Рабочая программа по литературе 10-11кл
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему

Канеева Ольга Александровна

Рабочая программа по литературе для 10 – 11 классов  составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004г).

Примерной программы  основного общего образования по литературе  (Сборник нормативных документов. Литература/ составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2008

 

 Данная рабочая программа рассчитана на использование в 10-11 классах  УМК:

Литература: учебник для 10 класса: среднее(полное) общее образование(базовый уровень): в 2 частях. – И.Н.Сухих. – 7 изд.- М.: ИД «Академия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_10-11.docx76.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждении

«Чернятинская средняя школа № 15»

г.Ефремов  Тульской области

Рассмотрена и согласована      методическим объединением

Протокол №_____

от «____»___________ 2015 г

Принята

на педагогическом совете

Протокол № ______

от «______» __________2015 г

Утверждаю:

директор МКОУ «Чернятинская СШ № 15»

________________/Артамонова И.А. /

Приказ №__________________

«______» ___________ 2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для   10-11 классов

Учитель  Канеева О.А.

Категория  I

д.Чернятино

2015

                                               

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                   Рабочая программа по литературе для 10 – 11 классов  составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004г).

Примерной программы  основного общего образования по литературе  (Сборник нормативных документов. Литература/ составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2008

 Данная рабочая программа рассчитана на использование в 10-11 классах  УМК:

Литература: учебник для 10 класса: среднее(полное) общее образование(базовый уровень): в 2 частях. – И.Н.Сухих. – 7 изд.- М.: ИД «Академия».

 Литература: 10 класс (базовый уровень): Практикум Белокурова С. П.Сухих И.Н. Под ред. И.Н. Сухих

Русская литература в 10 классе (базовый уровень): Книга для учителя Белокурова С. П.Сухих И.Н. Под ред. И. Н. Сухих.

Литература: учебник для 11 класса: среднее(полное) общее образование(базовый уровень): в 2 частях. – И.Н.Сухих. – 5 изд.- М.: ИД «Академия, 2012г

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,   включающий четыре раздела:

пояснительную записку,

учебно-тематический план, 

основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов,

            требования к уровню подготовки учащихся,

           формы, методы, технологии обучения,

            программное и учебно – методическое обеспечение.

             

Содержание    курса       на     историко-литературной     основе        составляет          чтение        и    изучение         художественных   произведений,  осмысление  их  нравственного  и  эстетического  значения  для  русской  культуры  в  целом  и  для  каждого  читателя  в  отдельности.      Соотнесение  общечеловеческого    и  конкретно-исторического  подходов  дает  учащимся  возможность    обратиться  к  вечным  темам,  актуализировать  их  применительно  к  своему  жизненному  и  читательскому  опыту.  Это  позволяет    приблизить  произведения    прошлого  к  современности,    усилить  их  нравственно-эстетическое   воздействие  на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики  историко - литературного  процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины  ХIХ столетия. Поэтому первый  этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и  обобщение  изученного  в  9  классе.  Курс  литературы  10  класса  включает  в  себя  повторение  и  обобщение  курса  литературы  первой  половины  ХIХ  столетия,    обзорные  и  монографические    темы,  сочетание  которых  позволяет  не  только познакомить учащихся с выдающимися  художественными произведениями, но и показать их место в историко - литературном  процессе.  Монографические    темы  дают  полную  картину  жизни  и  творчества  писателя.  

Предусмотрено  освоение учащимися  на уроках  теоретико-литературных  понятий,  приобретение           навыков          анализа  художественного текста.  

  Особенности данной рабочей программы: сохраняются основные разделы, указанные в Стандарте, выбор авторов и произведений для изучения также соответствует Стандарту и программе И.Н. Сухих. Внесённые изменения:  предусмотрен краеведческий материал при изучении творчества Л.Н.Толстого, включено изучение произведений зарубежных авторов.

Цели и задачи курса

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в  формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется  сущностью литературы как феномена культуры: литература  эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие

человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к   нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет  учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс  строится с опорой на  текстуальное изучение художественных произведений, решает  задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. 

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к  литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

         

                                Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература»

в 10 классе в объеме 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю  

в 11 классе – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю

                                               

                                                 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

п/п

                               Разделы и темы

Кол – во часов

В том числе Р/Р

1

 Введение

1

Русская литература первой половины XIX века(11ч)

1

Обзор русской литературы первой половины XIX века

1

2

А. С. Пушкин

5

1ч-кл.соч.

3

М. Ю. Лермонтов

2

4

Н.В.Гоголь

3

Русская литература второй половины XIX века(75ч)

1

Обзор русской литератур6ы второй половины  XIX века.

