Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
рабочая программа по литературе (11 класс)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_literatura.docx88.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №6»

Утверждаю

Директор                     В.Л.Зайцев

приказ от  592-ОД от 05.09.2019

Рассмотрена

на заседании МС

протокол №1 от  05.09.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

11 КЛАСС

102 часа (3 часа в неделю)

Пояснительная записка

Конкретизация общих целей основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса

Изучение литературы по данной программе направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся — средствами культуры, науки, искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;

• формирование устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства,

• развитие индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования;

• обеспечение условий обучения и воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального развития личности самореализация в социально и личностно значимой деятельности.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Выбор программы обусловлен также следующими факторами:

  • рекомендована МО  РФ;
  • соответствует государственному стандарту основного общего образования по литературе;
  • построена на сочетании историко-литературного, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования;
  • включает базовые и профильные умения, которыми должны владеть учащиеся общеобразовательной школы;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности;
  • учитывает возрастную психологию обучающихся.

Указание, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы

Основой для разработки данной программы является учебно-методический комплект по литературе – программа «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), примерная программа среднего (полного) общего образования 10-11 классы под общей редакцией академика РАО М. В. Рыжакова (М., издательский центр «ВентанаГраф», 2012 год), учебник «Русский язык и литература. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углублённый уровни» / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: ВентанаГраф, 2015.

Уточнение заявленной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России системы базовых национальных ценностей

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая является идеологической основой ФГОС, современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В данной программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности принимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

В курсе «Литература» в соответствии с требованиями значительное место отведено следующим базовым национальным ценностям:  развитию чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории и гордости за них; справедливости, милосердию, чести, достоинству; осознанию важности труда через ознакомление с миром профессий, уважению к труду, творчеству и созиданию; ценности знаний; осознанию ценности семьи как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности; бережному отношению к окружающему миру; здоровому и безопасному образу жизни; уважению к многообразию культур и народов.

         Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени средного общего образования

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В 11 классе  продолжается процесс познания закономерностей литературы как особого вида творчества. Анализ и интерпретация способствуют проникновению в художественный мир произведения, постижению произведения в его целостности, в единстве формы и содержания, что позволит увидеть и авторский угол зрения на действительность, и многообразные и сложные связи произведения с действительностью.

Главной целью полного общего образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Изучение литературы по данной программе способствует решению следующих специфических задач:

1.        обогащение духовно-нравственного опыта и расширения эстетического вкуса учащихся;

2.        совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

3.        формирование умений понимать нравственные идеалы произведений русской литературы, выявлять национально-обусловленное своеобразие художественных решений.

Школьники изучают творческий путь только тех писателей, чьи произведения входят в круг обязательного чтения, об остальных получают краткие справки или очерки жизни и творчества.

Интеграция с внеурочной деятельностью, в том числе проектной

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в согласовании с планом воспитательной работы Лицея, программой, с учётом календарных дат, предложений классного руководителя, родителей и учащихся. Практикуемые формы внеклассной работы по литературе:

  •  «Литературная гостиная», «Литературный вечер, посвящённый творчеству…» и пр.;
  • выпуск тематических школьных газет;
  • участие в городских и областных конференциях, конкурсах и пр.;
  • Всероссийская олимпиада школьников по литературе (городской и областной уровень);
  • подготовка рефератов, докладов;
  • проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся ориентирована на совершенствование метапредметных компетентностей: регулятивной, информационной, познавательной, коммуникативной. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе её изложения и презентации.

