Конспект-сценарий урока музыки «Классика и современность»
учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-scenariy_uroka_muzyki.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №603

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект-сценарий урока музыки

«Классика и современность»

Составитель:

Учитель музыки

Тимофеева Светлана Эдуардовна

Санкт-Петербург

2013

Тема урока: Классика и современность.

Цель урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями классика, классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

2. Развивающие:

- развивать стремление осознанно воспринимать музыкальные произведения прошлого и настоящего;

3. Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус учащихся, потребность к общению с высокохудожественной музыкой.

Тип урока: вводный.

Методы обучения:

-метод сравнения;

-метод размышления о музыке;

-метод музыкального обобщения;

-словесные методы (беседа, диалог, разъяснение);

-метод слуховой и зрительной наглядности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный)

Задания для учащихся на уроке:

-узнать музыкальные произведения, звучащие на уроке по нотном тексту;

-найти и обобщить современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего;

-запомнить мелодию и слова новой песни.

Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта», Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт», Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки», Битлз «Вчера», К.Кельми «Замыкая круг».

 Оборудование: доска, портреты композиторов, фортепиано, музыкальный центр.

Структура урока:

1. Организация (2 минуты).

2. Слушание музыки (22 минуты).

3. Распевание (3 минуты).

4. Работа над песней (15 минут).

5. Обобщение (3 минуты).

Ход урока.

1.Организация.

Музыкальное приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

2.Слушание музыки.

Задачи:

-воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки;

-высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений различных стилей;

-узнавать произведения русских и зарубежных композиторов;

-осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живет в современной культуре человечества. Она не только украшает нашу жизнь, но и сама становится участницей  важнейших событий. Многообразие музыки заставляет нас задуматься, что нас в ней привлекает. ( Ответы учащихся)  А какая музыка вечная? (Ответы учащихся).Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.  Такая музыка называется классической.

Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения. Есть понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения  легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

-Послушайте фрагменты музыкальных произведений, найдите их мелодии в нотной записи. (Пропевание тем предложенных произведений).

-Определите, какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими.(Ответы детей).

-Какое из этих произведений можно отнести к классике?

3.Распевание.

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, на гласных «у», «о», «и».

4. Вокально-хоровая работа.

Задачи:

-заинтересовать детей новой песней;

-осваивать мелодию и текст песни;

-тщательно работать над интонацией;

-обеспечить активную эмоциональную включенность детей в процесс работы;

-сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы;

-выразительно исполнять песню;

Музыка всегда бездонна,

Это значит-

Хвалят иль порочат-

Каждый в ней находит то, что хочет…

Л.Мартынов

-Когда музыка бывает вам необходима?

-Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Я хочу исполнить для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова ,идущие от сердца к сердцу , повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Исполнение песни учителем.

-Какое впечатление произвела на вас песня?

-Современна ли эта песня? Почему?

-О чем она? Какова ее главная мысль?

 Раздаю партитуры. Обращаю внимание на затакт в начале песни и синкопированный ритм. Исполняю первую фразу, дети мысленно пропевают со мной и определяют лад-мажор.  Сравниваем последующие фразы и находим сходство. Предлагаю найти и выделить в пении главные слова и выразительно исполнить куплет.

Лиричный, нежно взволнованный характер музыки создается певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

При разучивании песни обратить внимание на

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

5.Обобщение.

Вопросы для беседы:

1.Какое искусство мы называем классическим?

2.Какая музыка нужна современному человеку?

3.Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками? Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?;;

4.Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли». Как вы понимаете это высказывание?

5.Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

Вывод делают учащиеся.

«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой. – зыбко, скоропроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному». Д.Б. Кабалевский.

-Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы и дальше стремились расширять свой музыкальный кругозор, чтобы интерес и любовь к музыке развивались и далее. Хочется быть уверенной в том, что рядом с вами будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная, Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация интегративного подхода на уроках музыки через применение современных информационных технологий.

Вообще с метапредметными связями  музыки  очень хорошо эксперементировать. Благодаря тому, что музыка отражает нашу жизнь. Хорошее поле для творчества....

7 класс - Урок № 1 - Классика и современность

Цель урока: •       актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;•       проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности ...

Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий

4 класс раздел в концертном зале. Уроки:Урок №1: музыкальные инструменты.Урок №2: вариации на тему рококо.Урок №3: игра музыкальный эрудит....

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Данная методическая статья может быть полезна учителям музыки...

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...