Элективный курс "Русская литература: классика и современность"
элективный курс по литературе (10, 11 класс) по теме
Элективный курс по русской литературе для 10-11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassika_i_sovremennost.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного предмета
«Русская литература: классика и современность»
по литературе 10-11 классов
Программа рассчитана на 2 года изучения
Всего – 68 часов
10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа
2016-2017 учебный год
Учитель: Слипченко Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Программа «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован учащимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, и сочинение по литературе в 11 классе. Данная программа поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Основной целью изучения программы является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данная программа достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного предмета должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Содержание предмета
Тема 1. Древнерусская литература
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины XIX века
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература XX века
Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.
А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне
А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.
Тематическое планирование элективного предмета
«Русская литература: классика и современность» для 10-11 классов (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Часы | Виды деятельности |
1 | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы | 2 | Работа с текстами, со словарями, статьями Д.С. Лихачева |
2 | Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) | 2 | Сравнительный анализ стихотворений под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе |
3 | Литература первой половины XIX века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады | 2 | Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий |
4 | «Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства. Язык и стих комедии | 2 | Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов. Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии |
5 | Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии | 1 | Работа с текстами и словарем литературных терминов, анализ изобразительно-выразительных средств |
6 | А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа | 2 | Работа с текстом, литературно-критическими статьями и «Словарем языка Пушкина» |
7 | Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля | 2 | Работа с текстом «Истории Пугачевского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении |
8 | Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века | 2 | Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями |
9 | Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта | 1 | Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам |
10 | «Смех сквозь слезы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе | 2 | Работа с текстом, словарем литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя |
11 | Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» – сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова | 2 | Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами |
12 | Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе | 2 | Работа с текстом, анализ драматических произведений |
13 | «Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары» | 2 | Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях |
14 | Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика | 2 | Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями |
15 | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н.А. Некрасова | 2 | Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности |
16 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе | 2 | Сопоставительный анализ сатирических произведений Фонвизина и Салтыкова-Щедрина |
17 | Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив | 2 | Анализ прозаической формы, составление развернутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме |
18 | Л.Н. Толстой. Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа | 3 | Работа с текстом. Составление схематических систем и сложных сюжетных и образных линий |
19 | А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр | 1 | Работа с текстом. Наблюдение за языком писателя |
20 | А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности | 2 | Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов |
21 | Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И.А. Бунина и А.И. Куприна. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) | 2 | Аналитическая беседа по содержанию. Анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам |
22 | Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького | 2 | Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями |
23 | Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М. Горького | 1 | Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности |
24 | Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие | 2 | Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями |
25 | А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса | 2 | Анализ лирических произведений, работа с мемуарной литературой |
26 | А.А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии | 2 | Анализ лирических произведений, работа с литературоведческим словарем |
27 | В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии | 2 | Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта |
28 | С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии | 2 | Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий |
29 | Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева | 3 | Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции |
30 | Возвращенная литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына | 2 | Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья |
31 | Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А. Платонова и Е. Замятина | 1 | Сопоставительный анализ произведений |
32 | Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьева | 2 | Аналитическая беседа |
33 | Поэзия 70-90-х годов: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой | 2 | Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории |
34 | Русская проза 50-90-х годов: «деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина | 3 | Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений |
35 | Итоговое занятие. Практикум | 2 | Выполнение тестовых заданий |
Учебно-методический комплект
- Основные источники:
- Произведения русских поэтов и писателей 19 века.
2. Методические пособия:
2.1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П. : «Глагол», 2000
2.2. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М.: «Экзамен», 2004
2.3. Единый государственный экзамен. Литература: Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Авт.-сост. Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская, С.А.Зинин. – М.: «Интеллект – Центр», 2007
2.4. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 1 полугодие. – М.: «Вако», 2005.
2.5. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 2полугодие. – М.: «Вако», 2005.
2.6. Иванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики. М.: «Интеллект-Центр», 2007
2.7. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс. – М.: Дрофа,2005.
2.8. Самойлова Е.А. Литература. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2008
2.9. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2002
3. Электронные ресурсы:
3.1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
3.2. ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. - МедиаХауз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классика и современность
Презентация к уроку в 7 классе "Классика и современность"...
Классика и современность
Конспект урока музыки в 7 классе...
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)
Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....
Презентация к уроку "Классика и современность"
Классика (совершенный, образцовый, первоклассный) - это такие произведения искусства, которые назависимо от того, когда они были написаны являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей....
Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов
Литература родного края в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...
Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".
Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя: Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...
- Мне нравится (1)