Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Радион Лидия Артёмовна

Урок-проект для учащихся 8 класса по теме :"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова". Исследование творчества биографии, создание альманаха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_i_tvorchestvo_lermontova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь и творчество М. Лермонтова.

 

Дидактические цели урока: 1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений видеть проблему и предложить пути ее решения.

Методические задачи урока: 1) активизировать познавательную деятельность учащихся;

2) учить анализировать и оценивать произведение как художественное единство

3) познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества М. Лермонтова

Идея проекта: провести итоговый урок в форме защиты своих творческих работ по биографии и лирике М.Лермонтова, создать классный альманах

Учитель

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча

По небу русскому прошел.

                     Я. Смеляков.

Если прошел, значит, обязательно оставил след, память.

И сегодня мы поговорим о том, какое впечатление сложилось у вас при имени Лермонтов, что отложилось в памяти, пробудилось в вашей душе.

 

Наш заключительный урок пройдет в форме защиты проектных работ.

1-й слайд М.Лермонтов. Портрет писателя

2-й слайд Напомню, что проект – готовый результат деятельности.

3-й слайд. В.Х.Килпатрик: проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца.

Отсюда следует, ребята, что в процессе вашей деятельности приоритетом будет творчество, работа души, сердца.

Итак, проект предусматривает исследование по теме, а объект исследования – личность и творчество поэта Лермонтова.

Начинаем работу. Чтобы настроиться на лирическую волну, я прошу прослушать романс на стихотворение «Парус». Его исполняет Сергей Лемешев. (Слайд парус) В процессе прослушивания запишем в тетрадь тему и поделим страничку на две части, в одной из которых по ходу выступления своих товарищей будете записывать ассоциации, связанные с поэтом, а в другой части, лирическим героем. Это могут быть и прилагательные и причастия и т.д.

1-й доклад информационный.

М.Лермонтов – значимый поэт России, его читают, любят, помнят. Это безусловно. Но среди людей молодого поколения есть мнение, что Лермонтов не интересен, устарел.  Поэтому, с целью пропаганды его творчества, мы решили выпустить альманах, посвященный жизни, личности и творчеству поэта.

Итак, цель нашего проекта: создание альманаха по творчеству

М. Лермонтова.( Слайд).

Для начала выясним, что такое альманах. (Слайд)

 Альманах – от араб. Аль-манах – календарь.

  1. непериодический сборник сведений, занимательных или справочных.
  2. Сборник лит. произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному )

Выпуск альманаха – дело серьезное. Хотелось бы, что б в нем отразился весь Лермонтов, с его эпохой, страстью, любовью, характером. А главное, чтоб альманах понравился нашим сверстникам

Для этой работы мы наметили задачи: познакомиться и изучить факты биографии поэта, прочитать стихотворения разных периодов жизни, выяснить тематику произведений и ее обусловленность

«Нет, я не Байрон, я другой». Исследуя творчество и факты биографии,  мы хотим выяснить, какой же он, Лермонтов?

Попытаемся узнать о нем из писем, биографических справочников, воспоминаний, стихотворений. Я познакомилась со многими отзывами о поэте: Белинского, Сергея Андриевского, другими писателями, учеными, мыслителями. Наша исследовательская группа предполагает, что Лермонтов – уникален по-своему, стихи его глубоки по мысли, проникновенны и интересны всякому читателю. Это предположение мы и будем проверять

Литературовед  Ираклий Андроников пишет, что Лермонтов был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.

Офицер Раевский рассказывает: «Любили мы его все. У многих сложился взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда, знать только нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, он не терпел, но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков.

«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на роковой дуэли с Мартыновым.

Сколько мы ни читали воспоминаний и отзывов, все они противоречивы. А вот как сам поэт в стихотворении «Стансы»  о себе пишет: « Я сын страданий.

Ненужный член в пиру людском, младая ветвь на пне сухом»

Откуда такие мысли, такой пессимизм?

Давайте побываем в имении бабушки Елизаветы Арсеньевой в Тарханах, где поэт провел первые годы своей жизни.

