связать с  уроками словесности, ведь 2007 год объявлен Годом русского языка. Поэтому  эпиграфом к Лицейским дням стали слова: «Как материал словесности язык русский  имеет превосходство над всеми европейскими» (А.С.Пушкин).

 

                                                                                                                                                                                                                                                                             

             

Продолжая традицию празднования  

Дня Лицея,

с 19 октября по 30 ноября в школе

состоятся мероприятия,

посвященные этой дате.

Тематика их связана с проведением Года русского языка

«Как материал словесности язык русский имеет неоспоримое превосходство над всеми европейскими» (А.С.Пушкин).

Дата

Класс

Мероприятие

Задание классам

19.10

5 - 11

Презентация дней Лицея «Отечество нам – Царское село».

27.11

5ые классы

«Буквы разные писать...» (Фонетика, графика, орфография)

Подготовить импровизацию (песни, композиции, инсценировки, фантазии) на тему: «Буквы разные писать...» (Фонетика, графика, орфография).

26.11

6ые классы

«В начале было слово...» (Лексика)

Подготовить импровизацию (песни, композиции, инсценировки, фантазии) на тему: «В начале было слово...» (Лексика).

28.11

7ые классы

«Вот – новый поворот» (Стилистика и культура речи)

Инсценировать сказку в одном из стилей (официально-деловом, научном, разговорном)

29.11

8, 9ые классы

«Точка, точка, запятая...» (Синтаксис и пунктуация)

Подготовить импровизацию (песни, композиции, инсценировки, фантазии) на тему: «Точка, точка, запятая...» (Синтаксис и пунктуация).

03.12

10ые классы

«И сам заслушаюсь...» (Языковые средства художественной выразительности)

Подготовить несколько рекламных роликов, построенных на использовании какого-либо одного средства художественной выразительности.

02.12

11ые классы

- Что вы читаете?

- Слова, слова, слова... (Текст и его строение)

Составить текст, обязательно включив в него 30 предложенных слов. Подготовить инсценировку составленного текста

07.12

5 – 11 классы

Подведение итогов «Лицейских дней». Подведение итогов конкурса «Школьные годы» и «О, великий и могучий» Презентация сборников творческих работ учащихся  149 школы.




-

(Презентации открытия и завершения «Лицейских дней» и материалы конкурсов прилагаются)

Цели проводимых мероприятий достаточно ясны:

  1. воспитание гражданина и патриота, духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к родному языку, литературе  и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

Форма проведения урока (или внеклассного мероприятия) обязательно должна включать соревновательный элемент. Поэтому распределение домашних заданий (по группам или по классам) должно быть заранее подготовлено.

Также заранее подготовлено было выступление старшеклассников по написанному мною сценарию сказки-были «Про ЕГЭ и Ягу»

Про ЕГЭ и ЯГУ

(сказка-быль в трех частях с прологом и эпилогом)

Автор  Смолякова Елена Викторовна

Фома

Ну что, дорогие, узнали меня?

Как нет! Очень странно! Я – Дятлов Фома.

Учился я долго – зачем, не пойму.

Учеба, вы знаете, - горе уму.

Проблемы начались лишь в этом году,

Когда я услышал про Бабу Ягу.

Яга

Милок, ты чаво среди белого дня

Себе на нисчастье накликал меня?

Почто ты поганишь наш русский язык?

Мой слух к безобразьям таким не привык.

Фома

Во-первых, старуха, тебя я не звал,

И что я такого «погано» сказал?

А2

Ты, мальчик, смертельно обидел меня...

Фома

А кто ты?

А2

Считай, что я спящая совесть твоя,

Хоть в общем я просто заданье А – 2.

Язык твой, Фома, неприлично несносен.

Послушай, как люди слова произносят:


НАЧАЛИСЬ, ПОЗВОНИШЬ, КРАСИВЕЕ, ВКЛЮЧАТ, ПОНЯТА, ПОНЯЛА

Яга

Поняла, поняла, поняла...

