Ф.И.Тютчев. Материалы к урокам
методическая разработка по литературе по теме

Смолякова Елена Викторовна

Материалы к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tyutchev.zip58.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЮТЧЕВ Федор Иванович 23 ноябрь (5 декабря), 1803 — 15 (27) июля 1873

ТЮТЧЕВ Федор Иванович происходил из древнего дворянского рода. Родился и провел детство  в  Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера. Изначально Тютчев получил домашнее образование. Первым учителем его был выпускник семинарии  Раич. Он заражал ученика своим интересом к лучшим образцам античной литературы, и в тринадцать лет Тютчев уже с успехом переводил оды Горация и писал стихи собственного сочинения под сильным влиянием латинской классики. За  стихотворение «На новый год» юный Тютчев в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности

 В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. До этого два года посещал курс А. Ф. Мерзлякова в качестве вольнослушателя. Поэзия студенческих лет отмечена увлечением немецким романтизмом. В 1822 Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году отправился в Мюнхен.

Дипломатическая карьера Тютчева не была особенно успешной, тем не менее за границей Тютчев провел более 20 лет, большую часть этого времени — в Мюнхене. Именно там в 1826 состоялась его свадьба с баварской аристократкой Элеонорой Петерсон. Здесь же он познакомился с Ф. Шеллингом, Г. Гейне, произведения которых с энтузиазмом переводил на русский. В первое десятилетие мюнхенской жизни (1820-30-е гг.) были написаны самые знаменитые  стихи: «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа...»  и др.

Однако широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в «Современнике » было опубликовано 16 стихотворений под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая крупная публикация поэта. В 1833 начался его роман с Эрнестиной Дернберг, получивший громкую огласку, разразившийся скандал стал причиной перевода Тютчева в Турин (1837) на должность старшего секретаря русской миссии. В 1838 умерла жена поэта. В 1839 Тютчев венчался в Берне с Э. Дернберг и в том же году за самовольную отлучку был уволен из Министерства иностранных дел и лишился звания камергера.

Деятельность Тютчева, направленная на повышение авторитета России за границей, снискала одобрение Николая I, и в 1844 Тютчеву было возвращено звание камергера и место в Министерстве. С 1848 занимал должность старшего цензора. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками, А. А. Фет привлекал его произведения в качестве доказательства существования «философской поэзии», поэзии мысли.

        Он творил почти исключительно «для себя», под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик. В. С. Соловьевым сформулирован основной мотив его творчества -мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Тютчева, источник ее содержательности и оригинальной прелести. Она представляет собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия, как «глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания». И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим всепоглощающим сознанием: за видимой оболочкой явлений с ее кажущейся ясностью скрывается их роковая сущность, таинственная, с точки зрения нашей земной жизни отрицательная и страшная.

В 1854 вышел первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, почти ровеснице его дочери («Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь» и др.). Страстный и мучительный (свет открыто осуждал эту связь и отказывался принимать Денисьеву) роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи так называемого денисьевского цикла — вершина любовной лирики поэта. Вторая половина 1860-х гг. стала роковой для Тютчева: в 1864 вслед за Денисьевой умерли их общие дочь и годовалый сын, через год — мать поэта, в 1870 — старший сын Дмитрий и брат Николай, а в 1872 — младшая дочь Мария. В 1872 состояние здоровья поэта стало заметно ухудшаться, и в июле 1873 он скончался от удара.

Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии: природа в его произведениях никогда не бывает просто декорациями, на фоне которых развивается действие, или аллегорическим воплощением какой-либо философской концепции. Тютчевская природа — это природа первобытных стихий, неупорядоченности и хаоса, бездна, на краю которой обречен жить человек. Поэт пытается постичь основы мироздания,  значение бытия, определить место человека в природном хаосе. В центре внимания оказывается противопоставление хаоса и космоса — природы и разума, безудержной стихии и индивида. При этом хаос не воспринимается как однозначное зло, напротив, стихия завораживает и притягивает поэта, и невозможность слиться с ней становится трагедией. Трагедия человеческого бытия заключается в неспособности достижения гармонии с природой, частью которой он является, в необходимости продолжать диалектическую бессмысленную борьбу с мировым целым, ощущении мучительного разлада.

 Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. Любовь – «слияние и поединок роковой», «любим – губим», «любовь есть сон», «и блаженство и безнадежность». Так двойственно-болезненно переживалось поэтом собственное чувство.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

«Денисьевский цикл» (название не авторское) обнажает прежде всего трагическую сущность любви. «Самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой» — такова любовь в понимании Тютчева.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей...

«Буйная слепота страстей». Любовь — это та же стихия, человек подчас не в силах противостоять ей, в результате — катастрофа: «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, / Могу дышать, но жить уж не могу». Но любовь — это и высшая полнота бытия, она дарует любящим блаженство причастности к жизни «божеско-всемирной».

Одно из самых «кровно жизненных и скорбных» стихотворений «денисьевского цикла» — «Весь день она лежала в забытьи...». Неотвратимое угасание любимой («и всю ее уж тени покрывали») на фоне летнего буйства природы:

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

Реплика героини «О, как все это я любила!..» — смысловой центр стихотворения. «Любила», — говорит она и о летнем дожде, и о человеке («я был при ней, убитый, но живой»), которому еще предстоит пережить все это.

«Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал», — справедливо замечает Лев Озеров.

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, не мог расстаться с семьей — и не один «суд людской» тому причиной.

В 1851 г. (уже вспыхнула страсть к Денисьевой) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: «Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми». И в другом письме: «...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме-гербарии листок со словами (по-французски): «Для вас (чтобы разобрать наедине)». Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воспрянуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, мое земное провиденье!..

«Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» — Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него.

 «Предопределение», «О, как убийственно мы любим…», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь», «Она сидела на полу…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года».

 «К.Б.» - любовь – воспоминание – лишь она не губительна, а возвышенно прекрасна.

В 1823 году в Мюнхене 20тилетний Тютчев просит руки 14летней Амалии Лерхенфельд. Ее родители, искавшие более выигрышную парию, отказывают ему. В 1825 она выходит замуж за барона Крюденера. В 1870 году в Карлсбад, где лечился Тютчев, прибыла баронесса Крюгенер с мужем. Именно эта встреча 47 лет спустя и составляет сюжетную основу стихотворения – свидание с юностью. Это произведение с его рифмой «былое – золотое» хочется назвать «воспоминанием о воспоминании». Наверное, всю глубину этих строк может почувствовать лишь человек, за плечами которого долгий жизненный путь.

Записи четверостишей – истолкование стихов

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью — и молчи!..

1830

* * *

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

1860

* * *

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

1855

Природа – сфинкс. И тем  она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь:  ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

* * *

В разлуке есть высокое значенье —

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

1851