Слайд. Тарханы. Прелестный пейзаж Пензенской губернии: дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, проселочные дороги, березы, белеющие среди желтых полей. Здесь, среди этих русских просторов, прошли первые 13 лет жизни поэта, здесь он слышал народные песни, неторопливые рассказы о Иване Грозном, Стеньке Разине. Елизавета Алексеевна Арсеньева  была жестокой своенравной помещицей, однако своего маленького внука очень любила и не хотела его делить ни с кем. После смерти своей дочери, матери Лермонтова, она лишила мальчика отца, сказав, что оставит наследство внуку при условии, если отец не будет вмешиваться в воспитание Миши. Бабушка делала все для единственного внука, не жалела денег на учителей и гувернеров. Он получил хорошее домашнее образование. С детства владел французским и немецким языками, играл на музыкальных инструментах. Но ребенок был обделен родительской лаской, которую ничем не заменишь.

Таким образом, поэт, будучи еще совсем маленьким перенес большую муку разлуки с близкими. Итак, первое, что мы узнали о поэте: Сын страданий.

Слайд. Московский университет. В 1828 году Лермонтов определяется в Благородный пансион при Московском университете. В стенах университета он проявил себя человеком с широким кругозором, богатыми разносторонними знаниями. На одном из экзаменов Лермонтов гораздо шире ответил на вопрос. Принимавший экзамен профессор удивился: откуда такие познания? Я вам этого не читал. Лермонтов ответил: Вы и не могли этого знать и читать, так как это ново для вас и еще не дошло. Профессор изумился до возмущения. Ему это не понравилось. Глубокий ум поэта, его резкие суждения раздражали таких преподавателей. Как говорил Герцен «он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас».

Вскоре Лермонтову дали понять, что его пребывание в университете нежелательно. И снова поэт страдает, он вынужден уехать из Москвы, города, который так  полюбил. Лермонтов гоним, нежелателен, но он так стремится к свободе.

Через 2 года поэт был произведен в корнеты гусарского полка, который размещался в Царском Селе. А вскоре произойдет событие, на которое поэт публично откликнется, и о нем заговорят. Погибнет на дуэли Пушкин. В стихотворении «Смерть поэта». Лермонтов открыто обвинит самодержавие в гибели Александра Сергеевича. (Чтение стихотворения)

И опять поэт гоним. Его отправляют в ссылку на Кавказ. В стихотворении «Тучи» он отразил свое положение изгнанника: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники! С милого севера в сторону южную». На Кавказе поэт , по его словам находился в беспрерывном странствовании, изъездил всю линию от Кизляра до Тамани, переехал горы то на перекладной, то верхом. Были и приятные знакомства. Так, он сдружился в этих местах с ссыльным поэтом Одоевским, с дочерью грузинского поэта Чавчавадзе.

Между тем, Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, неустанно хлопотала о возвращении внука в гусарский полк, в котором он служил раньше. Осенью 1837 года поэта перевели в Новгород, а затем разрешили служить в столице. Наступил самый плодотворный период литературного творчества. В это время он пишет известную нам «Песню про купца Калашникова», поэму «Мцыри», знаменитого «Демона». И снова грозовые тучи сгущаются над поэтом. Так сложились обстоятельства, что Лермонтову пришлось защищать честь русского офицера. Состоявшаяся дуэль ни до чего хорошего не довела. Лермонтов снова в ссылке. И снова Кавказ. Там ведутся ожесточенные бои с горцами. Лермонтов – непосредственный участник. Ему угрожает прямая опасность, но он храбр, и удивляет своей удалью даже старых кавказских джигитов. В 1841 году Лермонтов выхлопотал кратковременный отпуск и пытается добиться отставки, но царь, Николай первый дает строжайшее предписание больше не покидать фронтовую службу. И снова путь к месту боевых сражений. Этот путь шел через город Пятигорск, где состоялась роковая встреча поэта с отставным майором Мартыновым, человеком хвастливым, завистливы, самовлюбленным. 15 июля 1841 года Михаил Лермонтов погибает на дуэли.

Лермонтов прожил короткую, но очень непростую тревожную жизнь. Мною были представлены основные вехи его жизненного пути. Исследуя его жизнь, я пришла к выводу, что поэт по своей природе был  разносторонне талантливым человеком, а в жизни был одинок, гоним, у него не было радости в душе, внутреннего удовлетворения, удовлетворения жизнью.

Выступление второго исследователя.

Самую верную характеристику Лермонтова как поэта, человека, конечно же дадут его стихи. В них он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. Лермонтов исповедовался в поэзии, и, читая его стихи, поэмы, мы можем прочесть историю его души.