Ошибку свою я сама поняла

И брата меньшого к тебе привела.

Нас путают часто: похожи слова.

Он – мудрый ЕГЭ, а я – Баба Яга.

Фома

Не верю я в сказки – какое ЕГЭ!

Уж лучше держаться от вас вдалеке.

Егэ

Нет, милый Фома, ты покуда постой.

Во-первых, вопрос здесь уместен «какой»...

Часть А, будь добра, снова мне помоги!

Фома

Пора уносить мне обои ноги!

А4

О, ужас, негодник! Что слышала я!

Фома

Ты тоже, наверное, совесть моя?

А4

Должно быть. Пусть люди тебе объяснят...

Давай-ка, дружочек, пойдем в детский сад.

Дети

(под музыку «дождик босиком по земле прошел...»)

Знаю я уже правила ЕГЭ,

Хоть еще совсем кроха.

Если нет носков – это хорошо!

Если нет чулков – плохо!


Могут рядом быть радость и беда,

А когда совсем грустно,

Если доктора – это хорошо,

Если шофера – гнусно!


Ты, Фома, вернись снова в детский сад:

Кормят вкусно здесь, сытно!

Вот когда борщом – это хорошо,

А когда свеклой – стыдно!

А4

Дети, какие  ошибки допустил Фома?

Дети

Аббревиатура ЕГЭ означает Единый Государственный Экзамен, где главное слово «экзамен» - мужского рода. Следовательно, нужно спрашивать «Какой ЕГЭ?»

Дети

В  винительном падеже множественного числа собирательное числительное женского рода имеет форму обе (Обе ноги).

Фома

Спасибо, детки, научили!

Унизили и оскорбили...

Такие говорят слова,

Что просто кругом голова...

А1

Хотя не звали вы меня, но первый номер – это я.

И путаница в голове частично объяснима мне.

Вы – ЕГЭ, а вы – ЯГА.

Как услышал ты слова?

Фома

Сон кошмарный, детский сад!

Что они еще хотят?

А1

Фома, я прошу тебя сказать, сколько звуков отличает слово ЕГЭ от слова ЯГА?

Фома

Затрудняюсь я с ответом -

Пообщаюсь с педсоветом.

(Дается ответ – один звук: Э – А)

А1

Я, фонетика, с вами согласна.

Отличие – один гласный.

Фома

А мне нравится эта часть А...

Что еще у нее для меня?

 

Трио А1, А2, А4

(под музыку «Буквы разные писать...»

Буквы разные писать,

Орфограммы изучать

В нашей части (3 раза)

Предложенья разбирать

И значенье слова знать

В нашей части (3 раза)

Ну, и главное теперь,

Слушай нам и нам поверь

В нашей части (3 раза)

Есть ответы на вопрос.

Take you one, Фома, of couse,

В нашей части (3 раза)


Пример даем тебе простой:

Найти значение слова «отстой».

Фома

В контексте знаний языка

Понятно это мне... Ага!

Хор

Молодец! Молодец!

Фома

Я горд собой...

О, уважаемый ЕГЭ,

Сказали «А» - скажите «Б»!

Егэ

А и Б... А и Б... А и Б... сидели на трубе.

Фома

А или Б? Вот в чем вопрос...

И кто их на трубу занес?

Часть В

Тебе мое заданье:

Найди слов сочетанье,

Чтоб управленья сила

Слова соединила!

Подсказки нет.

Решай все сам.

Фома

Так я и сам уже с усам...



Фома

Ответ готов!

Часть В

Ты – гений!

Давай еще проверим!

Всегда вызывает массу вопросов

Мое задание номер восемь.

С ним справляется лишь тот,

Кто в дружбе с языком живет.

Ты эти строчки с детства знаешь,

А средства ты в них опознаешь?

Хор А

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Фома






СХВ

Помоги мне, помоги мне

СХВ. СХВ назови...

