Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»
    план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

    Морозова Алла Станиславовна

    Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tyutchev.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       

    МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

     

    Конспект урока по литературе в 10 классе

    «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Морозова Алла Станиславовна

    с. Погромец

    2011

    Цель:

    1. расширить и обогатить представления учащихся о творчестве поэтов.

            Задачи:

    1. показать музыкальность лирики Фета и Тютчева,
    2. воспитывать интерес к произведениям русской классики,
    3. приобщать к миру прекрасного.

    Оборудование:

    1. портреты поэтов (Тютчев, Фет), композиторов (Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Варламов, Балакирев);
    2. эпиграфы к уроку:

        а) «Романсы его (Фета) распевает чуть не вся Россия… И это не удивительно: мелодия и ритмика стиха Фета приближается к музыке». (М.Е.Салтыков-Щедрин)

        б) «Это не просто поэт (Тютчев), скорее поэт-музыкант. (П.И.Чайковский)

    Основные вопросы:

    1. Каково ваше отношение к романсам Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?

    2. Какой след оставил сегодняшний урок в вашей душе? (Ваши впечатления от урока).

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Ориентировочно-мотивационный этап:

    1. Поэтическая пятиминутка:

    Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут», дети выписывают в тетрадь ключевые слова:

    Сияет солнце, воды блещут,

    На всём улыбка, жизнь во всём,

    Деревья радостно трепещут,

    Купаясь в небе голубом.

    Поют деревья, блещут воды,

    Любовью воздух растворён,

    И мир, цветущий мир природы,

    Избытком жизни упоён.

    Но и в избытке упоенья

    Нет упоения сильней

    Одной улыбки умиленья

    Измученной души твоей…

    Перед нами – выдающийся образец тютчевского «пейзажа настроения»: через описание природы поэт передаёт свои настроения, чувства, своё отношение к миру. Начатое образами пейзажа, вполне естествнно «перерастает» в разговор о чуде любви, об «упоенье» полной жизни, какую дарует человеку это высокое романтическое чувство. Как же можно не положить такие стихи на музыку?

    1. Разминка.

    - Разгадаем кроссворд,  состоящий из слов, которые содержат факты из жизни поэтов. Будем исходить из слова «талант».

    1.

    Т

    О

    Л

    С

    Т

    О

    Й

    2.

    Д

    И

    П

    Л

    О

    М

    А

    Т

    3.

    М

    Е

    Л

    О

    Д

    И

    И

    4.

    М

    У

    З

    Ы

    К

    А

    5.

    С

    О

    В

    Р

    Е

    М

    Е

    Н

    Н

    И

    К

    6.

    М

    А

    С

    Т

    Е

    Р

    С

    Т

    В

    А

    1. Кто из великих писателей, прочитав подборку стихов Ф.И.Тютчева, просто «обмер» от величины его творческого таланта?

    2. Свыше 20 лет Ф.И.Тютчев пробыл за границей в качестве …?

    3. Как называл А.А.Фет целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни»?

    4. Что называл А.А.Фет гармонической сущностью мира?

    5. В каком журнале А.С.Пушкин впервые опубликовал стихитворения Ф.И.Тютчева?

    6. В описании природы А.А.Фет достиг небывалого …?

    1. Реализация домашнего задания:

    Дома учащиеся должны были работать с дополнительной литературой, помогающей выяснить значение некоторых слов, необходимых для работы на уроке.  После сообщения учителем темы урока проверяется это задание.

    1) Что такое романс?

    Романс - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. (Словарь Ожегова)

    2) Назовите наиболее известных авторов романсов.

    Варламов, Балакирев, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский.

    III. Операционно-исполнительский этап

    1. Чтение эпиграфов
    2. Слово учителя

    Сегодня наш урок посвящен поэзии и творчеству двух поэтов 2-й половины 19 века. Я говорю о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете (указываю на портреты). Это поэты талантливые, поэты истинные – без них трудно представить русскую стихотворную лирику. Их произведения трогали душу каждого человека, заставляли волноваться сердца.

    Кроме этого их поэзия отличалась особой напевностью, вдохновляла на творчество многих композиторов, которые средствами музыки передавали поэтическое настроение лирических произведений. На их стихи писались романсы, просто создавалась музыка.