1

2

Ф.И.Тютчев

3

3

А.Фет

3

1ч- кл.соч

4

И.А.Гончаров

5

Дом.соч

5

А.Н.Островский

7

2ч-кл.соч

6

И.С.Тургенев

8

2ч-кл.соч

7

Ф.М.Достоевский

10

2ч.-кл.соч

8

Л.Н.Толстой

17

2ч.-кл.соч

9

М.Е.Салтыков – Щедрин

2

10

Н.А.Некрасов

5

Дом.соч

11

А.К.Толстой

2

12

Н.С.Лесков

2

13

А.П.Чехов

10

2ч-кл.соч.

Литература народов России(1ч)

1

К.Хетагуров)

1

Зарубежная литература второй половины ХIХ века(3ч)

1

Г.де Мопассан

1

2.

Г.Ибсен

1

3.

А.Рембо

1

Резервные часы

10

                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА.

105 часов (3 часа в неделю)

        

Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. Художественные открытия русских писателей-классиков.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века. Их развитие и взаимодействие.

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

(Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

А. С. Пушкин (5часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К∗∗∗» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект ". Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Литература второй половины  XIX века

Обзор русской литературы второй половины  XIX века. (1ч)

 Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Ф. И. Тютчев (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»  (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

А. А. Фет (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Теория. Теория «чистого искусства».

И. А. Гончаров (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Критика.Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И.Писарев «Обломов»; А.В.Дружинин. «Обломов»,роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы- герои художественных  произвндений.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

А. Н. Островский (7час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

И. С. Тургенев (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Базаров в системе действующих лиц. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Теория. Философские позиции героев романа и автора. Социально - историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф.М.Достоевский (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Теория. Полифония романов Достоевского.

Л. Н. Толстой (17 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Н. А. Некрасов (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Идейная позиция автора.Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Теория. Народность творчества.

К.Хетагуров( 1  час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

А. К. Толстой (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Теория. Влияние фольклора на лирику 19 века.

Н. С. Лесков (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.

Теория. Сказ в творчестве Лескова.

А. П. Чехов (10 час)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка». (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Образ сада.Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

 Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половиныXIX века (1час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан(1час)

Жизнь и творчество(обзор).

Новелла «Ожерелье» 

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира.Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г.Ибсен(1час)

Драма «Кукольный дом»

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально – психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А.Рембо(1час)

Жизнь и творчество(обзор).

Стихотворение»Пьяный корабль».

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

                                             

                                               

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА

п/п

                               Разделы и темы

Кол – во часов

В том числе Р/Р

1

 Введение

1

Русская литература первой половины XX века(72ч)

1

Обзор русской литературы первой половины XX века

2

2

Обзор русской поэзии конца XIX  - начала XX века

1

3

Символизм

1

4

В.Я.Брюсов

1

5

К.Бальмонт

1

6

А.Белый.

1

7

Акмеизм

1

8

Н.С.Гумилёв

1

9

Футуризм

1

10

И.Северянин

1

11

В.Хлебников

1

12

Н.Клюев

1

Дом.соч

13

А.Блок

7

2ч.-кл.соч

14

И.Бунин

5

15

А.Куприн

4

2ч кл.соч.

16

М.Горький

5

Дом.соч

17

В.Маяковский

4

18

С.Есенин

5

Дом.соч

19

М.Шолохов

6

2ч –кл.соч

20

О.Э.Мандельштам

3

21

А.Ахматова

5

2ч – кл.соч

22

М.А.Булгаков

6

Дом.соч

23

М.Цветаева

3

24

А.Платонов

2

Русская литература второй половины ХIХ века(18ч)

1

Обзор русской литературы ХХ века

2

2

А.Твардовский

2

3

В.Шаламов

2

4

А.Солженицын

2

5

В.Шукшин

1

6

В.Быков, Б.Васильев

1

7

В.Распутин

2

Дом.соч

8

Н.Рубцов

1

9

Р.Гамзатов

1

10

И.Бродский

1

11.

Б.Окуджава

1

12

А.Вампилов

1

13

Обзор литературы последнего десятилетия.

1

14.

В.Токарева

1

Зарубежная литература первой половины ХХ века(4ч)

1

Обзор

1

2

Б.Шоу

1

Резервные часы

7

Итого

102

                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА.

102 часа (3 часа в неделю)

Содержание программы  по литературе для 11 класса

Литература XX века

Введение (1 ч)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Обзор русской литературы первой половины

XX века (2 ч)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.(1ч)

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей –реалистов в литературном процессе рубежа веков.(1ч)

Теория. Традиции и новаторство.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.(1ч)

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».  Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 ч)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 ч)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 ч)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава»

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников  (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 ч)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» 

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок (7 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Блока.

Теория. Символ в поэтике символизма.

И. А. Бунин (5ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» 

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Р/Р Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» .Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Теория. Критический реализм.

Р/Р Сочинение по творчеству И.Бунина и А.И Куприна

М. Горький (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца.

Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького.

Теория. Литературный портрет.

В. В. Маяковский (4 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского

С. А. Есенин (5ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Р/Р  Сочинение по творчеству  С. А. Есенина.