Видишь гибнет,

Дятлов гибнет

В огнедышащей лаве Яги!


Инверсия – В голубом тумане моря белеет одинокий парус.

Эпитеты – одинокий, голубом, далекой, родном.

Риторические вопросы

Анафора – (единоначалие) – что....

Антитеза (или контекстные антонимы): ищет – кинул, далекой – родном

Синтаксический параллелизм – одинаковая конструкция предложений.

Фома

Что кинул он в краю родном?...

Вот если так же бы и мне,

Да с Лермонтовым наравне!..

Егэ

Помогу, не торопись.

Эй, часть С, ко мне явись!

Часть С

(под музыку «ты меня на рассвете разбудишь...»)

Я – часть С

И меня все особенно любят.

Я учу сочиненья писать.

Подберите свои аргументы –

И ко мне возвращайтесь опять.

Фома

Какая неприступная!

Егэ

Она только кажется такой. У нее есть критерии. Они ее полностью обезоруживают.

К – 1

(под музыку «Не думай о мгновеньях свысока...»)

Не думай о проблеме свысока.

Насупит время – сам  поймешь, наверное,

Не лишние они, те балла два,

Проблемные, проблемные, проблемные...

К – 1

(под музыку «Я шоколадный заяц...»)

Я – пресловутый тезис,

Я розовый младенец,

Понятный на все сто – о -  о – о.

Легко определяясь и четко выражаясь,

Даюсь я вам легко – о – о – о !

К – 1

(под музыку «Я водяной...»)

Я аргумент, я аргумент,

Меня ты не найдешь в момент.

Кругом – интриги, сплетни...

Фу, какая гадость!

Эх, жизнь моя жестянка,

А ну ее в болото.

Меня Фома не видит,

А мне к нему охота...

Фома

Наступил такой момент:

Я нашел свой аргумент!

Спасибо, Егуша,

Спасибо, Яга,

Теперь с Госэкзаменом

Справлюся я!

Немая сцена. А2 падает в обморок. Все участники представления складывают к ногам Фомы учебники для подготовки к ЕГЭ.

Идею этой сказки,

А, может, и не сказки

Поймет не только взрослый,

Но даже карапуз!

Готовиться заранее

Нам надо всем к экзаменам,

Чтоб не давил на плечи

ЕГЭ тяжелый  груз! (мотив песни из м/ф «Пластилиновая ворона»

Музыка. Бурные аплодисменты, перерастающие в овации. Поклоны.

Постановка (в зависимости от реакции зала) занимает от15 до 20 минут. Оставшееся время урока  распределяется учителем на показ выполнения домашних заданий, участие в конкурсах и подведение итогов.

Приложения

I Материалы конкурсов Лицейских дней (Нумерация параллелей не указана. Учитель сам может выбирать задания, исходя из уровня подготовленности учащихся и резерва времени)

1

Сколько

1) Стихотворений Пушкина посвящено лицейской годовщине?

(5:  1825 («Роняет лес багряный свой убор...» - «Друзья мои...»умер Корсаков), 1827 («Бог помочь вам, друзья мои...» - в ссылке после восстания декабристов оказались Пущин и Кюхельбекер),  1828 (Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура, прощайте, братцы: мне в дорогу, а вам в постель уже пора»), 1831 («Чем чаще празднует Лицей свою святую годовщину, тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину... – умер Дельвиг), 1836 года («Была пора, наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался...» - не закончено).

2) Лицеистов завершили свое обучение вместе с Пушкиным?

(29)

3) Лет обучались в лицее? (6)

4) Баллов считалось в лицее лучшей оценкой? (1)

5) Сколько в нашем городе памятников Пушкину? (6): Пушкинская улица, Площадь искусств, Стрелка ВО («Пушкинский дом» - Институт русской литературы), Станция метро «Пушкинская», Станция метро «Черная речка», Набережная реки Мойки, 12)

На счет «пять» участники поднимают карточку с цифрой ответа.

