Классики русской литературы XIX в.
презентация к уроку по литературе по теме

Кугаппи Светлана Борисовна

Презентация на МО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классики русской литературы 19 века Вперёд Учителя русского языка и литературы: Кугаппи Светлана Борисовна Озернюк Нина Владимировна

Слайд 2

Н.В Гоголь Вперёд Назад

Слайд 3

Очерк жизни и творчества Родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, около Полтавы, в Украине. Рос в семье небогатых помещиков, отец сочинял пьесы на украинском языке, мать поощряла интерес сына к литературе. Учился в Нежинской гимназии (1821 – 1828). Переезд в Петербург, служил в министерстве внутренних дел. Познакомился с А.С Пушкиным, В.А Жуковским. Назад Вперёд

Слайд 4

В 1832 году выходит в свет сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», ставший известным в литературной России. Создает сборник повестей «Арабески», «Миргород», комедию «Ревизор». В 1836 году уезжает заграницу. Жил в Италии, Франции, работал над поэмой «Мертвые души». В 1839 возвращается в Россию, Москву. В 1842 году выходит в свет I том « Мертвых душ». Опять уезжает в Италию. В 1848 году возвращается на родину, продолжает работать над II томом «Мертвых душ». Назад Вперёд

Слайд 5

В 1852 году закончил работу над II томом поэмы, но в момент приступа болезни сжёг его. В этом же году умирает в Москве, в свой квартире, неподалеку от Арбатских ворот. Похоронен в Даниловском монастыре. Назад Вперёд

Слайд 6

Творчество Н.В Гоголя Назад Вперёд

Слайд 7

5 класс «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Майская ночь, или Утопленница» Основывается на многих легендах о «не упокоенных душах», безвинно погибших. Украинские сказки – страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро побеждает зло, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки – дурные и хорошие. Прекрасная панночка терпит издевательства ведьмы – мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой… Назад Вперёд

Слайд 8

1.Жанр произведения: а) рассказ; б) сказка; в) повесть. 2. Сборник, в который Гоголь включил это произведение: а) «Миргород»; б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в) «Арабески». 3. История утопленницы – это: а) сказка; б) быль; в) легенда. 4. При изображении украинской ночи автор использовал: а) метонимию; б) олицетворение; в) метафору. 5. Тип речи, используемый автором для изображения украинской ночи: а) описание; б) повествование; в) рассуждение. Тест. 5 класс. Вперёд Назад

Слайд 9

6. Молодая жена сотника взглянула на падчерицу: а) нежно; б) весело; в) страшно. 7. Голова не стал говорить с Левко о его женитьбе на Ганне, ссылаясь на: а) глухоту; б) отсутствие времени; в) молодость сына. 8. Ганна любила Левко за его: а) пышные усы; б) карие очи; в) доброе сердце. 9. Мачеха прогнала панночку, потому что: а) девушка перерубила ей ручку-лапу; б) девушка узнала о ней правду; в) колдунья хотела, чтобы сотник любил только ее. 10. Голова был человеком: а) суровым; б) злым; в) простодушным. Назад Вперёд

Слайд 10

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Ночь перед Рождеством» Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II – последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 году. Сюжет разворачивается в Диканьке, в Украине, в ночь перед Рождеством. Кузнец Вакула влюблен в красавицу Оксану, ради нее готов на всё, даже лететь в Петербург за черевичками. Искрометный украинский юмор, черт, ведьма, жители Диканьки не оставляют равнодушными читателей и по сей день. 6 класс Назад Вперёд

Слайд 11

Тест. 6 класс. 1. Жанр произведения: а) сказка; б) рассказ; в) повесть. 2. Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение. 3. В отрывке из произведения: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована: а) аллегория; б) олицетворение; в) сравнение. 4. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая: а) пошалить; б) отомстить кузнецу; в) поиздеваться над селянами. Вперёд Назад

Слайд 12

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами» - выделенные слова являются: а) логическими определениями; б) постоянными эпитетами; в) эпитетами. 7. Рассказывая о Пацюке («…ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру…»), автор использовал: а) аллегорию; б) иронию; в) гиперболу. Назад Вперёд 5. Кузнец был человеком: а) нерелигиозным; б) вольнолюбивым; в) богобоязливым.

Слайд 13

8. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как: а) не любил это кушанье; б) постился в канун Рождества; в) испугался колдовства. 9. Вакула отправился в Петербург для того, чтобы: а) никогда больше не видеть Оксану; б) достать царские черевички; в) посмотреть столицу. 10. В предложении: «Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь , с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются: а) аллегорией; б) гиперболой; в) сравнением. Назад Вперёд

Слайд 14

Сборник повестей «Миргород» «Тарас Бульба» Повесть основана на исторических материалах и народных сказаниях об эпохе вражды в середине 17 века запорожского казачества с Речью посполитой. Воссоздавая на страницах повести эпоху героического прошлого своей Родины, Гоголь передает все изгибы и оттенки чувств, волнений и страданий украинского народа – гордых и воинственных казаков, со всеми их достоинствами и недостатками, храбростью и трусостью, добротой и жестокостью, чувствами братства и предательствами. В центре повествования - история семьи доблестного казака Тараса Бульбы. 7 класс Назад Вперёд