Приоритетные виды внеурочной деятельности по предмету:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие  текста, заучивание наизусть;
  • репродуктивная деятельность: осмысление содержания текста, текстовых реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение часов на изучение предмета,  резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе. Рабочая программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне и рассчитана на 3 учебные часа в неделю (всего 102 часа в год), в том числе для проведения:

  • сочинений – 5,
  • тестов – 2,
  • проектов – 2
  • резерв времени 3 часа (3%)

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные) 

Личностные результаты:

  • эмоциональность;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
  • совершенствование собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; 
  • потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты: состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
     понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
     формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1. в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. в эстетической сфере
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
  • определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
  • соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;
  • выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • самостоятельное выполнять различные виды творческих устных и письменных работ; написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;
  • создавать (самостоятельно или в ходе совместной работы) Интернет-ресурсов (веб-страницы) литературно-критического содержания; использовать постоянно обновляющихся ресурсов Интернета;
  • использовать знания зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур; сопоставлять различных интерпретаций произведения в других видах искусств; электронные версии новых книг и литературных журналов.
  • анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами, рецензировать прочитанные произведения;
  • создавать электронные мини-библиотеки со своими аннотациями;
  • самостоятельно работать с ресурсами электронных библиотек, умение подписываться на рассылку электронных новостей по литературе;
  • создавать тематические презентации;
  • писать отзывы с последующим размещением на литературных сайтах, участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах.

Содержание учебного предмета, курса

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Основные пути развития литературы начала столетия. Представление о реализме этого периода. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. Литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, её основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы)

Общая характеристика. 1880-е годы как переходное время: кризис общественный и кризис литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов).

Смена литературных поколений: социальная и культурная роль Чехова – разночинец без родословной, литератор без поколения.

Смена жанровой доминанты: от романа – к рассказу.

Смена авторского образа: от писателя – к литератору.

Массовая литература и журналистика как источник новых художественных форм.

Чеховская эпоха как преддверие модернизма

Литература рубежа 19-20 вв.

Творчество А.П. Чехова

Основные этапы биографии и творчества А.П. Чехова.

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч». Пьеса  «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Трагикомедия «футлярной» жизни. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

Творчество И. А. Бунина

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

Творчество А. И. Куприна

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Творчество М. Горького

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказов. Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Русская поэзия конца XIX – начала XX вв.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

Творчество А.А. Блока

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» ),  «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы», «Коршун» и др. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать».  История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Выразительное чтение наизусть.

Творчество Н.С. Гумилева

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Выразительное чтение наизусть.

Творчество А. А. Ахматовой

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»,   «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» , «Пушкин». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Выразительное чтение наизусть.

Творчество О. Э. Мандельштама

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» «Невыразимая печаль», «Tristia».Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

Творчество М. И. Цветаевой

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»  «Идешь, на меня похожий…», «Куст», «Душа».Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Выразительное чтение наизусть.

Творчество С. А. Есенина

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Гори, звезда моя, не падай…». Поэма «Анна Снегина».Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Тема любви. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Выразительное чтение наизусть.

Творчество В. В. Маяковского

Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Поэма «Облако в штанах».Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

Выразительное чтение наизусть

Русская литература первой половины 20 века

Творчество А.П. Платонова

А. Платонов и Тамбовский край. Рассказ «Сокровенный человек». Традиции  Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

Творчество М. А. Булгакова

Жизнь и творчество. Сатира в повести Булгакова «Роковые яйца».Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Художественный мир Л. Андреева. Повесть «Иуда Искариот».

Тест

 Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

Творчество Е.И. Замятина

Е. Замятин и Тамбовский край. Роман «Мы». Жанр антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.

Творчество Б. Л. Пастернака

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Июль». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

Сочинение по лирике  Б.Л. Пастернака

Творчество М. А. Шолохова

Жизнь и творчество. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Творчество И.Э. Бабеля

Трагизм действительности в рассказах «Переход через Збруч», «Письмо».

Творчество В. В. Набокова

Новелла «Озеро, облако, башня».

 

Творчество Н.А. Заболоцкого

Особенности творческой манеры. Стихотворения: «Некрасивая девочка», «В этой роще березовой», «Лебедь в зоопарке».

Литература периода Великой Отечественной войны и о Великой  Отечественной войне

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны. Лирика военных лет. А.Т. Твардовский.  Стихотворения (Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины... « и др.). Поэма «Василий Теркин». Правда войны в романе К. Симонова «Живые и мертвые». Проект

Литература второй половины 20 века – начала 21 века 

Творчество А. И. Солженицына

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в романе.  Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Творчество В. Т. Шаламова

«Колымские рассказы» и «Одиночный замер», «Шерри-бренди». Идейный смысл.

«ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА»

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Рассказы В.М. Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.  Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе.

Тест

Поэзия второй половины ХХ века

Н.М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»  и др. стихотворения. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня (Б. Окуджава и др. поэты)

 И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Выразительное чтение наизусть

Драматургия второй половины ХХ века

А. В. Вампилов 

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы

Литература последних десятилетий

Основные тенденции современного литературного процесса. Новейшая русская поэзия (Т. Кибиров, Л. Рубинштейн, В. Кривулин, Е. Бунимович и др.). Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Рассказы  В. Пелевина, Т. Толстой (по выбору обучающихся). Поэзия Б. Ахмадулиной (по выбору обучающихся). Проект

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проза

О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г .Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ре-марк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемин-гуэй, Б. Шоу, У. Эко.

Произведения не менее трёх авторов по выбору.

Поэзия

Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон,У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.

Стихотворения не менее трёх авторов по выбору

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Название раздела,

темы раздела

Количество часов

1

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

2

2

Литература рубежа 19-20 вв. (творчество А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького)

28

3

Русская поэзия конца XIX – начала XX вв. (общая характеристика, творчество А. Блока, Н. Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М. Цветаевой, С.Есенина, В.Маяковского)

22

4

Русская литература первой половины 20 века: творчество М.Булгакова, Л. Андреева, Б.Пастернака, М.Шолохова, И.Бабеля, В.Набокова, Н. Заболоцкого).

24

5

Региональный компонент (А.Платонов, Е. Замятин)

2

6

 Литература периода Великой Отечественной войны и о Великой  Отечественной войне

4

7

Литература второй половины 20 века – начала 21 века (творчество А.Солженицына, В. Шаламова, В.Распутина, В.Шукшина, Н.Рубцова, И. Бродского, А.Вампилова; основные тенденции современного литературного процесса)

11

8

Зарубежная литература

1

Календарно-тематическое планирование

Название разделов

Тема разделов

Тема уроков

Количество часов

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

2

Россия рубежа веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков

1

Русский реализм на рубеже 19-20 вв.

1

Литература рубежа 19-20 вв.

28

Основные этапы биографии и творчества А.П. Чехова

1

Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии» А.П. Чехова

2

Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

1

Чехов и театр. Особенности драматургии Чехова

1

Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад". Своеобразие конфликта и жанра пьесы

1

Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

2

Символические образы комедии «Вишнёвый сад». Смысл названия пьесы

1

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

И.А. Бунин. Избранные страницы биографии. Размышления о России в рассказе "Антоновские яблоки"

1

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

1

Рассказы И.А. Бунина о любви. Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика

2

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

Сочинение по творчеству И.А. Бунина

1

А.И. Куприн. Избранные страницы биографии. Художественный мир писателя

1

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

2

Судьба и творчество М. Горького. Горький и революция. «Несвоевременные мысли»

1

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

1

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

2

Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне»

1

Роль Луки в драме

2

Спор о правде в пьесе. Административная творческая работа

1

Сочинение по творчеству М.Горького

1

Русская поэзия конца XIX – начала XX вв.

22

«Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс».

1

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Символизм и русские поэты-символисты

1

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К.Бальмонта

1

А.А.Блок. Личность и художественный мир поэта. По страницам биографии. Публицистика Блока.

1

"Это все - о России". Тема Родины в лирике Блока

1

Романтический мир раннего Блока

1

Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать»

1

Акмеизм. Мир образов Н.С. Гумилева

1

Избранные страницы биографии А.А. Ахматовой

1

Мотивы любовной лирики А.А. Ахматовой

1

Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой

1

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

1

О.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма

1

Судьба и стихи М. Цветаевой

1

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи

1

Тема дома — России в поэзии Цветаевой

1

Сергей Есенин: поэзия и судьба

1

Природа родного края в лирике Есенина. Любовная лирика

1

 Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина»

1

Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство

1

Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»

1

Маяковский и революция

1

Русская литература первой половины 20 века

26

А. Платонов и Тамбовский край. Рассказ «Сокровенный человек». Традиции Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова

1

М.А.Булгаков. Жизнь и судьба Мастера.