(карточки с цифрами прилагаются)

2

Соедините  имена героев  и определите из какого они произведения.

Евгений – Параша («Медный всадник»)

Людмила – Черномор («Руслан и Людмила»)

Швабрин – Пугачев («Капитанская дочка»)

Онегин – Ленский («Евгений Онегин)

Троекуров – Дубровский («Дубровский»)

Правильно названная пара – 1 балл + правильно названное произведение – 1 балл

(максимум – 10 баллов)

(карточки с именами прилагаются. Все дополнительные раздаточные материалы и ответы на предложенные вопросы содержатся в соответствующих папках и файлах прилагаемого к работе диска)

3

Вычеркните  лишнее.

Поясните выбор

Любви все возрасты покорны...

Мне грустно, потому что весело тебе...

Печаль моя светла...

Я сам обманываться рад...

4

БУРИМЕ

БУРИМЕ (франц. bouts rimes — рифмованные концы), стихи на заданные рифмы; популярная форма светской «легкой поэзии» 18-19 вв.

По данным рифмам сочините стихотворение на тему школы, дружбы, наших Лицейских дней, нашей жизни...

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет...

Сердце в будущем живет,

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

(карточки со словами для буриме прилагаются)

5

Туча по небу идет, бочка по морю плывет...

(В бочке должны оказаться предметы только

из этой сказки. Укажите стрелкой, что вы

положите в бочку.)

«Сказка ......................................................»

Кораблик

Корыто

Орешки                                              

Невод

Зеркальце

Яблочко

Лук и стрела

Златая цепь

6

Кому принадлежит?

Зеркальце, умеющее говорить (Царице-мачехе) О мертвой царевне

Старое разбитое корыто (Старуха) О рыбаке

Шелковый шатер (Шамаханской царице) О золотом

Орешки с золотыми скорлупками (Белочке) О царе Салтане

Два зайца в мешке (Балде) О попе

7

Разыграйте стихотворение как пантомиму (не произнося слова)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря».

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все бродит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на дверях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы, пора, брат, пора,

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляют лишь ветер... да я!..»

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно...

8

«Прочитаем «Онегина» вместе»                       

Адвокат:

Вот мой Онегин...........................................,

.....................................по последней моде...

Нарколог:

К несчастью, Ларина ..........................................,

Боясь прогонов дорогих...

Программист

Мы почитаем всех .....................................,

А ........................................... – себя...

Ортопед

Ах, долго я забыть не мог

Две ............................ ....

Метеоролог

.............................. ждала, ждала природа,

Снег выпал только в ....................................... .

(карточка с ответами прилагается)

9

Выберите имена героев

Все герои пушкинских сказок перепутались. Выберите имена героев вашей сказки (название на конверте) и оставьте в конверте только их.  – 2 минуты.

Правильное имя – балл. Максимум – 5 баллов

...... – «Сказка о царе Салтане» : Гвидон, Бабариха, Шмель, Царевна Лебедь, Комар.

...... – «Сказка о мертвой царевне» - Елисей, Семь богатырей, Мачеха, Чернавка, пес Соколко

...... – «Сказка о рыбаке и рыбке» - Старик, Старуха, Золотая рыбка, Вольная царица, Столбовая дворянка

...... – «Сказка о золотом петушке» - Дадон, два сына, Шамаханская царица, Петушок, Мудрец – звездочет

...... – «Сказка о попе и работнике его Балде» - Поп, Попадья, Кобыла, Заяц, Чертенок, Балда.

(карточки с именами прилагаются)

10

Хороша Маша, да не наша.

В каких пушкинских произведениях героиня носит имя Мария?

Марья Гавриловна («Метель»)

Мария Гавриловна Троекурова («Дубровский»)

Маша Миронова (,Капитанская дочка»)

Мария Мнишек («Полтава»)

Выкупаем именем героини или стихотворением Пушкина.