Слайд 15

Тест. 7 класс. 1. «Поэмой о любви к Родине» В.Г. Белинский назвал произведение: а) «Тарас Бульба»; б) «Ночь перед Рождеством»; в) «Майская ночь, или Утопленница». 2. Слова: «Есть ещё порох в пороховницах!» - принадлежат: а) Остапу; б) Тарасу; в) куренному атаману. 3. «… Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости…ничего, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» - это портрет: а) Тараса Бульбы; б) Остапа; в) атамана Кукубенко. 4. Тема повести: а) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой; б) история семьи Тараса Бульбы; в) быт и нравы Запорожской Сечи. 5. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит: а) стремление к славе; б) физическая сила; в) героическая борьба за свободу и независимость Родины. Назад Вперёд

Слайд 16

6. Повесть написана в стиле: а) эпического сказа; б) семейной хроники; в) исторического исследования. 7. Выше личной привязанности, кровного родства поднялся: а) Андрий; б) Тарас; в) Остап. 8. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью: а) Остапа; б) Мосии Шило; в) Тараса. 9. Смысл жизни для старого Тараса состоит в: а) воспитании достойных сыновей; б) поддержании традиций Запорожской Сечи; в) защите родной земли. Назад Вперёд

Слайд 17

Комедия «Ревизор» Сюжет подсказал Пушкин, которого однажды приняли в провинциальном городе за приехавшего из Петербурга для ревизии чиновника. Гоголь использовал это анекдотическое происшествие как ситуацию, типичную для бюрократического мира. Замысел автора был рассчитан на то, чтобы дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не только где-то, но в той или иной мере в любом месте России, а пороки чиновников есть в душе каждого. Писатель призывает читателей заглянуть в себя, задуматься об общечеловеческих ценностях. Маленький городок в пьесе запечатлел все характерные черты общественных отношений того времени. 8 класс Вперёд Назад

Слайд 18

Тест. 8 класс. 1. Жанр этого произведения: а) трагедия; б) комедия; в) драма. 2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы: а) ревизор; б) городничий; в) смех. 3. Часть композиции, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного городка: а) зачин; б) экспозиция; в) эпилог. 4. Выражение из произведения, ставшее крылатым: а) «Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла»; б) «Счастливые часов не наблюдают»; в) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». 5. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене: а) в трактире; б) разглагольствования Хлестакова; в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге. Назад Вперёд

Слайд 19

6. Для речи Хлестакова характерна: а) логичность; б) искрящийся юмор; в) бессмыслица. 7. В основе фантастических рассказов Хлестакова: а) антитеза; б) гипербола; в) сравнение. 8. Истинное стремление Хлестакова: а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением; б) жениться на Марье Антоновне; в) набрать как можно больше денег в долг. 9. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны: а) Ляпкину-Тяпкину; б) городничему; в) Хлестакову. 10. Хлестаковщина – это: а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле; б) стремление модно одеваться; в) погоня за чинами. Назад Вперёд

Слайд 20

Поэма «Мертвые души» Гоголь считал это произведение главным в своей жизни, работа над ним длилась 17 лет. «Мертвые души» соединили в себе элементы различных жанров: плутовского романа, лирической поэмы, социально-психологического романа, повести, сатирического произведения. Чичиков – главный герой, энергичный делец, ищущий выгодные связи, навещающий помещиков Манилова, Собакевича, Коробочку, Ноздрева и Плюшкина, покупает у них «мертвые души». Социально-общественная проблематика поэмы связана с изображением России того времени. Возникает вопрос: куда идет страна? Нравственная проблематика раскрывается в изображении помещиков и чиновников, духовно «мертвых» людей. Наконец, писатель ставит в произведении философские вопросы: что есть человек, в чем смысл назначения человеческой жизни. 9 класс Назад Вперёд

Слайд 21

Тест. 9 класс. 1. Род литературы, к которому относится произведение Гоголя: а) эпос; б) лироэпос; в) драма. 2. Жанр произведения: а) поэма; б) роман; в) повесть. 3. Характерная особенность Манилова, которой воспользовался Чичиков при покупке мертвых душ: а) обходительность и любезность; б) замкнутость и немногословность; в) грубость и напористость. 4. Назовите свойства характера, которые роднят Ноздрева с Хлестаковым: а) беспечность и лживость; б) оптимизм и душевность; в) трудолюбие и порядочность. 5. Несмотря на ряд различий, Собакевича и Ноздрева сближает: а) общность интересов; б) круг общения; в) умение рекламировать продаваемый товар. Назад Вперёд

Слайд 22

6. Персонаж, который подарил Чичикову мертвые души и взялся оформить купчую: а) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич. 7. « Нет, кто уж кулак, тому не развернуться в ладонь», - говорит Гоголь: а) о Плюшкине; б) о Чичикове; в) о Собакевиче. 8. Помещик, образ которого дан в развитии: а) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич. 9. Чичиков отличается от помещиков тем, что он: а) внимательный, щедрый; б) ленивый, безынициативный; в) энергичный, деятельный. 10. Покупая мертвые души, Чичиков надеялся: а) укрепить материальное благополучие своих будущих детей; б) выгодно жениться; в) получить на службе высокую должность. Назад К началу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"

Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....

Научная статья "Великие немецкие классики и русская литература"

В статье "Великие немецкие классики и русская литература" анализируются стихи Гёте, Шиллера и Гейне и их преводы на русский язык великих русских поэтов Жуковского, Лермонтова, Блока и других....

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Элективный курс "Русская литература: классика и современность"

Элективный курс по русской литературе для 10-11 класса....

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (презентация)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский"....

Ф. М. Достоевский в современной русской литературе: "игра в классики"

Паспорт проекта Название: «Ф.М. Достоевский в современной литературе: «игра в классики».Авторы: Торопова  Екатерина Андреевна -   учитель русского языка и литерат...