рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Карпушкина Людмила Викторовна

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass_fgos.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Асеева С.А.


Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ «Лицей №5» г. Губкина

__________ Прасолова О.В.


«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей №5»  г.Губкина

_________ Сергеев Н.И.


Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

Карпушкиной Людмилы  Викторовны

I квалификационная категория

по предмету «Литература»

5  «Б» класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 2011).

В программе для 5 класса предусмотрено развитие всех, основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программ для 5 класса особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания в 5—9 классах, список объектов образовательных экскурсий.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

ВКЛАД ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

-   постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный  на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы
и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

-  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-        овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.

Содержание каждого курса  включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В 5 классе затронута одна из ведущих проблем - внимание к книге.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII века.
  4. Русская литература XIX века.
  5. Русская литература XX века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для 5 класса дается: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
  4. культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  5.   развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6.   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,  творческой  и других видов деятельности;
  7. о формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  8.   осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  9.   развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:        

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2.   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3.   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4.   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6.  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8.  смысловое чтение;
  9.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
    конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11.   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные  результаты  выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

  1.   понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков,  литературы   народов  России   и  зарубежной
    литературы;
  2.  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление  заложенных в них вневременных, не преходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3.  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4.  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  5.  приобщение к духовно-нравственным  ценностям русской литературы и культуры,  сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  6.  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  7.  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  8.  понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  9. и восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; а умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  10. написание   изложений и  сочинений на темы,  связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  11. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  12.   понимание  русского слова в его эстетической   функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. -

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение) .

Теории литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема' мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХУШ ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика; драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки., Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколке. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «АПа1еа Рппсерз». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения,

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового

участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» ~ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

•«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений),

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение -«Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики,

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится,.,», «Как весел грохот, летних бурь...», «Есть в осени первоначальной.,.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Ивам Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники- и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения -«Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе

И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»'., А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория  литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

•«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж:   Санд.   «О  чём   говорят   цветы».   Спор  героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория  литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. Щ0Щ0Щ0Щ0030

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Каше» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в …труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (105 ч)

№ урока

Дата

план

Дата факт

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Подготовка к ГИА

1

1.09

К читателям (1 ч).

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов

Устное народное творчество (10 ч).

2

3,09

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

 Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.


Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.

3

5,09

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).

4

8,09


«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

5

10,09


Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

6

12,09


15,09

Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Различные виды пересказов.

Устные и письменные ответы на вопросы.

7

17,09

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Участие в коллективном диалоге.

8

19,09

Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

9

22,09

«Журавль и цапля» -  народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Различение видов сказок.

10

24,09

 «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет.

Сопоставление вариантов сказок.

11

26,09

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?
  2. Почему я люблю читать народные сказки?

3,Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Нравственная оценка героев сказок.

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Из древнерусской литературы (2 ч).

12

29,09

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. 

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.



Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Нравственная оценка поступков героев летописей.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

13

1,10

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Проект:

Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Пересказ сюжетов древнерусских летописей.

Из литературы XVIII века (2 ч).

14

3,10

М. В. Ломоносов учёный, поэт, художник, гражданин.

 

Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин»


Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

15

6,10

«Случились вместе два астронома в пиру...».

Понятие о юморе.

Анализ стихотворения по плану.

Выразительное чтение стихотворения.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Из литературы XIX века (43 ч).

16

8,10

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях.

Составление характеристик героев басен.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

17

10,10

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости

Составление таблицы «Жанровые особенности басен».

Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нём.

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.

18

13,10

«Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания

Конкурс инсценированной басни.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

19

15,10

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

Устный рассказ о поэте. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторин

20

17,10

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

Конкурс на выразительное чтение

Восприятие и выразительное чтение сказки. Составление плана произведения

21

20,10

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

Работа со словарём литературоведческих терминов.

22

22,10

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти.

Поиск цитатных примеров", иллюстрирующих понятия, «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки».

Работа со словарём литературоведческих терминов.

23


24,10

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Конкурс на выразительное чтение

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторин

24

27,10

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки

Инсценирование фрагментов сказок.

Восприятие и выразительное чтение сказки

25

29,10

Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев

Составление плана произведения. Создание собственных иллюстраций, их презентация и зашита.

26

31,10

Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Пересказы фрагментов сказки.

Выделение этапов развития сюжета.

27

3,11

РР Написание классного сочинения

  1. В чём превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  1. В чем общность и  различие  «Спящей царевны»
    В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

Создание письменных высказываний различных жанров.

28

12,11

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, ила Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.


 

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Выразительное чтение сказок (в том числе наизусть и по ролям).

29

14,11

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Создание иллюстраций к сказкам.

Различные виды пересказов.

30

17,11

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». Соединение  сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью.

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

31

19,11

Народный  юмор, красочность и яркость языка.

Создание иллюстраций к сказкам.

Различные виды пересказов.

32

21,11

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

33

24,11

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Создание иллюстраций к сказкам.

Презентация и защита собственных иллюстраций

34

28,11

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

Создание иллюстраций к стихотворению

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

35

29,11

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).

Обучение выразительному чтению стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения

36

1,12

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Подбор цитатных примеров , иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы

37

3,12

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.

Презентация и защита собственных иллюстраций

38

5,12

«Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей

Работа со словарём литературоведческих терминов.

39

8,12

Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».

Характеристика и нравственная оценка героев.