11

«Mon portrait» (Мой портрет)

Стихотворение написано одним из лицеистов в 1814 году на французском языке. Вот его дословный перевод. Ваша задача догадаться, о ком это стихотворение, то есть кто является его автором. Ответы – в письменном виде на листочках. Правильный ответ – 5 баллов.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу.

Мне претят ссоры и препирательства,

А отчасти и ученье.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености –

Да, таков ...............

(Пушкин)

12

Поставь подпись

                                                                                               

Задание для игры в параллели 10 классов

«И сам заслушаюсь...» (Языковые средства художественной выразительности)

1

Кто больше?

Запишите справа от стихотворения все средства художественной выразительности,

замеченные вами в этом стихотворении А.С. Пушкина:

Я скоро весь умру.

Но, тень мою любя,

Храните рукопись,

О други, для себя.

Когда гроза пройдет,

Толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать

Мой свиток верный.

И, долго слушая, скажите:

«Это он... Вот речь его...»

А я , забыв могильный сон,

Войду невидимый

И сяду между вами

И сам заслушаюсь....

Парцелляция

Метафора

Инверсия

Эпитеты

Риторическое обращение

Анафора

Метонимия

Ассонанс

2

Угадай известное изречение

Используя контекстные антонимы, измените фразу и прочтите известное изречение:

Улетело счастье – закрывай окна. (Пришла беда – открывай ворота)

Легки вы, кеды Чингисхана!.(Тяжела ты, шапка Мономаха!)

Мойша добрый рожает чужую дочь. (Иван Грозный убивает своего сына)

Ненависть до последнего вздоха.(Любовь с первого взгляда)

Полрояля перед дверью радостно заткнулись. (Две гитары за стеной жалобно запели)

Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо! (О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык)

3

Терминологический кроссворд

Вопросы по горизонтали: 1.Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой или скрытой насмешки. 2.Художественное преувеличение- это… 3.Слова, сходные по звучанию, часто однокоренные, но различные по значению (форум-кворум) 4.Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии,  (шепот листвы). 5.Художественное противопоставление-это…

Вопросы по вертикали:1.Художественное определение-это… 2.Слова, сходные по значению, но различные по написанию - это… 3.Художественное преуменьшение-это…(мальчик с пальчик). 4.Сближение или сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий (Кремль принял решение). 5.Слова, которые часто используются для создания антитезы.

         

1


1

2


2


3



4



5



         



3




               

Задание для игры в параллели 11 классов

                                        - Что вы читаете?

- Слова, слова, слова... (Текст и его строение).

гул

затихнуть

выйти

подмостки

прислонясь

косяк

ловить

далекий

отголосок

случиться

век

ночь

ось

чаша

пронести

люблю

замысел

играть

роль

идти

драма

уволить

распорядок

действие

конец

путь

один

тонуть

жизнь

поле

Из предложенных разрезанных и перемешанных слов ученики и должны были составить свой текст при выполнении домашнего задания. Поэтому  когда игра началась с музыкальной заставки (естественно, В.Высоцкий, исполняющий знаменитую увертюру к постановке «Гамлета» на Таганке), испытали некое смущение. Конечно, у них есть оправдание: мы еще не знакомились с Пастернаком на уроках литературы, но они-то подготовили, оттолкнувшись от «ключевых» слов, естественно, нечто абсолютно несхожее с оригиналом: драму из жизни наркоманов, пародию на бразильскую «мыльную оперу»...

1

Ваша реплика

- Что вы читаете?

А) – Фразы, фразы, фразы...

Б) – Слоги, слоги, слоги...

В) – Буквы, буквы, буквы...

Г) – Стихи, стихи, стихи...

Правильный вариант ......, так как в других случаях изменяется .............................................................. .

Гамлет же на вопрос «Что вы читаете?» ответил: «........................................................................................»