1

Сатира в повести Булгакова «Роковые яйца».

1

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита". История создания. Жанр и композиция. Тест

2

Нравственно – философское звучание «ершалаимских» глав романа. Образ Иуды  в творчестве М. Булгакова  и Л. Андреева

2

Сатирическая «дьяволиада» романа Булгакова

2

Тема любви и творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

2

Сочинение по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

2

Е.И. Замятин и Тамбовский край. Роман  Е.И. Замятина «Мы». Жанр антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве

1

Б.Л. Пастернак. Избранные страница биографии. Философская глубина лирики

2

Человек, история и природа в романе Пастернака "Доктор Живаго"

2

Сочинение по лирике Б.Л. Пастернака

1

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность

2

«Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона»

1

Картины жизни донского казачества в романе Шолохова "Тихий Дон".

2

Своеобразие композиции и жанра.

1

Женские образы

2

Образ Григория Мелехова

1

Трагизм действительности в рассказах И. Э. Бабеля «Переход через Збруч», «Письмо»

1

Анализ новеллы В.В. Набокова «Озеро, облако, башня»

1

Особенности творческой манеры Н. Заболоцкого

1

Литература периода Великой Отечественной войны и о Великой  Отечественной войне

4

Лирика военных лет. Поэма Твардовского «Василий Теркин». Проза, драматургия, публицистика периода Великой Отечественной войны (обзор)

2

Правда о войне (К. Симонов «Живые и мертвые»). Защита проектов

2

Литература второй половины 20 века – начала 21 века

11

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Тема народного праведничества в рассказах А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», « Матренин двор»

1

Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).История создания, особенности жанра, монументальность произведения

1

Рассказы В.Т. Шаламова

1

«Деревенская проза». В.Г. Распутин. Проблематика повести «Прощание с Матерой»

1

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. Шукшина. Тест

1

Поэзия второй половины 20 века (Н. Рубцов, И. Бродский, Авторская песня)

1

Драматургия второй половины двадцатого века (А. Вампилов)

1

Литература последних  десятилетий. Постмодернизм. Новейшая русская поэзия 

1

Поэтический мир Б. Ахмадулиной

1

Русская проза последних десятилетий (Т. Толстая, В. Пелевин). Защита проектов

2

Зарубежная литература

1

Литературная викторина по произведениям зарубежной литературы

1

Резерв

3

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная учебная литература

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 11 класс. – М., «Вентана-Граф», 20134г.

Дополнительная учебная литература

Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006

Учебные и справочные пособия

Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. Поурочное планирование. 10 класс.  СПб., «Паритет»

Безносов Э.Л. Краткий курс. Русская литература. Вторая половина XIX века. 11 класс. М., «Дрофа»

Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. Брянск, «Курсив»

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М., «АЙРИС-ПРЕСС»

Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С., Мурзак И. И., Ястребов А. Л.. В мире литературы. 11 класс. Учебник для школ гуманитарного профиля. М.: Дрофа,  2001 г.

Учебно-методическая литература

Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин,  С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Золотарёва И. В., Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 101класс. – М.: «Вако», 2002.

Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. – Саратов: Лицей, 2003..

Открытые уроки литературы : 9-11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Лион П. Э, Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2002.

Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов: Русский язык и литература. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Репин А. В.  Литература. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2005.

Энциклопедия для детей. [Т.9]. Русская литература в двух томах. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе (планы, конспекты, материалы). М.: Московский Лицей.

Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература. М.: Дрофа.

Перечень рекомендуемых технических средств обучения

Л.Н. Толстой. Школьная хрестоматия.

Электронные образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/

http://eor.edu.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://catalog.iot.ru/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д.

Компьютер

Компьютерная аудиосистема

Мультимедийный проектор

Экран для мультимедийного проектора

Сканер

Принтер лазерный А4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа по литературе 10-11кл

Рабочая программа по литературе для 10 – 11 классов  составлена на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ №1089 от 5 марта...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....