Интегрированный урок "Прекрасное и вечное в поэзии Н.Рубцова"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Подрезова Ирина Ивановна

На интегрированном уроке сопоставляются стихотворения Н.Рубцова и созвучные им  картины И.Левитана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_poezii_rubcova.doc58 КБ
Office presentation icon kartiny_i.ppt769.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подрезова И.И.,

учитель русского языка и литературы

9 класс

Тема урока: Прекрасное и вечное в поэзии Н.Рубцова (опыт сравнительного анализа произведений литературы и живописи).

Тип урока: интегрированный.

Цели урока:

  1. продолжить обучение анализу поэтического текста, формировать умение логически правильно и грамотно строить устные высказывания;
  2. формировать умение фиксировать свои ощущения в цвете, создавая ассоциативно-цветовую «палитру» чувств; проводить развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
  3. приобщить учащихся к сложным духовным поискам.

Оборудование: тексты стихотворений Николая Рубцова, видеопрезентация (картины И.Левитана), аудиозапись (колокольный звон).

Словарная работа:

Видеома – особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка (А.Вознесенский).

Эпиграф:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного.

И.Бунин

                                                                           

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Слова И.Бунина в полной мере можно отнести к Николаю Рубцову. Сегодня без творчества Н.Рубцова невозможно представить не только поэзию 70-80 годов, но и всю последующую. Глеб Горбовский писал: «Популярность поэзии Н.Рубцова среди людей, читающих стихи, не затухает. Спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую». Сегодняшний урок – это ещё одна возможность прикоснуться к прекрасной и вечной поэзии Н.Рубцова.

Анализ поэтического текста считается одним из самых сложных жанров сочинения. Цель нашего урока – научиться понимать и анализировать поэтический текст, вести диалог с ним, используя ассоциативно-цветовую «палитру» чувств, видеомы, репродукции картин И.Левитана.

2. Работа в группах

Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила предварительное домашнее задание: в цвете, в рисунке выразить своё понимание стихотворений Н.Рубцова «Левитан», «Старая дорога», «В святой обители природы». (Представитель от группы читает стихотворение наизусть. На доске написаны названия трёх стихотворений. Под каждым из них прикрепляются таблички с ассоциативно-цветовой «палитрой» чувств, видеомами).

1 группа

Чтение стихотворения «Левитан» наизусть.

Стихотворение «Левитан» (зрительные впечатления). (Обсудим ваши цветовые ощущения от прочитанного стихотворения).

Приступаем к более глубокому анализу стихотворения (в обсуждении принимают участие все группы).

Презентация (слайд № 1 картина И.Левитана «Вечерний звон»).

- Какие образы связывают стихотворение и картину? (Образы: «алеющая мгла» в стихотворении и розовый закат на картине, «собор звонит в колокола» и в том и другом произведении, «колокольчиковый луг» в стихотворении и на картине).

- Почему поэт назвал родину Русью? (Поэт не случайно называет родину Русью. Есть в этом названии что-то древнее, вечное, уходящее своими корнями в далёкое прошлое. Время идёт, но нетленна красота родного края).

- Каким настроением проникнуты стихотворение и картина? (Лирическим, грустным настроением. Восторгом наполнена душа поэта и художника, очарованных  красотой уходящего дня и чуть слышным звоном колокола).

- Что придаёт музыкальность стихам поэта? (Звон колоколов. Звучит аудиозапись колокольного звона).

- Сочетание каких звуков вы услышали в звучании колоколов и в стихотворении Н.Рубцова? (В стихотворении передано звучание колокола с помощью аллитерации и ассонанса. Сочетание звонкого «д» и глухого «к» помогает услышать приглушённый звон колоколов, а протяжное «о» передаёт размеренное звучание колокола»).

В группе присутствует искусствовед, который поделится с вами своими впечатлениями о картине «Вечерний звон».

Сообщение

        Картина «Вечерний звон» была написана в 1892 году. На ней запечатлена могучая волжская излучина. Природа, изображённая художником, пробуждает в человеке возвышенные чувства. Мы видим красоту и величие покоя. Перед нами обычная картина: монастырь на берегу Волги. Необычность её в том, что художник сумел передать зыбкий переходный момент в жизни природы, когда ясный день уступает место вечерним сумеркам. Покой опустился на землю, ничто не нарушает тишины. И только приглушённые звуки колокола нежно и печально оглашают окрестность, навевая светлую грусть. Задумчивое состояние природы рождает мечтательное настроение, раздумья о смысле бытия, о месте человека в мире. Медленно угасающий день ассоциируется с медленным течением человеческой жизни.

Аналитик подводит итоги, сравнивает зрительные образы, цветовые гаммы детских работ с картиной Левитана. (Вывод: какова Русь Рубцова и Левитана?)

2 группа

Чтение стихотворения «Старая дорога» наизусть.

Стихотворение «Старая дорога» (зрительные впечатления).

Презентация (слайд № 2 картина И.Левитана «Владимирка»).

- Какой мотив является определяющим в стихотворении Н.Рубцова и картине Левитана? (Мотив дороги, пути, вечного движения, странничества).

- Какое настроение связывает картину Левитана и стихотворение Рубцова? (Грустное, печальное) Почему?

- Дорога Рубцова и дорога Левитана обращают нас к прошлому России. Какому? (найдите соответствующие строки в стихотворении Рубцова; вспомните историю Владимирки)

- Рассмотрим, как меняются картины в стихотворении. (Образы: «пилигримы», «ромашки», «леса», «овин», хуторок», «три богатыря», «верховые», «знаки верстовые». Движение в стихотворении идёт от конкретных образов к обобщению: «Здесь каждый славен – мёртвый и живой», «но этот дух пойдёт через века»). Пилигрим – странствующий богомолец, паломник.