 Итак. Лирический герой поэта Лермонтова. Какой он? Проблемный вопрос.

Прочитаем стихотворение «Кавказ».

Герой стихотворения любит «Кавказ», считает его сладкой песней отчизны. Он счастлив был в ущелье гор, с Кавказом связаны добрые воспоминания о детстве, о матери. Отношение героя к Кавказу тождественно авторскому. Лермонтов неизменно и глубоко любит эти места. Первозданная природа, красота гор приходились по душе свободолюбивой натуре поэта. Кавказ – источник жизненных сил, муза Лермонтова. Из стихотворения следует, что лирический герой, как и сам поэт, способен тонко чувствовать красоту природы, ее необычность, буйность. Итак, как и у поэта, у лирического героя тонкая, чувствительная к красоте душа. Кавказ можно назвать «малой родиной» поэта. И Лермонтов любит ее. А через любовь к малой родине видно отношение поэта к Отчизне. Можно взять стихотворение, которое так и называется «Родина». Герой стихотворения открыто признается в «странной любви» к дымку «спаленной жнивы», чете «белеющих берез», пляске «с топотом и свистом». Поэт, как и лирический герой, любит простой русский народ, он ему близок и дорог.

Однако в стихотворении «Прощай, немытая Россия» поэт бросает «железный свой стих» России чиновников, господ, угнетателей. (Чтение стихотворения.)    Он желает видеть свою родину свободной, без притеснителей. Герой стихотворения – настоящий патриот своей страны. Такими чертами характера наделен и Мцыри из одноименной поэмы «Мцыри». В монастыре, куда попал юноша Мцыри будучи маленьким ребенком, он чувствует себя, как в тюрьме, он мечтает о Родине, он скучает по родным, жизнь без родины – не жизнь.

             Критик Белинский писал, что Мцыри – любимый идеал Лермонтова, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью.

Возьмем хотя бы вот эти строки:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил.

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Вчитавшись в эти строки, мы видим, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у Мцыри. Собственно она тождественна, сродни самому поэту. Такая натура была у самого Михаила Лермонтова.

Третий проект.

Среди многообразных тем поэзии Лермонтова видное место занимает тема узничества. Таково стихотворение «Сосед». (Анализ стихотворения)

Стихотворение, где прослеживается тема узничества «Пленный рыцарь». Оно написано за несколько месяцев до гибели поэта.,   Само сочетание слов пленный рыцарь наводит на мысль о неправильности героя, потому что слово рыцарь ассоциируется со словом подвиг, а пленный рыцарь подвиг совершить не может. Значителен в стихотворении образ тюрьмы – неволи. Герой должен побеждать, а он побежден и заключен в темницу, поэтому герой чувствует себя виноватым. Беда рыцаря, что подвиги уже позади. Настоящее только тюрьма. Освобождение – это только смерть, но он ее не боится, так как считает смерть свободой, свободой от земных тягот.

 Учитель: Итак, рыцарь – победитель. Только свобода здесь в несколько другом смысле, свобода от мирской суеты. Надо сказать, что Лермонтов всю жизнь ощущал себя изгнанником на земле, считал небо своей родиной. (Рассказ о гербе Лермонтовых, девиз рода «Жребий мой – Иисус»). Возможно и этот факт как-то повлиял на видение, на предназначение, на его судьбу. Литературовед Спасович пишет о нем следущее: «человек не от мира сего, забросивший к нам откуда – то, с недосягаемой высоты, свои чарующие песни. Другой лермонтовед пишет: его душевные силы, его страсти не по плечу толпе, все ему кажется жалким, на все он взирает глубокими очами вечности, которой принадлежит: он с ней расстался на время, но непрестанно и безутешно по ней тоскует. Лермонтов считал, что душа его вечна, она растворилась по крупицам по всей вселенной. И думаю, эти частички его души живут и в нас.

Вывод: Поэзия Лермонтова  отражает все  его чувства, мечты, проблемы. Он любит Родину, но на родине ему скучно и грустно, он одинок и нет отрады, но герой – сильная личность, в нем могучий дух. Таков и сам поэт.

Его стихи отличаются глубиной, в них выражена «благородная сильная личность» по выражению критика Белинского.

