План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Воскобоева Елена Владимировна

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации составили основную часть урока.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «КАРТИНА МИРА В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА»

10 КЛАСС

(урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.)

Целый мир от красоты,
От велика и до мала …

(А.А. Фет. Между 1874 и 1886 гг.)

Цель урока: формирование основ поэтического языка Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Изучать поэтику Ф. Тютчева и А. Фета на примере стихотворений.
  2. Попытаться соотнести традиции философской лирики 2/2 XIX века с предшествующими периодами (классицизмом, романтизмом) и литературой XIX века в целом.
  3. Углублять  представление о соотношении художественного мира и лирического героя.
  4. Учить устанавливать связи литературы с иными гуманитарными (лингвистика, философия, культурология) и образовательными дисциплинами (изобразительное, музыкальное и театральное искусства).
  5. Положить начало создания иллюстративного сборника Ф. Тютчева и А. Фета.

Развивающие:

  1. Развивать навыки сопоставительного анализа и сравнения поэтических категорий на примере конкретных стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета.
  2. Учить пользоваться основными инструментариями стихотворчества.

Воспитывающие:

  1. Обеспечивать уровни эстетической и нравственной оценки поэтических категорий и самоценности восприятия поэзии Ф. Тютчева и А. Фета.
  2. Воспитывать нравственное, ценностное и эстетическое чувство – чувство красоты языка.
  3. Организовывать продуктивную деятельность творческой атмосферы.

Оборудование урока: классная доска, мел, магниты на доску, указка, интерактивная доска, компьютер, проектор, сборники с художественными текстами, словари литературоведческих терминов, рабочая презентация, презентации с подобранным иллюстративным материалом, портреты Ф. Тютчева и А. Фета, музыкальный файл с композицией К. Дебюсси «Лунный свет».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, ученики! Присаживайтесь! Итак, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? Тему и задачи урока вы определите самостоятельно, но перед этим мы послушаем учеников Федора и Ивана. Они подготовили чтение стихотворений. Давайте послушаем их внимательно и попытаемся найти ключевые слова и выражения, которые помогут в формулировке темы. Ключевые слова и выражения вы впишите в листы, которые лежат у вас на столах.

  1. Подготовка к формулировке темы и задач урока.

[Ученики Федор и Иван в начале урока сидят на стульях в центре класса. После моего приветствия и задания они встают и читают свои тексты. В руках обоих – портреты. Читающий посвящение «Ф.И. Тютчеву» представляет собой человека из эпохи XIX века и держит в руках портрет А.А. Фета. Далее второй ученик – с портретом Ф.И. Тютчева – читает ответное послание: «А.А. Фету». Во время прочтения стихотворений тексты выводятся на экран, чтобы классу было удобнее находить ключевые слова и выражения.]

А.А. Фет. «Тютчеву Ф.И.»

Мой обожаемый поэт,

К тебе я с просьбой и с поклоном,

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет

Меня увлек волшебной силой,

Давно в груди моей живет

Твое чело, твой облик милой.

Твоей камене - повторять,

Прося стихи - я докучаю,

А все заветную тетрадь

Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,

Давно смиренный пред судьбою,

Я одного прошу, чтоб ты

Во всех был видах предо мною. -

Вот почему спешу, - поэт!

К тебе я с просьбой и поклоном,

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.

1862

Ф.И. Тютчев. «А.А. Фету»

Тебе сердечный мой поклон

И мой, каков ни есть, портрет,

И пусть, сочувственный поэт,

Тебе хоть молча скажет он,

Как дорог был мне твой привет,

Как им в душе я умилен.


14 апреля 1862

[По окончании чтения стихотворений ученики обмениваются портретами и прикрепляют их на доску магнитами: таким образом, на левой части доски расположен портрет Ф.И. Тютчева, на правой – А.А. Фета. Затем садятся на свои рабочие места.]

Слово учителя:

Итак, какие ключевые слова и выражения вы записали? Что вас затронуло в этих текстах? На какие образы вы обратили внимание?