М. А. Шолохов (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Р/Р Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

О. Э. Мандельштам (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова(5ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

М. А. Булгаков (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита»

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Р/Р Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе 20 века.

М. И. Цветаева (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

Б. Л. Пастернак (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» 

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

А.Платонов. Жизнь и творчество.(2ч)

Повесть «Котлован» .Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

Литература второй половины XX века  (обзор) (2 ч)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, О.Берггольц и др.).Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, повести и романы Б.Горбатова, А.Фадеева, Э.Казакевича, А.Бека, В.Некрасова и др. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).

А. Т. Твардовский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.  Чувство сопричастности к судьбам Родины, желание понять истоки побед и потерь. Немногословность, емкость поэтической речи.

Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.

В. Т. Шаламов (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. М. Шукшин (1 ч)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков (1 ч)

Повесть «Сотников» Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

Б. Васильев “В списках не значился”,

Николай Плужников и его борьба с фашистско-немецкими захватчиками.

 В. Г. Распутин (2ч)

Повесть «Прощание с Матерой», Живи и помни Трагедия Настёны. (По роману В. Распутина “Живи и помни”.)Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Поэт и время. (Поэзия на современном этапе)

Н. М. Рубцов(1ч)

Своеобразие художественного мира . Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России.

Р.Гамзатов (1ч)

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава (1 час)        

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы»

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Авторская песня в развитии литературнрго процесса и музыкальной культуры народа.

А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, Ю.Ким, А.Дольский, И.Тальков, В.Цой и др.(1ч часа)

А. В. Вампилов (1 час)

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия(1ч)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Обзор зарубежной литературы. (1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ века. Проблемы  самопознания, нравственного выбора.

Б.Шоу, жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Б.Шоу. Приём иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей.. Чеховские традиции в творчестве Б.Шоу.

Э. Хемингуэй (1ч) жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море»

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Г.Аполлинер(1ч), жизнь и творчество (обзор)

Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Г.Аполлинера. Музыкальность стиха,. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность поэзии Аполлинера.

             

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса;

сведения об отдельных периодах его развития;

черты литературных направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия


уметь
:

воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

соотносить художественную литературу с  общественной жизнью и культурой;

выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить  произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию,

оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку  зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на   литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

                                     ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Для   реализации   учебных   задач   используются   следующие   методы:

методика   «пристального  (медленного)    чтения», поисково – исследовательские методы,, метод  критического  мышления,  различные  приемы  интерпретации  текста,  сопоставительный  анализ  текстов  художественных  произведений.        Конечная           цель        изучения          литературного               произведения               -    собственное             истолкование,  интерпретация  художественного  текста  учеником,  иными  словами,  активное  включение  его  аналитических  умений  и  творческих    способностей.    При  таком  подходе  к  изучению  произведения  у  школьника  формируется  внутренняя  мотивировка  исследования,  постижения    художественного  текста.  В  процессе  изучения  каждой  темы  предлагаются    различные  типы  письменных  заданий.

        При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок- исследование,

урок-практикум,

урок развития речи

урок – лекция

урок – защита - проекта

 

         Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения
  • Исследовательская технология обучения
  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
  • Метод проектов
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Диалоговые технологии

                          ПРОГРАМММНОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.И.Н. Сухих. «Литература. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), (скорректированная)». – М.: Академия. Филологический факультет СПбГУ, 2008 

2.Литература: учебник для 10 класса: среднее(полное) общее образование(базовый уровень): в 2 частях. – И.Н.Сухих. – 7 изд.- М.: ИД «Академия».

3. Литература: учебник для 11класса: среднее(полное) общее образование(базовый уровень): в 2 частях. – И.Н.Сухих. – 7 изд.- М.: ИД «Академия

4. Литература: 10 класс (базовый уровень): Практикум Белокурова С. П.Сухих И.Н. Под ред. И.Н. Сухих

5.Русская литература в 10 классе (базовый уровень): Книга для учителя Белокурова С. П.Сухих И.Н. Под ред. И. Н. Сухих.

 6.  Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. – Саратов: Лицей, 2003.

7.Уроки русской литературы в 10 классе. Вторая половина XIX века. Книга для учителя/ Автор-составитель Биккулова И.А. – Брянск: «Курсив», 2003

8.Открытые уроки литературы : 9-11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008

9.Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

10.Лазаренко Г.П. Тютчев в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2003

111.Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века : 10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002

12.Золотарёва И. В., Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 М.: «Вако», 2002.

          

                               

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 10-11кл

рассчитана на 2 ч. по программе Габриеляна О.С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа по русскому языку 11кл

Рабочая программа по русскому языку 11кл...

Рабочая программа по обществознанию 10-11кл

рабочая программа по общестовзнанию состоит из пояснителньой записки, цели, задач, тематического планирования, критериев оценивания,списка литературы...

Рабочая программа по информатике 10-11кл

Рабочая программа по информатике 10-11кл к учебнику Семакина...

Рабочая программа по МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой

Рабочая программа по курсу МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...