2

Знать и понимать

Кто автор этого стихотворения? Соотнесите главную мысль стихотворения с приведенным ниже тезисом.

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Диалог Гамлета с совестью

  1. На дне она, где ил                                                

И водоросли. .. Спать в них                    

Ушла,- но сна и там нет!

  1. Но я ее любил,

Как сорок тысяч братьев

Любить не могут!

  1. Гамлет!

На дне она, где ил:

Ил!.. И последний венчик

Всплыл на приречных бревнах…

  1. Но я ее любил,

Как сорок тысяч…

  1. Меньше

Все ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.

  1. Но я ее –

                  Любил??

Я – Гамет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети.

А в сердце трепетном – любовь.

Одна, к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко смерти холод.

И гибну, принц, в чужом краю

Клинком отравленным заколот!

Выберете тезис,  соответствующий главной мысли стихотворения:

  1. Трагедия Гамлета – в несостоявшейся любви.
  2. Трагедия Гамлета в том, что любви, как таковой, не было.
  3. Трагедия Гамлета в непонимании его окружающими.
  4. Трагедия Гамлета в том, что он оказался в зависимости от окружающих.
  5. Трагедия Гамлета в том, что он понимает неотвратимость своей гибели.

3

Сюжет

Прочитайте фрагмент рассказа Т. Толстой «Сюжет»

Подчеркните в тексте знакомую вам цитату, а справа запишите фамилию автора цитаты и название произведения, из которого она взята.

...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики... кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб — Даль? — Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке... это он сам, убит, — к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? — шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой: прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, — тварь дрожащая или право имеет? — переламывает над головой зеленую палочку — гражданская казнь: еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая. Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, — тихо и убежденно говорит он, — ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...

Это текст хотя бы потому, что это ...................................................... .

Хотя скорее он напоминает ............................................... произведение: важен не повествовательный ряд, а чувства, эмоции.

Для создания настроении Т.Толстая соединяет .................................................. из различных произведений различных авторов:

4

Фрагмент

Вставьте недостающий фрагмент  в рассказ С. Давлатова «Взгляд в нечто»

1) Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца, досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. За плечами оставалось двадцать лет срока.

2) Мне показалось нелепым так бдительно охранять зека. Ведь ему оставалось сидеть несколько часов.

3) Я выпустил его из камеры. Он выпрыгнул на ходу и бежал.

4) Шесть часов спустя его задержали... Чичеванов успел взломать продуктовый ларь и дико напиться. За побег и кражу ему добавили 4 года...

5) Случившееся казалось невероятным.

6) Но капитан Прицепа мне все разъяснил. ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

7) Нечто подобное испытываем и мы, российские эмигранты.

8) Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы.

9) И мы отправились взламывать продуктовый ларь.

(Чичеванов отсидел 20 лет. Он привык. Тюрьма перестроила его кровообращение, его дыхательный и вестибулярный аппарат. За воротами тюрьмы ему нечего было делать. Он дико боялся свободы и задохнулся как рыба...)

Приложения к приложениям

Далее я хочу представить несколько фрагментов из презентаций, выразить благодарность за прочтение моей работы и надежду на то, что она поможет коллегам-филологам в подготовке уроков и внеклассных мероприятий на предложенную тему.

Список литературы

  1. Пушкин А.С. , Москва АСТ Олимп, 1998 год
  2. Пастернак Б.Л. , Москва АСТ Олимп, 1998 год
  3. Блок А.А. , Москва АСТ Олимп, 1998 год
  4. Цветаева М.И. , Москва АСТ Олимп, 1998 год
  5. Толстая Т.Н. , Москва, «Современник», 2002 год
  6. Довлатов С.Д. , Уфа, «Салават Юлаев», 1991 год

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

А.С.Пушкин

бочка

Победителю-ученику от побежденного учителя

....................................

Автор ...................................................

Тезис № .......................

Автор ...................................................

Тезис № .......................

Автор ...................................................

Тезис № .......................