    Кстати, романс – это часть старинной нашей культуры. Он был очень популярен в прошлом веке.

    Особенно были известны такие авторы романсов, как Варламов, Балакирев, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский.

    Писали романсы почти все русские композиторы. Не осталась в стороне и поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    Мы будем читать наизусть их стихотворения, слушать некоторые из них в исполнении мастеров художественного слова, слушать романсы на стихи этих поэтов. В конце урока вы должны будете ответить на следующие вопросы (обращаюсь к вопросам, написанным на доске).

    1. Формулировка основных вопросов урока

    1. Каково ваше отношение к романсам Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?

    2. Какой след оставил сегодняшний урок в вашей душе? (Ваши впечатления от урока)

    1. Поэзия Ф.И.Тютчева в музыке.

    - Вы знаете о том, что в творчестве Тютчева ведущее место занимает лирика природы. Стихи о природе удивительны и прекрасны.

    - Назовите стихотворения о природе:

    В творчестве Тютчева присутствуют все времена года: «Зима недаром злится», «Еще в полях белеет снег», «Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.

    - Можно ли сказать привычными словами, что Тютчев – певец русской природы?

    Нет. Изображение природы для него скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой.

    - Послушаем стихотворение «Осенний вечер». Найдем поэтические метафоры.

    Обращаюсь к доске: Метафора – употребление слова в переносном значении на основании сходства.

    - Метафора «Короткая улыбка увяданья» - это и соотношение осенней природы с самочувствием человека в определенные моменты его жизни, ведь и у человека наступает осень в жизни.

    - Послушайте стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное» в исполнении мастера чтения поэтического текста Царева. Докажите, что тема человека и природы тесно взаимосвязаны.

    Любимое время суток - вечер, ночь и здесь «море ночное» - жизнь человека у Ф.И.Тютчева сопоставляется сменой времен года, времени и суток, угасание дня – угасание жизни. Человек – часть природы. Природа – живой организм «словно живое…». Она обладает душой, свободой. Разговаривает как с человеком, что он потопил бы душу в обоянье звезд. Связь с космосом и миром.

    - Наверное, всем хорошо известно стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды», считающееся шедевром русской классики. В нем восторг пробудившейся природы, яркий полет поэтической мысли. Оно наполняет каждого из нас радостью, ликованием.

    Композитор Сергей Рахманинов, прочитавший это стихотворение впервые, был поражен яркой поэтичностью и необычайной музыкальностью. Не раздумывая он сразу же написал романс, который также вошел в сокровищницу русской культуры.

    - Послушайте романс. Подумайте, какие музыкальные средства использовал композитор С.Рахманинов? Созвучна ли музыка стихотворению?

    Слушаем романс «Весенние воды».  

     Музыкальное созвучие стихотворению правдиво передает то, о чем поют стихи. Мы слышим, как маленькие весенние ручейки вместе превращаются в бурную реку, лопающие остатки льда и несущиеся вперед.

    - Какие еще темы присущи лирике Ф.И.Тютчева?

    Гражданская, философская, любовная.

    - Одна из сновных тем творчества Ф.И.Тютчева - любовь как сложнейшее человеческое чувство. Особую известность получил цикл стихотворений, посвященных Елене Денисьевой. Уже будучи немолодым, Тютчев в 45 лет полюбил 24-летнюю девушку. Это чувство вдохновило его на создание настоящей интимной лирики.

    Послушаем романс «Я встретил вас».

    Вывод. И в  романсах, и в лирике поэта мы ощущаем самоценность каждой минуты быстротекущей жизни. Стоит прислушаться к музыке и задуматься над словами, как сердца наши станут учащённо биться в унисон звукам и настроению музыки и слов.

    1. Поэзия А.А.Фета в музыке

    - Творчество другого поэта А.А.Фета заслуживает не меньшего внимания, чем поэзия Ф.И.Тютчева. Его творчество - одна из вершин русской классической поэзии. А ведь было время, когда стихи А.А.Фета были незаслуженно забыты. О них если и говорили, то мало, а печатали совсем немного. Но все в жизни становится на свои места. Пришло время, и  А.А.Фет занял достойное место в нашей русской поэзии.