Предполагаемые ответы учащихся:

Ученики называют слова и выражения, которые они записали: «мой обожаемый поэт», «нарисован Аполлоном», «увлек волшебной силой», «поклонник вечной красоты», «сердечный мой поклон», «в душе я умилен».

[Если учащиеся записали не все слова и выражения, вывожу на экран интерактивной доски вспомогательный слайд с ключевыми словами и фразами: «мой обожаемый поэт», «твой портрет», «нарисован Аполлоном», «мечты твоей полет», «увлек волшебной силой», «поклонник вечной красоты», «давно смиренный пред судьбою»; «сердечный мой поклон», «пусть тебе молча скажет он (портрет)», «дорог был мне той привет», «в душе я умилен».]

Слово учителя:

Молодцы! Правильно все сказали. Посмотрите теперь внимательнее на эти выражения, на обращения… Как поэты обращаются друг к другу? Чем они дороги друг для друга? Чем важны?

Предполагаемые ответы учащихся:

Поэты относятся друг к другу с уважением, с почитанием, Фет уважает Тютчева как более опытного и мудрого поэта, хоть и современника. Выписанные выражения обращают нас к темам, которые являются ключевыми, центральными, основными для поэзии обоих авторов.

  1. Формулировка темы и задач урока

Слово учителя:

Хорошо, как вы думаете, какую тему мы сегодня берем на изучение? О чем будем говорить?

[Ученики называют варианты: «Мир в поэзии», «Волшебная сила поэзии», «Встреча поэтов»…]

Слово учителя:

Какие вы молодцы! А давайте теперь ваши варианты объединим в один большой и назовем тему: «Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета». Запишите, пожалуйста, на ваши листы. [Одновременно со своими словами вывожу тему на экран, чтобы ученики правильно записали тему.]

Давайте теперь представим, что вы редактор издательства и вам предложили подготовить иллюстративный поэтический сборник, посвященный картине мира и ее изображению. Ребята уже подготовили задание к нашему проекту. Давайте познакомимся с результатами их работы и послушаем – как редакторы на «мозговом штурме» в издательстве – варианты и предложения ваших коллег.

Вашей задачей будет определить темы стихотворений в презентации, занести на ваш «Редакторский лист», отметить ключевые образы, слова, фразы и, наконец, оценить саму презентацию коллег. Приступим…

  1. Презентация группами учащихся работ-проектов

[По очереди выходят группы-пары со своей презентацией. Презентации заранее копируются в компьютер учителя и находятся в одной папке. Один из учеников представляет проект-презентацию, выразительно читает один из текстов (второй текст читает ассистент), рассказывает о стихотворениях, которые были предложены для анализа, и о результатах работы. Особенно ученик рассказывает о подборке иллюстраций к текстам, объясняет выбор той или иной фотографии /картины /иллюстрации. Второй ученик – ассистент: ассистирует коллеге по проекту за компьютером и переключает слайды. Таким образом, о своих проектах рассказывает четыре группы. Выступление каждой из групп занимает не более 4 минут.]  

Презентация 1. Тема: «Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Весенний дождь» и Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Презентация 2. Тема: «Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» и А.А. Фета «Старые письма».

Презентация 3. Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений «Бессонница» Ф.И. Тютчева и «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А.А. Фета».

Презентация 4. Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений «Среди звезд» А.А. Фета и «Видение» Ф.И. Тютчева».

  1. Рефлексия класса. Обсуждение презентаций

Слово учителя:

Итак, оцените, пожалуйста, презентацию ребят, своих коллег по издательству. Что вы занесли на «Редакторский лист»? Что вас заинтересовало? Что вас заинтриговало? Испугало? И какие тексты вы бы добавили в формирующийся нами сборник? Поясните, почему?

[Отвечает несколько ребят в течение 5-6 минут. Тексты, выбранные учениками, записываю на широкой части доски: она разделена пополам, на левой части ее – около портрета Ф. Тютчева – записываем названия текстов Тютчева, на левой – соответственно – А. Фета. Таким образом мы формируем текстовый состав сборника.]