Сообщение (искусствовед)

        В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву. Он поселился в деревне на пути во Владимир. Здесь у него родился замысел большого полотна «Владимирка». Смотря на пустынную, верста за верстой тянущуюся дорогу, протоптанную ногами ссылаемых в Сибирь людей, на эти тропинки, сопровождающие её и сливающиеся с ней вдали, мы словно видим молчаливо идущих ссыльных, слышим щемящий душу кандальный перезвон. Здесь всё дышит горем, великой человеческой трагедией – трава, воздух и даже птицы. Левитан смог почувствовать тяжесть кандалов, услышать их звон, увидеть небо над дорогой. Потому оно и получилось в картине неумолимым, а бегущая вдаль дорога беспросветной. Где-то, у самого края земли, видна полоска света, там, видно, выглянуло из-за туч солнце. Только просвет солнечных лучей у горизонта вносит светлую, как луч надежды, нотку в картину.

Аналитик подводит итоги, сравнивает зрительные образы, цветовые гаммы детских работ с картиной Левитана. (Вывод: и в стихотворении, и в картине  прошлое сливается с настоящим; сопричастность поэта и художника  с историей русского народа).

3 группа

Чтение стихотворения «В святой обители природы» наизусть.

Стихотворение «В святой обители природы» (зрительные впечатления).

Презентация (слайд № 3 картина И.Левитана «Над вечным покоем»).

- В чём стихотворение Рубцова созвучно пейзажу Левитана? Назовите слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт свой пейзаж. (Эти произведения близки общими образами и цветом. В стихотворении: «в тени берёз», «дымкой повиты», «белеющие во мгле», «полночные светила», «старушки-избы над рекой», «неизвестная могила»).

- Как создаётся ощущение покоя? (Возникает при чтении первых строчек: «в святой обители природы…»).

- Как вы понимаете смысл слова «обитель»? (Обитель – это то же, что и монастырь; как правило, обитель расположена в уединённом месте).

- Почему обитель названа святой? (Святая – это нечто неприкосновенное, возвышенное, сюда не вторгается никто и ничто. О бренности бытия напоминают «старушки-избы» над рекой, покрытые «прощальной дымкой». Всё погружается в состояние покоя).

- Что противопоставлено покою? Отметьте контрастные образы. (Вечному покою в природе и окружающем мире противопоставлено сознание человека и его стремление всё постичь. Сознание названо «могучим», потому что способно всё преодолеть).

- В каких строчках выражено это противопоставление? (Последнее четверостишие. Контраст: могила – небеса, иначе,  смерть – бессмертие, покой – движение).

Сообщение (искусствовед)

        Картина «Над вечным покоем» написана в 1894 году в Плёсе. Левитан считал эту картину самой значительной своей работой. «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием» - писал он Павлу Третьякову. Картина заставляет нас задуматься над смыслом человеческого существования. Всмотримся в неё. Вечным покоем дышат старые, покосившиеся от времени кресты заброшенного кладбища, маленькая, затерявшаяся в огромном пространстве церковь, безбрежные просторы реки и пустынных берегов. Кажется, что всё тлен и прах и нет жизни ни в чём. И всё-таки она есть: в порыве ветра, пригнувшем деревья к земле, в кусочке неба, которое чуть-чуть очистилось от туч. Название картины подчёркивает её философский смысл – над вечным покоем: «над» - стремление ввысь, обретение бессмертия.

Аналитик подводит итоги, сравнивает зрительные образы, цветовые гаммы детских работ с картиной Левитана. (Вывод: можно ли говорить об идейной близости картины и стихотворения? Да, идейно они повторяют друг друга).

3. Подведение итогов

        -Ребята, помогли ли вам картины И.Левитана лучше понять и прочувствовать стихотворения Н.Рубцова?

        Что же хранит в себе душа Рубцова, ведущая поэта по дорогам жизни, чем богата, чем наполнена? Память, красота природы, прошлое, вечность – вот чем наполнена душа поэта. Только внимательному человеку дарует земля красоту, которую можно увидеть в самом малом, только чуткому и доброму открывается безмерность окружающего мира, его бесконечность и красота.

Литература

  1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие/ Е.Н.Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. С.135-138.

Приложение

                Левитан

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн,-

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

1960

            *   *   *

В святой обители природы,

В тени разросшихся берёз

Струятся омутные воды

И раздаётся скрип колёс.

Прощальной дымкою повиты

Старушки-избы над рекой.

Незабываемые виды!

Незабываемый покой!..

Усни, могучее сознанье!

Но слишком явственно во мне

Вдруг отзовётся увяданье

Цветов, белеющих во мгле.

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там – полночные светила

Наводят много-много дум…

1967

          Старая дорога

Всё облака над ней, всё облака …

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки.

И зной звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса …

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Ещё порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен – мёртвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошёл,

Перекликаясь с теми, кто проходит …

Здесь русский дух в веках произошёл,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пойдёт через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака …

1966


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....

Открытый урок в 8 классе "Тихая лирика поэзии Н. Рубцова"

Урок внеклассного чтения в восьмом классе. Для проведения недели русского языка и литературы. Тема недели: " Тихая лирика Н. Рубцова"....

Открытый урок "Тема родины в поэзии Н.Рубцова"

laquo;РОДИНА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА «РОССИЯ, РУСЬ, КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ…»...

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...

"Тихая моя родина" (Поэзия Н.Рубцова)

Технологическая карта урока по поэзии Н.Рубцова "Тихая моя родина". На занятии проводится закрепление навыков выразительного чтения и анализа поэтических текстов; используются деятельностные...