40

10,12

Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Различные виды пересказов.

41

12,12

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Устный рассказ о поэте.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета

42

15,12

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Восприятие и выразительное чтение произведений

43

17,12

Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Создание собственных иллюстраций

Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём

44

19,12

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Восприятие и выразительное чтение произведений

45

22,12

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

Сопоставление стихотворения «На Волге с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»).

Восприятие и выразительное чтение произведений. Работа со словарём

46

24,12

Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Создание собственных иллюстраций

 Участие в коллективном диалоге.

47

26,12

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

Устный рассказ о писателе.

48

29,12

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

49

14,01

Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека

Инсценирование фрагментов повести.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

50

17,01

РР Написание классного сочинения

  1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
  2. Каковы друзья и враги Герасима?
  3. В чём вина и в чём беда барыни?

Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

51

19,01

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики

Выразительное чтение стихотворения

52

21,1

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Подбор цитат по заданной теме.

Устный рассказ о писателе.

53

24,01

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, Жилин и Дина.

Инсценирование фрагментов рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».

Работа со словарем литературоведческих терминов.

54

26,01

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?

Почему у Жилина и Костылина разные судьбы

Составление устного к письменного ответа на проблемный вопрос

55

28,01

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Обучение анализу эпизода рассказа.

Устный рассказ о писателе.

56

31,01

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

Работа со словарем литературоведческих терминов.

57

2,02

Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Выразительное чтение стихотворений

58

4,02

Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков. А. В. Кольцов.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Выразительное чтение стихотворений

Из литературы XX века (30 ч).

59

7,02

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Устный рассказ о писателе.

Устный рассказ о писателе.

60

9,02

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе.

Обучение анализу эпизода-рассказа

Восприятие и выразительное чтение рассказо

61

11,02

Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

Участие в коллективном диалоге.

62

14,02

Вн. чт.Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Создание собственных иллюстраций к рассказам

Восприятие и выразительное чтение рассказо

63

16,02

Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе

Подбор цитатных примеров

Устный рассказ о писателе.

64

18,02

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение.

Подбор  цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

Выразительное чтение повести

65

21,02

Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.

Создание иллюстраций к повести

Участие в коллективном диалоге.

66

25,02

«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Участие в коллективном диалоге.

67

28,02

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения

  1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
  2. Каковы  отношения  между  сыновьями   и  отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
  3. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Составление устного к письменного ответа на проблемный вопрос

68

2,03

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом...»

Обучение анализу стихотворения

Выразительное чтение стихотворений

69

4,03

«Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

70

6,03

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе

Создание собственных иллюстраций к сказу

Устный рассказ о писателе.

71

9,03

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, трудолюбие и талант главного героя.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.

Выразительное чтение сказа

72

11,03

Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров

73

14,03

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.«Теплый хлеб»


Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Устный рассказ о писателе.

74

16,03

«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Участие в коллективном диалоге.

75

18,03

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

Сопоставление литературной пьесы-сказки и её фольклорных источников

Выразительное чтение сказок писателя (в том числе по ролям и наизусть) и пьесы-сказки

76

21,03

«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра нал злом

Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.

77

23,03

РР Написание классного сочинения

 Контрольная работа.

1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?


2.        Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?


Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

78

1,04

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Участие в коллективном диалоге.

79

4,04

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой

Инсценирование фрагментов произведений.

Участие в коллективном диалоге.

80

6,04

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе

Создание собственных иллюстраций

81

8,04

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Участие в коллективном диалоге.

82

11,04

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя

Создание собственных иллюстраций

Участие в коллективном диалоге.

83

13,04

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой   изображена   русская   природа   в   творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова,

К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

  1. Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

84

15,04

«Ради жизни на земле.,.».

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».

Сопоставительный анализ стихотворений

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

85

18,04

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Сопоставительный анализ стихотворений

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

86

20,04

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Создание собственных иллюстраций

Устные ответы на вопросы

87

22,04

Саша    Чёрный. «Кавказский пленник»

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Работа со словарём литературоведческих терминов.

88

25,04

Саша    Чёрный «Игорь-Робинзон»

Создание собственных иллюстраций

Устные ответы на вопросы

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 часов)

89

27,04

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Поиск сведений о зарубежных писателях

90

29,04

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Поиск сведений о зарубежных писателях

91

2,04

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя

Составление викторин по произведениям.

Различные виды пересказов.

92

4,05

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе

Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений,

Различные виды пересказов.

93

6,05

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе

Поиск сведений о зарубежных писателях

94

8,05

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям

Различные виды пересказов.

95

8,05

Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки

96

11,05

Победа добра, любви и дружбы.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки

Различные виды пересказов.

97

1305

Жорж Санд. «О чём говорят цветы».

Инсценирование фрагментов произведений.

Поиск сведений о зарубежных писателях

98

14,05

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе

Поиск сведений о зарубежных писателях

99

16,05

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков

Создание электронного альбома «Герои произведений
Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Различные виды пересказов.

100

18,05

Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Создание электронного альбома «Герои произведений
Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Различные виды пересказов.

101

20,5

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?
  3. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
  4. Чем  похожи  герои   романа «Приключения  Тома Сойера» на моих сверстников?
  5. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

102

23,05

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише»

Анализ языка пейзажных фрагментов

Поиск сведений о зарубежных писателях

103

25,05

Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка— опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

Анализ языка пейзажных фрагментов

Различные виды пересказов.

104-105

27,05

30,05

Уроки итогового контроля (2 ч). Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...