    Его поэзию также отличает удивительная музыкальность. Композитор П.И.Чайковский говорил:

    «А.А.Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова».

    Музыкальность лирики А.А.Фета  была отмечена не только П.И.Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский-Корсаков, Варламов, Балакирев, Рохманинов и др.

    А.А.Фет творил в 40-е – 80-е годы 19 века. Это было время, когда широкой волной в литературе и в обществе звучала тема демократии, свободы. Но А.А.Фет от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря за обновленную Россию, уходит в сферу «чистого искусства». Более того, он объявляет борьбу прогрессивному направлению.

    - Вспомним основные темы в творчестве А.А.Фета, и что он понимал под понятием «чистое искусство»?

    Ограничение узким кругом тем, отсутствие гражданских мотивов, волновавшие шестидесятников социальные вопросы.

    Цели и задачи «чистого искусства»: жизнь- скопище инстинктов и страстей, ведущих живое и страдающее искусство – единственная радость в жизни. Поэзия - храм искусства, а поэт - жрец этого храма.

    Основные темы – природа и любовь, как бы слитные воедино.

    Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом»,

                                «Учись у них, у дуба, у березы»,

                                «Чудная картина».

    Тип поэтического предмета - природа, любовь и песня - так тесно связаны между собой, образуя фетовскую вселенную красоты.

    - А.А.Фет создал произведения, в которых раскрываются тончайшие струны человеческой души. Стихотворение «Шёпот, робкое дыхание» стало жемчужиной русской поэзии.

    (Слушаем стихотворение)

    - Об этом стихотворении Л.Н.Толстой отозвался так:

    «Это мастерское стихотворение, в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение – картина…»

    - У поэта Н.А.Некрасова тема природы связана с темой труда, а у А.А.Фета природа - это источник красоты. Наглядный пример тому стихотворение «Еще майская ночь».

    Послушаем его в исполнении мастера чтения художественного текста Царева.

    - Салтыков-Щедрин в свое время справедливо заметил: «Романсы его (Фета) распевает чуть не вся Россия… И это не удивительно: мелодия и ритмика стиха Фета приближается к музыке».

    Нельзя остаться равнодушным к романсу А.Варламова «На заре ты ее не буди».

    - Что вы чувствовали, слушая этот романс?

    Нельзя оставаться равнодушным к такому замечательному романсу, изумительному по колориту музыкального рисунка, по обаянию тончайших оттенков этоц прекрасной музыки.

    Вывод. Слова стихов Фета необычайно музыкальны, ведь всё, с чем мы сорикасаемся в поэзии: неуловимые движения души, мгновенные состояния природы, - лежит где-то на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки.

    1. Итог урока

    Любое музыкальное произведение, созданное на основе творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, отличается большой лиричностью, мелодичностью. Музыка переполняет, трогает душу, никого не оставляет равнодушным. Стихи и музыка заставляют чувствовать, сопереживать, доходят до глубины сердца. И это потому, что в романсах полная гармония звуков и слов.

    IV. Рефлексивно-оценочный этап

    1. Творческое задание. Какой след оставил сегодняшний урок в вашей душе? (Ваши впечатления от урока)

    1. Домашнее задание.

    Написать мини-сочинение «Моё отношение к романсам Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

    1. Рефлексия (синквейн)

    Литература

    1. Ачкасова Г.Л. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» // Литература в школе. – 2000. - №1

    2. Гапоненко П.А. О поэтике Фета// Литература в школе. – 2000. - № 8

    3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10  класс, - Москва «ВАКО», 2009

    4. Скатов Н.Н. Фёдор Тютчев// Литература в школе. – 2003. - № 1

    5. Погорельцев В.Ф. Урок лунной красоты// Литература в школе. – 2000. - №1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по литературе (8 класс)

    разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

    Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

    План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

    Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

    конспект урока по литературе по теме" Поэзия подвига"

    Урок  предназначен для 11 классаи сопровождается мультимедиа - презентацией. Урок обеспечивает разнообразные формы работы, знакомит с героями -фронтовиками, особенно молодых писателей -фронтовико...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

    Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...