Презентация «Лермонтов – художник»

Я хочу представить еще одно дарование Михаила Юрьевича Лермонтова. Его картины. Да, Лермонтов был не только поэтом, но и  художником. Перед вами портрет Лермонтова, писанный им самим с себя масляными красками при помощи зеркала. В автопортрете Лермонтов нисколько не идеализирует свой внешний облик. По утверждению современников, поэт «был далеко не красавец, он очень хорошо знал это, вместе с тем в наружности его были такие черты, что «внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось». Высокая одухотворенность, внутренняя просветленность скрадывают неправильности его лица и в автопортрете. Этот портрет был утерян. И 80 лет о нем ничего не было известно. В 60-е годы он был обнаружен в ФРГ и возвращен в нашу страну.

        

        А вот знаменитый «Парус». Однако он  не является автоиллюстрацией к одноименному стихотворению, но, возможно, стихотворение и акварельный рисунок были навеяны каким-то одним впечатлением. В своем первом письме из Петербурга, адресованном Бахметьевой, поэт пишет: «На лодке ездил в море – я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!». Впечатления от встреч с морем находили свое воплощение и в поэзии, и в рисунках. Лермонтов, одаренный большими способностями к живописи, любил чертить пером и кистью вид разъяренного моря. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия. Изображение моря и паруса в стихотворении и известной акварели объединены темпераментом, эмоциональным накалом, свойственным Лермонтову как поэту и живописцу.

        Многие рисунки Лермонтова запечатлели «проселочную» деревенскую Россию. Перед вами «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой». «С отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, тройку, дали, покрытые синеватой дымкой.

Искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти стихотворение «Родина», в котором чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

        Следующий рисунок – картина «Военно-грузинская дорога близ Мцхета. Она воскрешает места, описанные в поэме «Мцыри». Внимание живописца Лермонтова привлекло именно то место, «где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Заметим, что изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя поэмы «Мцыри».

        «С тех пор как выехал из России, находился в беспрерывном странствовании, пишет Лермонтов своему другу Раевскому. В том же письме он сообщает, что «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал».Сопоставление рисунка и описания Тамани, «самого скверного городишки из всех приморских городов России», свидетельствует о том, что карандашный набросок был сделан Лермонтовым с натуры. Вот об этом рисунке идет речь. Тамань. Запечатлена «небольшая хата, на самом берегу моря». В доме с «камышовой крышей» и «белыми стенами» останавливался поэт во время своего путешествия на Кавказ в 1837году.

        Покидая Кавказ, десятилетний Лермонтов страстно мечтал вернуться в этот край, который произвел на него большое впечатление. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки, всадников, лошадей. После первой ссылки на Кавказ он пишет картину «Воспоминание о Кавказе». Контрастное сочетание темного и светлого тонов, длинные закатные тени вызывают у зрителя ощущение тревоги, предчувствие опасности, подстерегающей всадников.

        В многочисленных рисунках Лермонтова, выполненных в альбомах и на отдельных листах, преобладает военная тематика. Этот рисунок создан по личным впечатление от сражения при Валерике. Это река смерти. Там он проявил храбрость и воинскую смекалку. На рисунке изображена схватка русских войск и горцев.

        Одной из поздних картин Лермонтова является картина «Перестрелка в горах Дагестана». В основу картины впечатления о боевом походе отряда генерала Галафеева по Дагестану. Эти же впечатления отображены в стихотворении «Сон», пейзаж которого близок пейзажу полотна:

Уступы скал теснилися кругом, и солнце жгло их желтые вершины.

        Конечно, это далеко не все пейзажи Михаила Юрьевича, и они лишь частично раскрывают  дар художника.

Хочется сказать, что как и поэзия, живопись Лермонтова своеобразна, ценна и интересна по-своему.

Проверка записей учащихся.

Ребята должны сделать вывод, что в лирике отразилась жизнь поэта, его мечты, настроения. Лирический герой похож на автора, он переживает те же чувства, что и поэт.

Творческое задание: составление синквейна.

- Ребята, какие слова синонимы в синквейне у вас написаны?

Чтение вариантов: гений, ангел, пламень и т.д.

Таким образом, мы доказали, что Лермонтов уникальный поэт.

Обсуждение обложки альманаха, его  содержания, рисунки к стихам.

Подведение итогов урока: детям раздаются оценочные листы, где они должны поставить оценку себе, учителю, своим товарищам и прокомментировать ее.