Элективный курс "Русская литература: классика и современность"
элективный курс по литературе (10, 11 класс) по теме

Слипченко Ольга Викторовна

Элективный курс по русской литературе для 10-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassika_i_sovremennost.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного предмета

 «Русская литература: классика и современность»

по литературе 10-11 классов

Программа рассчитана на 2 года изучения

Всего – 68 часов

10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа

2016-2017 учебный год

Учитель: Слипченко Ольга Викторовна

Пояснительная записка

       Программа «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован учащимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, и сочинение по литературе в 11 классе. Данная программа поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

       Основной целью изучения программы является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данная программа достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».

   

Задачи:

- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

- содействие в области профессионального самоопределения.

       Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

       Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

       Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного предмета должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Содержание предмета

Тема 1. Древнерусская литература

       Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.

Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века

       М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины XIX века

       Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре                    А.С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

       М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тема 4. Литература второй половины XIX века

       И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник  философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый  жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Тема 5. Литература XX века

       Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.

       Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.

       А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.

       Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.

       Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне

       А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В. Некрасова,               С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века

       Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе                         В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко,              А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.

Тематическое планирование элективного предмета

 «Русская литература: классика и современность» для 10-11 классов (68 часов)

№ п/п

Тема занятия

Часы

Виды деятельности

1

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

2

Работа с текстами, со словарями, статьями             Д.С. Лихачева

2

Литература русского Просвещения XVIII века.              М. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

2

Сравнительный анализ стихотворений под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе

3

Литература первой половины XIX века. Творчество             В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры

элегии и баллады

2

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий

4

«Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства.

Язык и стих комедии

2

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов. Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии

5

Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика;                          тема поэта и поэзии

1

Работа с текстами и словарем литературных терминов, анализ изобразительно-выразительных средств

6

А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

2

Работа с текстом, литературно-критическими статьями и «Словарем языка Пушкина»

7

Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля

2

Работа с текстом «Истории Пугачевского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении

8

Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века

2

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

9

Понятие поэтической преемственности в творчестве               М.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

1

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам

10

«Смех сквозь слезы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной  выразительности в русском романе

2

Работа с текстом, словарем литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

11

Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» – сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова

2

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами

12

Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

2

Работа с текстом, анализ драматических произведений

13

«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары»

2

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях

14

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика

2

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями

15

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н.А. Некрасова

2

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

16

М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

2

Сопоставительный анализ сатирических произведений Фонвизина и Салтыкова-Щедрина

17

Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив

2

Анализ прозаической формы, составление развернутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме

18

Л.Н. Толстой. Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа

3

Работа с текстом. Составление схематических систем и сложных сюжетных и образных линий

19

А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр

1

Работа с текстом. Наблюдение за языком писателя

20

А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

2

Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов

21

Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И.А. Бунина и  А.И. Куприна. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)

2

Аналитическая беседа по содержанию. Анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам

22

Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького

2

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

23

Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах                   А.М. Горького

1

Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности

24

Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие

2

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями

25

А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации                       и ассонанса

2

Анализ лирических произведений, работа                         с мемуарной литературой

26

А.А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции                               в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, работа                            с литературоведческим словарем

27

В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира                                     в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, наблюдение               над языком поэта

28

С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности                  в русской поэзии

2

Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий

29

Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова,              А. Фадеева

3

Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции

30

Возвращенная литература: произведения Л. Андреева,            В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына

2

Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья

31

Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии                          А. Платонова и Е. Замятина

1

Сопоставительный анализ произведений

32

Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьева

2

Аналитическая беседа

33

Поэзия 70-90-х годов: Н. Рубцов, Е. Евтушенко,                      А. Вознесенский, И. Бродский, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой

2

Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории

34

Русская проза 50-90-х годов: «деревенская» проза               В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова,                В. Шукшина

3

Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений

35

Итоговое занятие. Практикум

2

Выполнение тестовых заданий

Учебно-методический комплект

  1. Основные источники:
  1.  Произведения русских поэтов и писателей 19 века.

2. Методические пособия:

2.1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П. : «Глагол», 2000

2.2. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения.  М.: «Экзамен», 2004

2.3. Единый государственный экзамен. Литература: Учебно-тренировочные материалы для   подготовки учащихся. Авт.-сост. Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская, С.А.Зинин. – М.: «Интеллект – Центр», 2007

2.4. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 1 полугодие. – М.: «Вако», 2005.

2.5. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 2полугодие. – М.: «Вако», 2005.

2.6. Иванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики. М.: «Интеллект-Центр», 2007

2.7. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс. – М.: Дрофа,2005.

2.8. Самойлова Е.А. Литература. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2008

2.9. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2002

3. Электронные ресурсы:

3.1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.

3.2. ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. - МедиаХауз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классика и современность

Презентация к уроку в 7 классе "Классика и современность"...

Классика и современность

Конспект урока музыки в 7 классе...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Презентация к уроку "Классика и современность"

Классика (совершенный, образцовый, первоклассный) - это такие произведения искусства, которые назависимо от того, когда они были написаны являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей....

Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов

Литература родного края  в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...

Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".

Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя:  Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...