Слово учителя:

А теперь вашей задачей будет проиллюстрировать выбранные вами тексты и подготовить иллюстрации для сборника. Это будет вашим домашним заданием. Обратите внимание, что немаловажным для выбора иллюстрации будем текст не только тютчевский, но и фетовский: через сравнение двух текстов, на первый взгляд, абсолютно противоположных, мы понимаем каждый текст особенно. С другой стороны, мы рисуем общую, вселенскую, космическую картину мира, где миры Тютчева и Фета дополняют друг друга.

В заключение хотелось бы дополнить ваше представление о поэзии Тютчева и Фета и о картине мира, нарисованной ими, музыкальной композицией. Мне, например, нравится стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». И я думаю, что произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» наиболее полно и гармонично передает настроение лирического героя и текста. [Слушаем композицию. Во время звучания композиции (секунд через 30 после ее начала) читаю стихотворение А.А. Фета «Весь мир от красоты…», возвращая тем самым к эпиграфу урока.]

***

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Между 1874 и 1886

[Композиция длится 1-1,2 минуты. Выключаю, напоминаю о домашнем задании и завершаю урок.]

Спасибо за урок! До свидания.

 

А. А. ФЕТУ

Тебе сердечный мой поклон

И мой, каков ни есть, портрет,

И пусть, сочувственный поэт,

Тебе хоть молча скажет он,

Как дорог был мне твой привет,

Как им в душе я умилен.


14 апреля 1862

 

Тютчеву Ф.И.

Мой обожаемый поэт,

К тебе я с просьбой и с поклоном,

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет

Меня увлек волшебной силой,

Давно в груди моей живет

Твое чело, твой облик милой.

Твоей камене - повторять,

Прося стихи - я докучаю,

А все заветную тетрадь

Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,

Давно смиренный пред судьбою,

Я одного прошу, чтоб ты

Во всех был видах предо мною. -

Вот почему спешу, - поэт!

К тебе я с просьбой и поклоном,

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.

1862

 Презентация 2

     * * * (А.А. Фет)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой  голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна -  вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

< 2 августа 1877 >

Бессонница (Ф.И. Тютчев)

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчанья,

Глухие времени стенанья,

Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый

Неотразимый Рок настиг-

И мы, в борьбе, природой целой,

Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали...

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный

Свершая в полуночный час,

Металла голос погребальный

Порой оплакивает нас!


<1829>

Презентация 1

Весенний дождь (А.А. Фет)

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

< 1857 >

Весенняя гроза (Ф.И. Тютчев)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


<1828>; начало 1850-х гг.

Презентация 4

Видение (Ф.И. Тютчев)

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,

Беспамятство, как Атлас, давит сушу...

Лишь Музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах!


<Первая половина 1829>

Среди звезд (А.А. Фет)

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,

Излишние средь жалких нужд земных,

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где всё темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".

< 22 ноября 1876 >

Презентация 2

*** (Ф.И. Тютчев)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

И сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой —
И сколько горестных минут,
Любви и радости убитой…

Стоял я, молча, в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени…

<Не позднее апреля 1858>

Старые письма (А.А. Фет)

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Всё, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Души не воскресит и голос всепрощенья,

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

< 1859 >


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева

Конспкт урока, посвященного философской поэзии Ф.И.Тютчева, с презентацией, аудиозаписями....

Родная природа в поэзии В.И.Тютчева и А.А.Фета

Учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений...

Урок литературы в 6 классе на тему: «Звуки и краски в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Урок литературы в 6 классе на тему:«Звуки и краски  в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»...

Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Межпредметные связи в данном уроке помогают в  развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета;  развивают навыки ан...

Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Межпредметные связи в данном уроке помогают в  развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета;  развивают навыки ан...

Конспект урока "Краски и звуки в поэзии Ф.и.Тютчева и А.А.Фета"

Развитие общекультурной компетентности учащихся; содействовать воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; совершенствование навыков выразительного чтения наизусть стихотворений Тютч...